Анна Хаматнурова
Практические рекомендации для родителей и педагогов по стимулированию речи детей с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать
Самый важный и наиболее сложный этап логопедической работы с детьми имеющими расстройства аутистического спектра – это «пусковой момент».
Начинать нужно с того, чтобы ребенок научился видеть человека вообще, получил положительный опыт контакта. Взрослый должен приложить максимум усилий, чтобы установить партнерские, доверительные отношения с ребенком. (Принципы программы «Son-Rise»)
Публикация «Практические рекомендации для родителей и педагогов по стимулированию речи детей с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Основная мысль, заключается в том, чтобы любить своего малыша без условий и требований, постараться понять, подключиться к его играм, занятиям, интересам. Подражать действиям ребенка. Учить имитации посредством имитации самого ребенка, вместе радоваться простым вещам, просто быть рядом. Чтобы помочь ребенку, родители должны не казаться, а быть спокойными, счастливыми и любящими. Нужно постепенно приучить малыша что вы рядом, что вам интересно то же что и ему, что мамины прикосновения приятны и безопасны. Исключить травмирующие ребенка события, прогулки, гостей и т. д. Больше играть, разговаривать, меньше отвлекающих предметов где проходит общения и занятие. Больше внимания к ребенку, контакта, игр.
Всеми силами нужно доказать ребенку что его любят таким каким он есть, не ругают, а присоединяются, объясняют, помогают.
Очень важно что бы ребенок сам захотел общаться, идти на контакт с миром, учиться новому.
Важно давать ребенку новые знания и информацию в том виде в котором он может и хочет усваивать новое, используя все пристрастия и интересы ребенка. Его мотивацию и желание быть с вами.
Будьте терпеливы, наладьте контакт, чаще играйте с ребенком на его уровне. Имитируйте его звуки и движения.
Пусть ваши ласки будут нежны и не навязчивы. Не настаивайте.
Играйте в те игры которые интересны вашему ребенку, больше разговаривайте, не ругайте. Старайтесь понять вашего ребенка и присоединиться к нему
Если ваш малыш плохо ведет себя в магазинах или на улице, постарайтесь не ходить в эти места. Ограничитесь своим двором или одним и тем же маршрутом, постепенно добавляя новые впечатления.
• Присоединение взрослого к стереотипному поведению ребенка дает ключ к тому, чтобы его понять. Это облегчает установку визуального контакта, развивает взаимодействие и дает возможность приобщиться к игре ребенка.
• Создание безопасного простора для работы и игры, в котором никто и ничто не отвлекает внимание ребенка, и поддерживается атмосфера наиболее комфортная для обучения и развития.
• Обучение детей с аутизмом с помощью игры способствует эффективному и осмысленному взаимодействию и общению.
• Обучение и приобретение новых навыков возможны лишь при опоре на мотивацию ребенка.
• Только энтузиазм и заинтересованность взрослых могут вызвать у ребенка стойкий интерес к обучению, общению и взаимодействию.
• Усилить мотивацию ребенка к обучению поможет только безоценочное отношение взрослых к его действиям.
Первоначальная работа ведется над пониманием обращенной речи, выполнением команд и инструкций.
• Ваша речь должна быть с выделенной эмоционально окрашенной интонацией. (используйте междометия)
• Избегайте длинных фраз, говорите чётко, коротко, по делу.
• При общении с ребенком нужно смотреть в глаза, чтобы он понял, что речь обращена к нему, помимо этого общение «глаза в глаза» побуждает обращать внимание на артикуляцию.
• Многие аутисты мыслят образами, поэтому понадобится стимульный материал с изображениями предметов и действий. (Карточки пекс Визуальные карточки PECS – это альтернативный способ коммуникации ребенка с другими людьми. Основная цель визуальных карточек – это дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно, или как он себя чувствует, когда он не может это сделать с помощью слов (речи).)
• Развивайте мелкую моторику. Выбрать нужно именно те задания, которые заинтересуют ребенка и вызовут положительные эмоции. (рисование, сенсорные коробки, лепка, игры с природным материалом, пальчиковые игры и др.) (Элементы методики Монтессори)
• Продумайте серию вопрос-ответ, где всего два варианта ответов: - «да-нет» (Хочешь есть? Идем спать).
Многие родители, чтобы ребенок заговорил быстрее, заставляют его повторять бесконечное количество раз слова-образцы: «Скажи – папа, скажи – мама и т. д.», тем самым вызывая у ребенка негативную реакцию.
• Необходимо помнить, что речь нужна для общения, а формирование речи происходит в диалоге, поэтому старайтесь спровоцировать ребенка ответить на вопрос, либо на высказывание.
• Обучение использования указательного жеста для выражения своего желания.
• Необходимо научить ребенка звукам речи. Начинать лучше с гласных, так как у детей с аутизмом могут быть нарушения работы левого полушария головного мозга, которое отвечает за речь, и его функции на себя берет правое полушарие, отвечающее за пение.
• Выполнение артикуляционной гимнастики только по показу взрослого (ребенок не поймет, что такое «улыбка», «хоботок», «грибок» и т. д.)
• Обучение глаголу «Дай» (В ситуации когда, например ребенок не может достать игрушку, но тянется к ней, взрослый в этот момент говорит: «Что тебе дать? Машинку? Скажи «дай»).
• Использование элементов различных методик, таких как: Методика Домана, Лупан, поведенческая терапия(ABA, цветотерапия, холдинг-терапия, игротерапия, TEACH-терапия и др.
• Воспроизведения двигательных упражнений с речевым сопровождением воспитывают в детях умение вслушиваться в речь и формируют подражательную деятельность. (Железнова)
— Ножки, ножки, вы куда бежите? (бежим)
— Ножки, ножки, вы куда бежите?
— Мы по кочкам, по кочкам, по маленьким пенёчкам, (подпрыгиваем)
Да в ямку бух! (присели)
(В своей работе мы активно используем книгу «Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками» С. В. Исхановой. Для выполнения заданий дома.)
Для каждого ребенка с аутизмом после диагностики составляется индивидуальная программа стимулирования речевого развития с учетом его возможностей, а также его коммуникативного интереса.
Работа с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, очень длительна и кропотлива, но следуя вышесказанным рекомендациям, занятия с детьми-аутистами будут иметь высокую эффективность.
Список использованной литературы:
1. Коноплева А. Н., Лещинская Т. Л. Интегрированное обучение детей с
особенностями психофизического развития. Мн. НИО., 2003. 232с.
2. Лещинская Т. Л. Образовательная интеграция и социальная адаптация
лиц с ограниченными возможностями. Мн. НИО. ,2005. 260 с.
3. Либлинг М. М. : Развитие взаимодействия со взрослым и организация занятий с аутичным ребенком. Детский аутизм. Составитель Шипицына Л. М.
4. Шипицына Л. М. Детский аутизм. Спб., 2005.124с.
5. Шоплер,Минск, «Медисонт», 2009, «Поддержка детей с аутистическими нарушениями от 0 до 6 лет»