Елена Нестерова
Консультация для педагогов «Методы и приемы, используемые при обучении старших дошкольников рисованию фигуры человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Методы и приемы, используемые при обучении старших дошкольников рисованию фигуры человека» (из опыта работы)
Рисовать детям в движении человека трудно. Мальчики вообще редко изображают человека, отдавая предпочтение технике. А девочки рисуют принцесс в длинных платьях с короткими, как бы обрубленными в локте руками, в застывших однообразных позах. А человек в рисунках должен двигаться, жить. Как заставить его «шевелить» руками и ногами. Начать предпочтительнее с детального изучения натуры.
Публикация «Консультация для педагогов „Методы и приемы, используемые при обучении старших дошкольников рисованию фигуры человека“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Для этой цели проводится игра «Повторишки из царства волшебных зеркал». Дети разбиваются на пары, один двигается перед зеркалом, а второе «зеркало» тут же передразнивает его. В ходе игры выяснить, что рука не согнется без локтя, что ее нельзя вывернуть наоборот – сломается, да и ноги без колен были бы похожи на телеграфные столбы.
Для закрепления представлений использовать пособие «Палочные человечки»
Цель:
Учить детей видеть сходство поз человека в реалистическом и схематичном изображении; упражнять в передаче поз людей в схематичном изображении.
Материал:
У воспитателя фломастер и палочки (полоски тонкого картона, подклеенные фланелью) для выкладывания человечков, схематичные изображения человечков в разных позах. У детей карточки, разделенные на две клетки, в одной схематичный человечек, другая свободная, простые карандаш
Ход:
Показать детям трех-четырех человечков, изображенных по-разному. Спросить, кто может повторить движения одного из человечков. Ребенок принимает позу одного из человечков, а дети находят на карточке человечка с такими же движениями рук и ног. Обозначают словами его позу. Например: «Руки в локтях согнуты и подняты вверх, одна нога сильно согнута в колене, другая выпрямлена. Показать на фланелеграфе, как можно выложить по-разному изображенных человечков (3—4 позы).
Затем раздать детям по одной карточке, предложить найти человечка с такими же движениями рук и ног, как у палочного человечка, и положить его на свободную клетку.
На следующем этапе можно переходить к схематическому изображению человека на доске творчества мелками. Если задуманное изображение не получилось, тут же можно стереть и нарисовать заново. Дети рисуют ноги, руки, а сами приговаривают: «Раз, два», зная о том, что части тела изображаются линиями (палочками). Желательно использовать совместное рисование педагога с детьми и совместное проговаривание «Раз, два», для закрепления понимания, что движение человека происходит от сгибания суставов. На доске постепенно появляются веселые человечки, порой в самых замысловатых позах. Ребята видят, что человек в их позах ожил, двигается. А любое нарисованное движение можно повторить. Необходимо помнить о предварительной работе: беседах, чтении и рассматривании иллюстраций.
Но, однако, анализируя работы детей, видно, что рисование фигуры человека по опорным линиям или палочкам, затруднительно. Детям трудно обращивать «скелеты», у которых туловище изображено палочкой: то шея пропадает, то руки растут в середине туловища. Поэтому решено было изображать фигуру человека с помощью геометрических фигур. В рамках прохождения тематической недели «Семья» возникла необходимость рисовать портреты всех членов семьи от маленького до самого взрослого. На помощь приходят геометрические фигуры.
Было решено попробовать рисовать человека не с головы, а с тела. Так появилась сказка о человеке – невидимке.
Сказка о человеке – невидимке.
«Жила – была одна маленькая девочка, которая любила проказничать. Однажды волшебница шоколадной страны подарила ей 2 коробки с конфетами.
Съешь конфету из синей коробки и сразу станешь невидимым. А стоит только проглотить конфету из красной коробочки, как волшебство исчезает, и человека вновь можно увидеть.
Вот и угостила однажды эта проказница своих подружек конфетами из синей коробочки. Превратились они в невидимки. Испугались, плачут!А конфет «расколдовок» из красной коробочки нет –их утащили мыши»
Что же делать? И тут, откуда ни возьмись, появляется Королева Кисточка. Она знает, что существует волшебное пальто, надев которое можно прогнать все злые чары.
Вот оно это пальто, аккуратно сложено: (Демонстрация треугольника, расположенного вершиной вверх)
Вдруг пальто зашевелилось, значит одна из девочек его уже примеряет, (педагог двумя мазками рисует рукав по одной из боковых частей треугольника)
Предложить помочь ребенку помочь невидимке руку во второй рукав. На рисунке выполняется вторая рука! Схема волшебного пальто готова.
Осталось только «проявить» саму девочку. Принимайтесь за работу – расколдуйте остальных девочек»
Человека можно рисовать не только с треугольника, но и с овальной формы, а если перевернуть треугольник вершиной вниз, то сразу станут видны широкие мужские плечи, и портрет папы почти готов, останется только дорисовать детали.
Итак, подобные задания полезны каждому ребенку в определенный момент его художественного развития. Свобода в использовании линий в сочетании с геометрическими фигурами в рисунке ребенка появляется с опытом, который в значительной мере приобретается в процессе обучения. Предлагаемые игры и сказки доказали свою эффективность целенаправленной работы педагога в этом направлении.