Плотникова Анастасия
Консультация для педагогов групп компенсирующей направленности «Автоматизация и дифференциация звуков в речи у детей с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
«Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи у детей с ТНР»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Публикация «Консультация для педагогов групп компенсирующей направленности „Автоматизация и дифференциация звуков в речи у детей с ТНР“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Практически у всех детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения звуков. Они обусловлены тем, что у ребенка данного возраста ещё недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппарат. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата слабые и нетренированные. Всё это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно чёткие и согласованные.
Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.
Звуки речи являются результатом сложной работы различных частей артикуляторного аппарата. Звуки речи возникают в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся: язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть. Самыми активными и подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, именно их положение формирует каждый звук речи.
От правильного строения органов артикуляции зависит и правильное звукопроизношение. Если у ребенка присутствуют отклонения в строении артикуляции, то ему необходима помощь специалистов (ортодонт - это медицинский специалист, занимающийся диагностикой, профилактикой и лечением зубочелюстных аномалий). А точность, сила и дифференцированность движений этих органов развивается у каждого ребенка индивидуально и постепенно, в процессе речевой деятельности при тесном взаимодействии специалистов (невролога, логопеда, педагогов и родителей.
Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя четыре этапа: подготовительный этап, этап постановки звука, автоматизация и дифференциация звуков.
1 этап - подготовительный
Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука.
На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям :
• формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
• формирование направленной воздушной струи;
Одним из условий нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного и дыхательного аппаратов.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Именно артикуляционная гимнастика является приемом выработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения звуков, и объединение простых движений в сложные - артикуляционные уклады различных фонем.
Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят сказки-игры о «Весёлом Язычке». Детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные и нужные упражнения.
Дыхание – акт рефлекторный; он совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию – газообмен в организме.
Но с другой стороны, дыхание, когда оно непосредственно связано с произношением (так называемое речевое дыхание, требующее специальной подготовки, - процесс управляемый).
Несовершенства речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями требуют систематической работы в течение всего коррекционно-образовательного процесса.
Развитию речевого дыхания способствуют дыхательные упражнения: их можно проводить как физминутки, как часть зарядки, во время логочаса.
2 этап - постановка звуков.
Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.
Для этого нам предстоит соединить те движения артикуляционных органов, которые мы основательно отработали на подготовительном этапе, в одно общее движение. Это движение станет базой для того звука, который нам необходим. Добавив определенную воздушную струю и, если нужно, голос, мы и получим необходимый результат.
3 этап - автоматизация звука.
Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка.
Автоматизация звука - это этап совместной работы учителя-логопеда, родителей и воспитателей.
На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи : в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи легче, доступнее всего это происходит в режимных моментах: в игре, игровых упражнениях, пальчиковых, речевых, малоподвижных, дидактических играх.
Автоматизация звуков проводится в следующей последовательности:
- автоматизация звука изолированно. Звук может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з - комарик звенит, с-с-с- шарик сдувается, ш-ш-ш- змея шипит, ж-ж-ж- жук жужжит, р-р-р - собака рычит и т. д).
- Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных).
Прежде всего, проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.
- Автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце).
Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги. На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.
Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных.
Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов.
Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.
- Автоматизация звука в предложениях, чистоговорках, скороговорках и стихах.
Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.
- Автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах.
- Автоматизация звука в разговорной речи.
На этапе автоматизации проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации.
В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи : над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.
Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
4 этап - дифференциация звуков.
Это различение звуков, схожих по каким-то признакам.
На данном этапе также важна работа не только учителя – логопеда, но и родителей и воспитателей.
Цель данного этапа – научить ребенка самостоятельно различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в самостоятельной речи.
Необходимо научить ребенка различать те звуки, которые он смешивает, по различным признакам.
Эти признаки принято обозначать как двигательные и акустические. То есть на этом этапе дошкольник научится чувствовать разницу в положении своих артикуляторных органов при произнесении того или иного звука, а также четко отличать один звук от другого на слух.
В процессе этой работы, как и всегда, крайне важна последовательность, то есть сначала ребенок учатся дифференцировать отдельные, изолированные звуки, затем – их же, но уже в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что необходимым условием быстрейшей автоматизации звука является постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, в слова, в предложения, в самостоятельную речь ребенка. А также: систематическое повышение темпа речевых упражнений. Только в таком случае осуществляется быстрое и прочное закрепление правильного произношения поставленного звука.