Татьяна Зборовская
Консультация для педагогов и родителей. Рекомендации по предупреждению невроза.
▼ Скачать + Заказать документы
Что нужно делать, если есть признаки невроза и все основания полагать, что он разовьётся с поступлением ребёнка в школу? Прежде всего не надо спешить давать ребёнку «успокаивающие» таблетки. Это всегда успеется. Если причина невроза лежит в микросоциальных условиях, то сначала надо изменить характер общения с ребёнком и отношение к нему в семье.
Первое.
Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей, Рекомендации по предупреждению невроза,» размещена в разделах
Второе.
Помните о том, что у вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребенком, чтобы он мог рассказать вам о том, что произошло за день. Спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступать в том или ином случае, помогите понять причины поступков других людей. Например: «Сережа, вероятно, сломал твой карандаш не нарочно, он случайно уронил его на пол. Не надо было драться из-за этого с Сережей. Он не хотел этого, да и карандаш можно было отточить». «Галина Петровна не спросила тебя на уроке не потому, что она тебя не любит. Она видела, что ты поднял руку, значит, ты знаешь, как решать задачу. Учитель должен научить всех детей в классе решать задачи, поэтому она спросила Таню, которая не подняла руку, чтобы научить и ее». Важно помнить, что с ребенком 6-7 лет уже можно рассуждать, он в состоянии понять ваши доводы, анализировать вместе с вами ситуацию. Главное при этом — с пониманием и уважением относиться к проблемам ребенка, не считать их чем-то несерьезным, вести разговор спокойно и доверительно, а не на повышенных тонах в форме назиданий.
Третье.
Заведите традицию беседовать с ребенком перед сном. Когда малыш уже в постели, присядьте рядом, погладьте его по голове, возьмите его ладошки в свои руки и спокойно поговорите о чем-то приятном. Вспомните, например, летний отдых в деревне: теплое летнее солнышко, смешного поросенка и т. д. Избегайте при этом бурных проявлений эмоций, не нужно, чтобы ребенок перевозбуждался перед сном. Поговорите о будущей поездке в выходные дни или летом. Пусть ваш ребенок засыпает с приятными мыслями и переживаниями. Если ему трудно заснуть, помогает теплая грелка, положенная к ногам, можно разрешить взять в постель любимого мишку или зайчика. Если на ребенка успокаивающе действует вода, полезны перед сном душ или ванна.
Четвертое.
Никогда не высказывайте в присутствии ребенка-дошкольника своих опасений относительно начала его обучения в школе, не пугайте школой. Ваша тревога и опасения обязательно передадутся ребенку, послужат причиной формирования «школьной тревожности» — устойчивого состояния тревоги и страха в отношении всего, что связано со школой и учением.
Пятое.
Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Даже если он совершил что-то, на ваш взгляд, ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать. Для начала введите один «разгрузочный» день в неделю. В этот день дайте себе слово, что не будете кричать на ребенка и ругать его, даже если он перевернет все вверх дном. Будьте с ним спокойны и выдержаны в этот день. Если получится, можно устраивать такие дни чаще, с тем чтобы постепенно отвыкнуть разговаривать с ребенком на повышенных тонах. Вы заметите, что он начинает вас «слышать», легче понимает и выполняет ваши требования.
Шестое.
Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли многого вы хотите от него? Полезно вспомнить себя в этом возрасте и «пропустить» требования к своему ребенку через собственные детские переживания. Только при этом постарайтесь быть объективными. Взрослым свойственно идеализировать свое прошлое!
Седьмое.
Большое значение для лечения и профилактики неврозов имеет правильный режим дня ребенка. Здесь необходимо запомнить и выполнять три важных правила.
Правило 1. У ребенка должен быть полноценный сои. Несмотря ни на что, в 9 часов вечера его необходимо укладывать в кровать. Длительность ночного сна должна составлять 9-10 часов. Для детей с неустойчивой нервной системой полезен дневной сон в течение 1-1,5 часов. Шумные игры, излишне эмоциональные развлечения перед сном следует исключить.
Правило 2. Ребенку необходимы продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения. Хорошо, если вы найдете возможность гулять вместе с ним: общение с вами ему также необходимо.
Правило 3. Не позволяйте ребенку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в видеоигры. Кровавые боевики и фильмы ужасов — не для вашего ребенка, их нужно полностью исключить. Если вы купили видеокассету с новым фильмом, сначала просмотрите ее сами и решите, стоит ли показывать это ребенку.
Список рекомендаций можно было бы продолжить. Вероятно, главной рекомендацией в этом случае может быть следующее: больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки, и тогда все получится. Родителям и педагогам следует помнить, что здоровая нервная система — залог успешного обучения в школе. При поступлении в школу определенные трудности у ребенка будут — они есть у всех первоклассников, но это другие трудности, они вполне преодолимы, если у ребенка не будет проблем с точки зрения здоровья.
Для профилактики и лечения детских неврозов, снятия нервного напряжения используются специальные релаксационные приемы и упражнения.
Давно замечено, что нервное напряжение влечет за собой напряжение мускулатуры всего тела: лица, шеи, спины и т. д. Рассерженный ребенок сжимает кулаки, стискивает зубы, поднимает плечи и т. д. Да и мы сами после сильных волнений чувствуем себя усталыми и «разбитыми», как после интенсивной физической работы. Организм человека представляет собой единое целое, поэтому эмоциональное напряжение всегда сопровождается напряжением мышечным, и, наоборот, расслабление мышц приводит к снижению нервного возбуждения, эмоциональному расслаблению. Чем больше расслаблены мышцы тела, тем глубже состояние общего покоя.
Все приемы релаксации основаны на более или менее сознательном расслаблении мышц. Для того чтобы ребенок научился это делать, вначале его учат распознавать наиболее знакомые крупные мышцы рук, ног, корпуса, шеи, выделять их среди всех остальных, различать состояние расслабленности и напряжения. С этой целью используют чередование мышечного напряжения и расслабления. Например, дети могут почувствовать расслабление мышц рук, если вначале им предлагают с силой сжать кулачки и подержать их в этом состоянии несколько секунд, а затем разжать, расслабить их. Следует помнить, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — длительным. При выполнении каждого упражнения необходимо обращать, внимание ребенка на то, как приятно состояние напряженности, покоя, формировать представление о расслабленности данной группы мышц: «руки висят, как тряпочки», «вялые, как кисель» и т. п. Фиксируя внимание на расслаблении по контрасту с напряжением, тем самым обучают ребенка более полному расслаблению.
При использовании релаксационных упражнений в работе с детьми следует помнить и выполнять ряд правил.
Правило 1. Релаксационная техника достаточно сложна, для ее использования необходимо обучение под руководством специалиста. Для того чтобы научить ребенка расслабляться, взрослый должен сам уметь тонко ощущать свое тело и свободно перемещать внимание с одной его чаcти на другую. Без специальной подготовки можно использовать лишь простейшие приемы и упражнения.
Правило 2. Прежде чем проводить то или иное упражнение с детьми, взрослому необходимо самому его выполнить, чтобы почувствовать, какие группы мышц при этом работают. Обучая детей расслаблению, им не только показывают соответствующее движение, но и формируют представление о том, какие мышцы должны быть напряжены и затем расслаблены (для этого проводят рукой по соответствующей части тела, учат самостоятельно контролировать состояние напряженности и расслабленности.
Правило 3. Необходимо четко контролировать релаксационный эффект — состояние ребенка после занятия. Иногда попытка расслабиться в состоянии нервно-мышечного перенапряжения приводит к совершенно противоположному результату — перевозбуждению. О правильности использования техники релаксации свидетельствует внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, сонливость. Занятия эффективны только тогда, когда они приятны детям и доставляют им удовольствие. Профессор Н. А. Власова вместе с врачом В. С. Кочергиной разработала методы проведения релаксации с заикающимися детьми. Многолетний опыт работы авторов с детьми-логопатами позволил им рекомендовать расслабляющие упражнения всем детям. Эти упражнения достаточно просты и могут проводиться как в детском саду и школе, так и в домашних условиях. Умение расслабляться помогает детям снять напряжение и возбуждение, сконцентрировать внимание, настроиться на учебную работу.