Наталия Коврова
Консультация «Взаимодействие родителей и педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие личности каждого ребенка зависит от влияния окружающей его социальной среды. Очень часто это влияние в детские годы играет решающую роль во всей дальнейшей судьбе человека. Дети наряду с физическими потребностями обладают потребностями психического характера, удовлетворение которых очень важно для общего развития. Ребенок нуждается в микросоциальной среде, которую он постепенно познает, начинает понимать и ориентироваться в ней. В самом раннем возрасте этой средой для человека является семья. [1]
Публикация «Консультация „Взаимодействие родителей и педагогов“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Семья - это малая социальная группа, связанная брачными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью перед обществом за воспроизводство населения.
Семья - это первичный коллектив, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях [2]. Она отражает все серьезные социальные изменения, произошедшие в обществе. Семья во многом определяет наше будущее, потому что она существенно влияет на формирование личности будущего ребенка. Именно здесь формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Она способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность [3].
Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства.
Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, это коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь – это своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности.
Во-вторых, это коллектив, где общение его членов происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности. Семья является сравнительно стабильным коллективом.
В - третьих, семья - разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляя передачу опыта старших поколений младшим.
Семья в силу глубокой специфичности воздействия на ребенка является необходимым фактором социального становления. Только в семейном кругу можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать эмоциональную культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни [3].
Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.
Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Без родительского участия процесс воспитания неполноценен. Основной формой работы с родителями является родительское собрание, которое концентрирует в себе весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия детского сада с семьей. Однако, на посредственное и формальное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно. [4]
С родителями можно использовать такие формы работы как: круглые столы, мастер – классы, игры, соревнования и др. В ДОУ накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей. Согласуя свои действия с семьей, детский сад старается дополнить или компенсировать недостатки семейного воспитания и домашнего обучения. Однако, все это невозможно без систематического просвещения родителей и формирования психолого-педагогической компетентности членов семьи в процессе взаимодействия и сотрудничества с ними. [6]
Главная цель проведения взаимодействия с родителями – помочь им осознать ответственность за воспитание детей и понять, что рядом с ними существует мир детства, который не терпит фальши и равнодушия, который надо беречь и уважать, чувствовать и понимать, и тогда заботы и хлопоты окупятся огромной человеческой радостью. [5]
Список использованной литературы
1. Лишенные родительского попечительства : Хрестоматия [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов /Ред. - сост. В. С. Мухина. –М. : Просвещение, 1991-223с.
2. Немов Р. С. Психология: Словарь- справочник [Текст] : В 2ч. -М. : изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-Ч. 2.-352с.
3. Рожков М. Н., Байбородова Л. Б. Воспитание учащихся: теория и методика[Текст].- Ярославль, 2002.- 282с.
4. Метенова Н. М., Метенова Е. Е. Родительские собрания. Часть 2. 2015. 64с.
5. Метенова Н. М. Родительские собрания. Часть 1. Методика проведения. 2014. 64с.
6. И. А. Волкова, Т. Г. Гоч, Л. М. Бойко. Социально-педагогическое взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в решении задач нравственного воспитания старших дошкольников //«Дошкольная педагогика».- 2016.- №6.- с. 20 - 22