эвелина валеева
Мастер-класс. Рекомендации для педагогов и родителей по применению нетрадиционных подходов в оздоровлении детей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер класса : Практические рекомендации для педагогов и родителей по применению нетрадиционных походов в оздоровлении детей
Цели занятия:
1. Дать определение понятию здоровья.
2. Познакомитьи с нетрадиционными формами оздоровления детей.
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.
Публикация «Мастер-класс, Рекомендации для педагогов и родителей по применению нетрадиционных подходов в оздоровлении детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний опре-деляется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.
Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки.
Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, и всестороннего развития личности ребёнка. Бесспорно, чем меньше ребёнок, тем больше он нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Тем не менее, с самого раннего возраста надо приучать дошкольника заботится о своём здоровье. Вот почему и в детском учреждении, и дома следует воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, способствовать овладению основными культурно - гигиеническими навыками, знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности, научить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие. Здоровье детей – это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением. «Движение – это жизнь, - как говорил великий философ Аристотель. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие. И это действительно так. Все это может дать ребенку физическое воспитание. Физическое воспитание – это не только занятия физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду. Физические упражнения способствуют не только оптимальному физическому развитию, но и совершенствованию памяти.
Ведь совсем не зря Основное внимание в детской физической культуре следует сосредоточить на развитии двигательных навыков. Бег, прыжки, метание, хватание руками, пинки ногами – это азбука движений.
Здоровый ребенок – как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и интеллектуального развития.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т. е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Представление технологии.
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.
Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой системы кровообращения и дыхания, являются одной из причин ухудшения их здоровья, снижение жизненного тонуса.
К нетрадиционным формам (методам) оздоровления относятся :
Существует множество нетрадиционных методов, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.
Это использование нетрадиционных методов закаливания дошкольников: «Хождение босиком», «Дыхательная гимнастика» и «Массаж биологически активных точек тела». Перечисленные методики являются одними из наиболее современных эффективных способов снижения уровня заболеваемости детей при посещении дошкольного учреждения.
Закаливание способствует укреплению здоровья.
А) «Хождение босиком» - хороший метод закаливания, как для детского учреждения, так и для дома.
При хождении босиком укрепляются своды и связки стопы, увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.
Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
«Рыбки и акулы», «Морская фигура», «Нарисуй картину», «Сложи узор».
Б) Дыхательная гимнастика повышает обменные процессы, играющие главную роль в кровообращении, в том числе и органах дыхания, укрепляется мышца – диафрагма.
1). Дыхательная гимнастика.
а) Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
1–медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширятся – прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек;
2 – плавный выдох через нос.
б) Руки перед собой 3 раза сжимаем кулачки и 3 вдоха носом и плавно выдыхаем ртом.
В) Массаж – это механическое воздействие специальными приемами: (поглаживание, постукивание, пощипывание и точечный массаж).
Еще одним из наиболее часто используемых методов массажа является само-массаж. В сочетании с художественным словом, данное упражнение является не просто физическим воздействием на тело ребенка, но и средством снятия психологического напряжения в течение дня.
2). Точечный массаж с дыхательной гимнастикой.
«Правая ноздря, левая ноздря»
Вдох через правую ноздрю, левая закрыта указательным пальцем, выдох через левую ноздрю, правая закрыта указательным пальцем.
Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей и выполнить со мной ряд упражнений.
а) Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
1–медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширятся – прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек;
2 – плавный выдох через нос.
«Массаж под музыкой» Железнова Е
Также к нетрадиционным методам оздоровления относится :
Гимнастика для глаз, музотерапия (сон под музыку, пение, аутотренинг и психогимнастика, арттерапия - это лечение искусством (лепка, рисование пальцами, марание, рисование сухими листьями и т. д., снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги, сказкотерапия -это воспитание и лечение сказкой, русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. ; игротерапии (на укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах, укрепление мышц можно применять такие игры, как: «Пастушок дудит в рожок», «Король ветров» (дуем на вертушку, мыльные пузыри, подвешенный шарик, сдуваем ватку с ладошки, песочная терапия – игротерапия (игры с песком, игропластика включает в себя пальчиковую гимнастику, релаксация и т. д.
Пальчиковая гимнастика, благотворно влияет на координацию движений, способствует развитию мелкой моторики рук, их силы. Игровая форма проведения не только развлечет детей, но и будет способствовать формированию представлений об окружающем мире.
Уважаемые коллеги, давайте совместно дадим определение здоровью. (участники высказывают свое мнение.)
Таким образом, можно сделать вывод: здоровье - это не только отсутствие каких-либо болезней, но и физическое, духовное благополучие человека.
Главной задачей является сохранение и укрепление физического здоровья детей, а так же повышение его потенциала.