Наталья Зеленова
Консультация для педагогов «Гендерное воспитание детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров»
▼ Скачать + Заказать документы
«Гендерное воспитание детей раннего
возраста средствами малых фольклорных жанров».
«Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, обращая внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол,причем начиная уже с раннего возраста. Если воспитание мальчиков должно быть направлено на развитие у них стремления к достижениям, практического подхода к осуществлению своих замыслов, то девочки могут лучше воспринимать свою половую принадлежность через призму отношений с окружающими.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Фольклор. Консультации для родителей
- Темочки
Почему?В период раннего детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется первичная половая идентичность, а осознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже в 1, 5 года. К двум годам еще не выделяя себя среди окружающих, не называя себя «Я», знает, кто он: мальчик или девочка. В этом возрасте, а зачастую и в более старшем, ребенок еще затрудняется правильно объяснить, в чем различие мальчиков и девочек. Чаще всего он апеллирует к их одежде, лицу, голосу и длине волос. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. В 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу, что называется гендерной идентификацией. В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины по-разному выглядят, занимаются разной деятельностью и интересуются разными вещами, а также у ребенка появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что и он сам. Необходимо так же обратить внимание на то, что дети в этом возрасте допускают обратимость половой принадлежности, не выделяют существенных, определяющих пол человека признаков. Отметим так же особенности речи детей данного возраста : к трем годам дети практически не ошибаются, используя в речи глаголы разного рода, а так же личные местоимения.
Ранний возраст считается наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания. В этом возрасте дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола.
По мнению отечественных и зарубежных ученых, гендерное воспитание детей раннего возраста включает :
1. Формирование первоначальных представлений детей о различиях полов : физических, поведенческих и нравственно ценных:
• внешность;
• имя;
• «образ Я» (во времени – в настоящем и в будущем)
2. Овладение первоначальными способами мужского и женского поведения.
• роли (социума, собственные).
3. Развитие нравственных качеств, характерные для мальчиков и девочек.
• установки (социума, собственные)
Задача гендерного воспитания в раннем возрасте – формирование гендерной идентичности, в результате которой появится новообразование: способность дифференцировать себя от представителей другого пола, внешнее усвоение моделей мужского/женского гендерного поведения, внешних форм взаимоотношений полов посредством неосознанного копирования.
Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей могут сыграть потешки, пестушки, прибаутки, величания,колыбельные песни, которые формируют модель поведения для мальчиков и девочек. В этих произведениях отражаются те или иные качества, внешние особенности девочек и мальчиков, что так необходимо именно в раннем возрасте. В совокупности они способствуют овладению полоролевым опытом, ценностями, смыслом, способом поведения. Иными словами, обуславливают развитие нравственно-волевых качеств, которые характерны как для мальчиков, так и для девочек.
Перечислим гендерные особенности фольклора.
- Обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Моя доченька уснёт», «Спи Ванюшка, спи родной», «Кто у нас хороший»,
- Воспевание качеств личности (о девочке мы говорим – красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный, крепкий)
- Акцент на внешних особенностях мальчиков и девочек: одежда, прическа.
- Прогнозирование будущего (труд мальчиков и девочек).
- Строгое соблюдение норм морали (уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность.)
Опираясь на вышеперечисленные особенности фольклора нами была апробирована система работы с учетом гендерных особенностей детей раннего средствами фольклорных жанров.
Цель работы: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек раннего возраста, формированию начал мужественности и женственности у детей, посредством народных игр, потешек, пестушек, прибауток.
Требование к реализации гендерного подхода в группах раннего возраста заключается в создании условий для полноценного физиологического развития разнополых детей (организация питания, удовлетворение физиологических потребностей) с учетом половых различий. Процесс познания гендерных представлений проходит в разнообразных формах деятельности детей раннего возраста. Гендерная социализация формируется в повседневных отношениях: совместной предметной, игровой деятельности, кроме того, большие возможности для формирования половой идентичности представляют режимные процессы: кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур - все это занимает существенную часть активного образа жизни детей раннего возраста.
Остановимся подробнее на использовании малых фольклорных жанров в режиме дня.
Гендерный подход при организации приема детей, гендерное приветствие и прощание: Поскольку самым интересным и важным моментом для ребенка является встреча с воспитателем, во время расставания с родителями мы умело используем потешки, прибаутки для мальчиков, стараемся приветливо встретить его, тепло улыбнуться, приобнять, здороваемся с ним и приглашаем пройти в группу, используя фольклор, например:
-Доброе утро, зайка мой.
Доброе утро, Тимошенька дорогой.
Я Тимошеньку люблю,
Ему песенку спою.
Во время расставания с родителями девочкам необходимо слышать от нас непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать доброжелательное отношение и понимать их настроение в данный момент, например,
-В светлом теремочке
Выросла Лизуша!
Люди ее любят,
Все ее голубят.
Утренний отрезок времени очень подходящее время формирования образа «Я», представлений о своем имени, развиваем умение ребенка отзываться на свое имя, а так же запоминать имена сверстников.
-Этот пальчик - детка,
Этот пальчик - бабка,
Этот пальчик - папенька,
Этот пальчик - маменька,
А вот этот- наш малыш,
И зовут его Денис!
или
- Оля, Оля, вылей воду
На зеленую колоду –
Поросят помыть,
Боровка напоить!
или
- Собачка, собачка,
Ты беги, беги.
Маленького мальчика
Ты учи, учи.
Бегать, прыгать и скакать,
Будет мальчик повторять.
Или
- Ай дыбок, дыбок, дыбок, Нашей Танечке годок! Купили Танечке платок — Во всю голову цветок!
Так же при организации приема, в овладение детьми первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа) мы используем такие произведения фольклора, в которых упоминаем одежду, которую носят мальчики, носят девочки, например:
-Еду-еду к бабе,к деду
На лошадке в красной шапке.
По ровной дорожке,
В старом лапоточке,.
или
-Новый сарафанчик из цветного ситца.
В новом сарафане дома не сидится.
Побегу вприпрыжку, буду петь, кружиться
в новом сарафане из цветного ситца.
Приутихнет ветер, приумолкнут птицы,
увидав мой новый сарафан из ситца.
-Как у солнышка лучики горят,
так у Светули волосики блестят.
Гендерный подход находит своё отражение и при воспитании культурно- гигиенических навыков с использованием фольклора, например:
-От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Таня умывается,
Солнцу улыбается!
или
-Теплая водичка
Умоет Тане личико,
Пальчики — Антошке,
Сашеньке — ладошки.
Гендерный подход при организации питания: Дети будут кушать с большим аппетитом, если обращаться к девочкам и мальчикам, используя потешки :
-Каша вкусная дымится,
Алеша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу неспеша.
Ложка за ложкой,
Ели по -немножку.
или
-Наш Сережа непосед,
Не доест никак обед.
Сели, встали, снова сели,
А потом всю кашу съели.
или
-Ой, люли, люли, люли,
В море плыли корабли,
Насте кашку привезли.
Кашенькамолочненька
Для любимой доченьки.
Настя, ротик открывай,
Кашку сладкую глотай.
А кто кашку кушает,
Маму с папой слушает,
Вырастает сильным,
Здоровым и красивым.
Гендерный подход при одевании. В виду того, что у детей раннего возраста слабо сформированы навыки одевания, мы так же активно используем потешки, стараемся обращаться к каждому ребенку индивидуально, по имени:
-У нас Ванечка один,
Никому не отдадим.
Мы пальто ему сошьем,
Погулять его пошлем.
Или
-Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Гендерный подход в формировании трудовой деятельности. Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют элементарные трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: принести стульчик, положить мячик и т. д. Мы сопровождаем действия детей художественным словом, например,
- Аленка-маленка
Шустра-быстра:
Воды наносила,
Сарафан дошила,
Носок довязала,
Ягод насобирала.
Везде поспела –
В охотку ей дело.
Малыши не любят убирать свои вещи на место, для этого мы подобрали и такие потешки:
-Саша у нас зайчик, зайчик – побегайчик!
Зайчик Саша - скок – поскок,
Подберет штаны, носок.
Свои вещи не теряет
И на место убирает.
Гендерный поход в игровой деятельности. Деятельность игровая или предметная так же способствует половой самоидентификации. Мы рассматриваем с детьми разные сюжетные картинки, стараемся комментировать эти картинки так же стихами или потешками. Детям это очень нравится и они с удовольствием рассматривают картинки, повторяя за нами содержание картинок, например, кукла обедает или кукла гуляет, на грузовике везут кубики, стоят башенку, тем самым девочки и мальчики овладевают первоначальными и женского поведения.
Во время игр с куклами мы с девочками с удовольствием вспоминаем содержание потешек:
-Ах, как много разных дел!
Вот компотик закипел!
А теперь для куклы нашей,
Мы наварим сладкой каши.
Или при укладывании куклы спать, ласково и нежно напеваем колыбельную песенку
-Баю-бай, баю-бай, ты собаченька не лай
Белолапа, не скули, нашу Таню не буди.
Мальчики очень любят играть разными инструментами, так они овладевают специфическими предметными действиями, и параллельно, с помощью потешки формируются качества личности, характерные для мальчиков, например,
-Идет Кузьма из кузнецы,
Несет Кузьма два молота.
Тук, тук, тук!
Вот ударим разом вдруг:
Для всех людей,
Накуем гвоздей!
Мальчики очень любят конструировать из крупного строительного материала. Конечно в раннем возрасте они не могут самостоятельно возвести постройку, и они выступают активными помощниками, при этом очень важным условием для воспитания с учетом их гендерных особенностей является то, что мальчикам мы поручали «тяжелую» работу: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т. п. и здесь опять же мы использовали фольклор :
-Давайте пригласим пальчики.
Мизинчик- Что задумали построить?
Безымянный – Из чего же будем строить?
Средний – Что нам для этого нужно?
Указательный – Как будем строить?
Большой – Что получится?
Какой домик получится?
Дети: Удобный, красивый, с садиком и огородом.
или
-Сбил, сколотил - вот колесо!
Сел да поехал – ах хорошо!
Оглянулся назад –
Одни спицы лежат.
Гендерный подход в развитии движений. В работе с детьми раннего возраста мы активно используем пестушки, потешки с движениями в качестве физкультминуток, двигательных разминок. Скомпоновав их на разные группы мышц, получаются комплексы утренней гимнастики и гимнастики после сна, они подходят как для мальчиков так и для девочек.
-Малыши-крепыши
Вышли на площадку,
Малыши-крепыши
Делают зарядку!
Раз-два,
Три-четыре.
Руки выше!
Ноги шире Особое место в гендерном воспитании отводим народным играм, т. к. они носят опережающий характер в плане проигрывания самых разнообразных сторон жизни. Мы проводим тематические игры народные подвижные игры для с подгруппами детей. Для мальчиков: «Огуречик», «У медведя во бору», «По ровненькой дорожке»,
Кто поймает? - Цель: развивать ловкость. Водим удочкой над головой ребенка, то, приближая рыбку, то удаляя. Ребенок должен поймать рыбку. Когда ему это удается, ребенок танцует, а мы ему говорим:
-Саша наш -молодец!
Саша наш удалец!
Саша рыбку поймал,
А потом поплясал!
Для девочек: «Наседка и цыплята», «Через ручеек», «Бабочки»,
«Мотыльки» «Курочка - хохлатка» и. т. д.
Гендерный подход в формировании межличностных отношений. Дети устают, ссорятся. У них, как и у взрослых, бывает плохо на душе и хочется плакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. Что ж, приласкаем их и расскажем потешки для тех, кто плачет и шумит:
-Это что тут за рёв?
Уж не стадо ли коров?
Это не коровушка,
Это Света – рёвушка.
Не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач.
или
Маша в гости приглашала,
Маша в гости зазывала:
- Приходи, Ванюша, приходи, Петруша,
А Никитушка – ну, пожалуйста!
Маша деток привечала,
Маша деток угощала:
- Вот Ванюше блинчик, вот Петруше блинчик,
А Никитушке – мятный пряничек.
В заключении стоит отметить, что мальчик и девочка уже в раннем возрасте – два разных мира. Использование малых фольклорных жанров это одно из эффективных средств гендерного воспитания детей раннего возраста, в процессе которого ребенок приобретает адекватную модель поведения, которая соответствует его полу, и начинает осознавать роль женщин и мужчин в жизни общества.
В раннем возрасте половая идентификация осуществляется с помощью воспитания. В этом возрасте начинает формироваться система потребностей, интересов, ценностей и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола, а также намечаются различия у мальчиков и девочек в некоторых их личностных качествах и формируются первые представления о своем «Я», от которых будет зависеть: формирование личности; уверенности в себе; эффективность общения с людьми; благополучие отношений в семье.
Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему. Я думаю, что наработанный опыт использования малых фольклорных жанров в гендерном воспитании будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.