Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Профилактика трудностей в обучении чтению»

Шилова Любовь Владимировна
Консультация для педагогов «Профилактика трудностей в обучении чтению»
▼ Скачать + Заказать документы

Никогда никакими силами вы не заставите

читателя познать мир через скуку,

читать должно быть интересно А. Н. Толстой.

Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне эта одна из самых актуальных проблем. Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка. Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно при чтении молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, они с трудом понимают и запоминают условие математической задачи, грамматическое правило, затрудняются вычленить главное в научно – познавательной статье, учебном тексте? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?

Публикация «Консультация для педагогов „Профилактика трудностей в обучении чтению“» размещена в разделах

Существует ряд причин нарушения чтения :

- Плохое запоминание букв

- Несовершенство обучения чтению

- Узкое поле зрения

- Регрессии

- Рассеянное внимание

- Общий спад интереса к учению

- Обилие источников информации помимо книг

Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении как о скучном занятии.

Осваивая навык чтения дети закономерно проходят определённые этапы. Так на первом этапе знакомств с буквами можно использовать следующие приё мы:

ИГРЫ С БУКВАМИ

- Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует много разнообразных приёмов, помогающих запомнить зрительный образ букв. Например буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвочек, вырезать из цветной бумаги.

- Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы, можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв.

- Использовать приём «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причем рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.

- Хорошо зарекомендовал себя следующий приём. Нахождение буквы на листке из журнала или детской книги. Нужно зачеркнуть на листке букву с которой знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить.

- Письмо букв на песке.

- Придумывание слов, содержащих заданную букву в определённой позиции

-На этапе этапе изучения букв полезно давать задание «Группировка стилизованных букв». Ребёнку предлагают сгруппировать одинаковые буквы.

- Полезны задания, усложняющие узнавания букв, это «Перечеркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Зеркальные буквы», «Найди нужную букву среди перечеркнутых»

- «На что похожа буква» рисование по ассоциации. «П» ворота, «Г» вешалка…

- Можно привлечь ребёнка к «творческому созданию» букв – предложить ему «дописать букву» по пунктирным линиям.

-

На развитие внимания и памяти – «Какой буквы не стало» - перед ребёнком выкладывается ряд букв, начиная с 3-4, педагог предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены, ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает или меняет местами букву. Играть можно с постепенным увеличением ряда букв.

Работа со слогами.

На этом этапе важную роль играет развитие у ребёнка аналатических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления). Ступень становления синтетических приёмов чтения требует от ребё нка развитие психических процессов и функций : анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребёнка и развитие речи. с этой целью можно проводить следующие игровые упражнения:

- Чтение слоговых дорожек, которые могут быть разнообразно и оригинально оформлены, в форме («Горы», «Парашютист», «Шар сдувается»…»

- Слоги с движущимися полосками «окошками» (Слоговой батон).

- Составление слогов из букв.

-«Забей мяч в ворота»

-Чтение слоговых таблиц

-«Какой слог лишний»

-«Подскажи конец слова»

-Синтез из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге.

- Придумывание слов, содержащих заданный слог, в определённой позиции

-Составление слоговых схем.

-Составление слов по заданным слогам.

Чтение слов, предложений.

Эта ступень невозможна без вышеуказанных психических процессов, и сформированности у ребёнка расширенного поля зрения, координации движения глаз, произвольности внимания. Развитие навыков техники чтения будет эффективным, если подобрать систему упражнений, которая активизируют внимание школьников, помогает с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха).

-В системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения

- Работать над развитием поля зрения и оперативной памяти.

-Учитывать индивидуальные особенности детей.

С этой целью можно проводить следующие упражнения:

- Читать по кругу целыми словами, повторяя после каждого прочитанного слова предыдущие слова максимально быстро. Например: дом, дом-зуб, дом-зуб-нос, дом-зуб-нос-лес….

-Читать скороговорку от начала до конца «по кругу» постепенно увеличивая скорость чтения, показывая пальцем читаемое слово.

Наш Полкан попал в капкан

- Выполнять упражнения на расстановку логического ударения. Выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова. Прочитать, расставить логические ударения в вопросе и ответе.

Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

-Прочитать предложения с интонацией : удивления, осуждения, возмущения.

Ну и жадный же ты, мишка!

-Выполни упражнения регулирующие темпы чтения (медленно, средне, быстро)

-Чтение с изменением силы звучания голоса (тихо, обычно, громко).

-Найди в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой, соедини их стрелками.

осы мак

кот усы

рот кит

рак рог

-Исправь ошибки

Бьётся как рыба об мёд.

- Прочитай и напиши названия птиц, переставляя слоги.

НИЦАСИ. РОКВСО. ВЕЙЛОСО. ЛИНФИ.

-Какие они по твоему? Соедини стрелками слова.

Волк осторожная, хитрая.

Лиса злой, жадный

-Найди и напиши по пять слов, которые спрятались в каждой строчке

ЛИ-СА-ДЫ-РА-КИ-ТЫ.

-Найди в каждой строчке имя и напиши рядом

РНОЛДЩТАНЯИПН

Соедини пословицы в левой части с половинкой в правой.

Ученье – свет, а по уму провожают

По едёжке встречаю, и не будет скуки

Не сиди сложа руки а неученье тьма

-Подобрать слова с противоположным значением.

Глубокая -? Длинная -? Чистая -? Сядет -?

-В каком порядке можно поставить эти слова?

Ручей, лужа, пруд, река, море, океан, озеро.

-Ответь. Кто летает, бегает, плавает?

Сорока, собака, воробей, щука, заяц, лещ, ворона, аист, тюлень.

-Чтение цепочкой :

По одному слову, предложению, обзацу.

-Буксир. (учитель читает вслух, изменяя скорость чтения)

-Ловушка. (учитель читает, делает ошибку, дети исправляют)

-Прыжки (читают через слово)

-Прятки (нахождение в тексте определённого слова или слова на определённую букву)

-Фотоглаз (учитель показывает недолго слова и убирает, дети читают и называют)

-Сканирование (дети находят в тексте нужную информацию)

-Чтение по ролям.

-Конкурс чтецов.

-Отгадывание ребусов

- Чтение одного текста разными способами.

-Найди слова, которые можно прочитать наоборот

Для увеличения поля зрения используем слоговые таблицы и таблицу Шульта. Принцип работы: сфокусировать взгляд на центральном квадрате и найти взглядом все числа от 1 до 25. при этом избегать вертикальных и горизонтальных движений глаз.

Часто техника чтения страдает из-за регрессий или повторов. Приходится возвращаться, перечитывать текст. Чтобы этой вредной привычки избежать существует метод форсирования скорости или поторапливания. Читать чуть быстрее, чем привыкли. Текст закрывается на одну третью так называемой шторкой (обычным листом бумаги). Шторка двигается сверху вниз чуть быстрее, чем мы успеваем прочитать 2-3слова. Это упражнение приучает к концентрации внимания.

Еще один вид упражнений позволяющий повысить скорость чтения это чтение зашумлённых текстов. Этот способ развивает умение домысливать слова, окончания. Одним из видов зашумлённого текста является работа с рамочкой. Поначалу дети хотят сдвинуть и посмотреть что там за этими полосками бумаги, но если проводить эту работу в системе, то дети учатся домысливать слова и полоски можно взять пошире. Это упражнение хорошо тем, что взгляд движется ни по горизонтали, а как бы по диагонали в связи с этим скорость чтения увеличивается. Чтение зашумлённых текстов заставляет концентрировать внимание на важной информации.

При обучении детей чтению очень важна роль родителей. Поэтому на родительских собраниях нужно постараться убедить каждого родителя в том, что чтение должно войти в ежедневную привычку ребёнка особенно на первых ступенях грамотного чтения.

Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

Публикации по теме:

Как помочь ребёнку избежать трудностей в школьном обучении КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ИЗБЕЖАТЬ ТРУДНОСТЕЙ В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ Дошкольный период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием ребенка.

Консультация для педагогов «Методы и приемы, используемые при обучении старших дошкольников рисованию фигуры человека» Консультация для педагогов «Методы и приемы, используемые при обучении старших дошкольников рисованию фигуры человека» (из опыта работы)Рисовать.

Консультация для родителей «На пороге школы. Причины школьных трудностей» Причины школьных трудностейПодготовила Педагог-психолог А. Л. Колупаева, Свердловская обл. ,г Верхняя Салда, МАДОУ №51 «Вишенка» Весна. Вот.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Задачи: - знакомство с понятием «профессиональное выгорание» - анализ собственных переживаний Ход тренинга: 1. Игра «Поменяйтесь местами».

Консультация «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками. Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности,.

Консультация «Пути преодоления трудностей в общении» Пути преодоления трудностей в общении Анализ теории и практики дошкольного воспитания свидетельствует, что в системе образования проблема.

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Данный тренинг рассчитан для педагогов ДОУ. Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель тренинга:.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Профилактика трудностей в обучении чтению»
Опубликовано: 13 июля 2019 в 16:21
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Профилактика трудностей в обучении чтению»» (включая файлы) размещена пользователем Шилова Любовь Владимировна (УИ 1851271) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД