Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Гендерное воспитание детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров»

Наталья Зеленова
Консультация для педагогов «Гендерное воспитание детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров»
▼ Скачать + Заказать документы

«Гендерное воспитание детей раннего

возраста средствами малых фольклорных жанров».

«Нельзя считать один пол совершеннее другого,

так и нельзя их уравнивать»

Ж. Руссо

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, обращая внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол,причем начиная уже с раннего возраста. Если воспитание мальчиков должно быть направлено на развитие у них стремления к достижениям, практического подхода к осуществлению своих замыслов, то девочки могут лучше воспринимать свою половую принадлежность через призму отношений с окружающими.

Темочки:

Почему?В период раннего детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется первичная половая идентичность, а осознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже в 1, 5 года. К двум годам еще не выделяя себя среди окружающих, не называя себя «Я», знает, кто он: мальчик или девочка. В этом возрасте, а зачастую и в более старшем, ребенок еще затрудняется правильно объяснить, в чем различие мальчиков и девочек. Чаще всего он апеллирует к их одежде, лицу, голосу и длине волос. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. В 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу, что называется гендерной идентификацией. В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины по-разному выглядят, занимаются разной деятельностью и интересуются разными вещами, а также у ребенка появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что и он сам. Необходимо так же обратить внимание на то, что дети в этом возрасте допускают обратимость половой принадлежности, не выделяют существенных, определяющих пол человека признаков. Отметим так же особенности речи детей данного возраста : к трем годам дети практически не ошибаются, используя в речи глаголы разного рода, а так же личные местоимения.

Ранний возраст считается наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания. В этом возрасте дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола.

По мнению отечественных и зарубежных ученых, гендерное воспитание детей раннего возраста включает :

1. Формирование первоначальных представлений детей о различиях полов : физических, поведенческих и нравственно ценных:

• внешность;

• имя;

«образ Я» (во времени – в настоящем и в будущем)

2. Овладение первоначальными способами мужского и женского поведения.

• роли (социума, собственные).

3. Развитие нравственных качеств, характерные для мальчиков и девочек.

• установки (социума, собственные)

Задача гендерного воспитания в раннем возрасте – формирование гендерной идентичности, в результате которой появится новообразование: способность дифференцировать себя от представителей другого пола, внешнее усвоение моделей мужского/женского гендерного поведения, внешних форм взаимоотношений полов посредством неосознанного копирования.

Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей могут сыграть потешки, пестушки, прибаутки, величания,колыбельные песни, которые формируют модель поведения для мальчиков и девочек. В этих произведениях отражаются те или иные качества, внешние особенности девочек и мальчиков, что так необходимо именно в раннем возрасте. В совокупности они способствуют овладению полоролевым опытом, ценностями, смыслом, способом поведения. Иными словами, обуславливают развитие нравственно-волевых качеств, которые характерны как для мальчиков, так и для девочек.

Перечислим гендерные особенности фольклора.

- Обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Моя доченька уснёт», «Спи Ванюшка, спи родной», «Кто у нас хороший»,

- Воспевание качеств личности (о девочке мы говорим – красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный, крепкий)

- Акцент на внешних особенностях мальчиков и девочек: одежда, прическа.

- Прогнозирование будущего (труд мальчиков и девочек).

- Строгое соблюдение норм морали (уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность.)

Опираясь на вышеперечисленные особенности фольклора нами была апробирована система работы с учетом гендерных особенностей детей раннего средствами фольклорных жанров.

Цель работы: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек раннего возраста, формированию начал мужественности и женственности у детей, посредством народных игр, потешек, пестушек, прибауток.

Требование к реализации гендерного подхода в группах раннего возраста заключается в создании условий для полноценного физиологического развития разнополых детей (организация питания, удовлетворение физиологических потребностей) с учетом половых различий. Процесс познания гендерных представлений проходит в разнообразных формах деятельности детей раннего возраста. Гендерная социализация формируется в повседневных отношениях: совместной предметной, игровой деятельности, кроме того, большие возможности для формирования половой идентичности представляют режимные процессы: кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур - все это занимает существенную часть активного образа жизни детей раннего возраста.

Остановимся подробнее на использовании малых фольклорных жанров в режиме дня.

Гендерный подход при организации приема детей, гендерное приветствие и прощание: Поскольку самым интересным и важным моментом для ребенка является встреча с воспитателем, во время расставания с родителями мы умело используем потешки, прибаутки для мальчиков, стараемся приветливо встретить его, тепло улыбнуться, приобнять, здороваемся с ним и приглашаем пройти в группу, используя фольклор, например:

-Доброе утро, зайка мой.

Доброе утро, Тимошенька дорогой.

Я Тимошеньку люблю,

Ему песенку спою.

Во время расставания с родителями девочкам необходимо слышать от нас непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать доброжелательное отношение и понимать их настроение в данный момент, например,

-В светлом теремочке

Выросла Лизуша!

Люди ее любят,

Все ее голубят.

Утренний отрезок времени очень подходящее время формирования образа «Я», представлений о своем имени, развиваем умение ребенка отзываться на свое имя, а так же запоминать имена сверстников.

-Этот пальчик - детка,

Этот пальчик - бабка,

Этот пальчик - папенька,

Этот пальчик - маменька,

А вот этот- наш малыш,

И зовут его Денис!

или

- Оля, Оля, вылей воду

На зеленую колоду –

Поросят помыть,

Боровка напоить!

или

- Собачка, собачка,

Ты беги, беги.

Маленького мальчика

Ты учи, учи.

Бегать, прыгать и скакать,

Будет мальчик повторять.

Или

- Ай дыбок, дыбок, дыбок, Нашей Танечке годок! Купили Танечке платок — Во всю голову цветок!

Так же при организации приема, в овладение детьми первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа) мы используем такие произведения фольклора, в которых упоминаем одежду, которую носят мальчики, носят девочки, например:

-Еду-еду к бабе,к деду

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке,

В старом лапоточке,.

или

-Новый сарафанчик из цветного ситца.

В новом сарафане дома не сидится.

Побегу вприпрыжку, буду петь, кружиться

в новом сарафане из цветного ситца.

Приутихнет ветер, приумолкнут птицы,

увидав мой новый сарафан из ситца.

-Как у солнышка лучики горят,

так у Светули волосики блестят.

Гендерный подход находит своё отражение и при воспитании культурно- гигиенических навыков с использованием фольклора, например:

-От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Таня умывается,

Солнцу улыбается!

или

-Теплая водичка

Умоет Тане личико,

Пальчики — Антошке,

Сашеньке — ладошки.

Гендерный подход при организации питания: Дети будут кушать с большим аппетитом, если обращаться к девочкам и мальчикам, используя потешки :

-Каша вкусная дымится,

Алеша кашу есть садится,

Очень каша хороша,

Ели кашу неспеша.

Ложка за ложкой,

Ели по -немножку.

или

-Наш Сережа непосед,

Не доест никак обед.

Сели, встали, снова сели,

А потом всю кашу съели.

или

-Ой, люли, люли, люли,

В море плыли корабли,

Насте кашку привезли.

Кашенькамолочненька

Для любимой доченьки.

Настя, ротик открывай,

Кашку сладкую глотай.

А кто кашку кушает,

Маму с папой слушает,

Вырастает сильным,

Здоровым и красивым.

Гендерный подход при одевании. В виду того, что у детей раннего возраста слабо сформированы навыки одевания, мы так же активно используем потешки, стараемся обращаться к каждому ребенку индивидуально, по имени:

-У нас Ванечка один,

Никому не отдадим.

Мы пальто ему сошьем,

Погулять его пошлем.

Или

-Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Гендерный подход в формировании трудовой деятельности. Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют элементарные трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: принести стульчик, положить мячик и т. д. Мы сопровождаем действия детей художественным словом, например,

- Аленка-маленка

Шустра-быстра:

Воды наносила,

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насобирала.

Везде поспела –

В охотку ей дело.

Малыши не любят убирать свои вещи на место, для этого мы подобрали и такие потешки:

-Саша у нас зайчик, зайчик – побегайчик!

Зайчик Саша - скок – поскок,

Подберет штаны, носок.

Свои вещи не теряет

И на место убирает.

Гендерный поход в игровой деятельности. Деятельность игровая или предметная так же способствует половой самоидентификации. Мы рассматриваем с детьми разные сюжетные картинки, стараемся комментировать эти картинки так же стихами или потешками. Детям это очень нравится и они с удовольствием рассматривают картинки, повторяя за нами содержание картинок, например, кукла обедает или кукла гуляет, на грузовике везут кубики, стоят башенку, тем самым девочки и мальчики овладевают первоначальными и женского поведения.

Во время игр с куклами мы с девочками с удовольствием вспоминаем содержание потешек:

-Ах, как много разных дел!

Вот компотик закипел!

А теперь для куклы нашей,

Мы наварим сладкой каши.

Или при укладывании куклы спать, ласково и нежно напеваем колыбельную песенку

-Баю-бай, баю-бай, ты собаченька не лай

Белолапа, не скули, нашу Таню не буди.

Мальчики очень любят играть разными инструментами, так они овладевают специфическими предметными действиями, и параллельно, с помощью потешки формируются качества личности, характерные для мальчиков, например,

-Идет Кузьма из кузнецы,

Несет Кузьма два молота.

Тук, тук, тук!

Вот ударим разом вдруг:

Для всех людей,

Накуем гвоздей!

Мальчики очень любят конструировать из крупного строительного материала. Конечно в раннем возрасте они не могут самостоятельно возвести постройку, и они выступают активными помощниками, при этом очень важным условием для воспитания с учетом их гендерных особенностей является то, что мальчикам мы поручали «тяжелую» работу: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т. п. и здесь опять же мы использовали фольклор :

-Давайте пригласим пальчики.

Мизинчик- Что задумали построить?

Безымянный – Из чего же будем строить?

Средний – Что нам для этого нужно?

Указательный – Как будем строить?

Большой – Что получится?

Какой домик получится?

Дети: Удобный, красивый, с садиком и огородом.

или

-Сбил, сколотил - вот колесо!

Сел да поехал – ах хорошо!

Оглянулся назад –

Одни спицы лежат.

Гендерный подход в развитии движений. В работе с детьми раннего возраста мы активно используем пестушки, потешки с движениями в качестве физкультминуток, двигательных разминок. Скомпоновав их на разные группы мышц, получаются комплексы утренней гимнастики и гимнастики после сна, они подходят как для мальчиков так и для девочек.

-Малыши-крепыши

Вышли на площадку,

Малыши-крепыши

Делают зарядку!

Раз-два,

Три-четыре.

Руки выше!

Ноги шире Особое место в гендерном воспитании отводим народным играм, т. к. они носят опережающий характер в плане проигрывания самых разнообразных сторон жизни. Мы проводим тематические игры народные подвижные игры для с подгруппами детей. Для мальчиков: «Огуречик», «У медведя во бору», «По ровненькой дорожке»,

Кто поймает? - Цель: развивать ловкость. Водим удочкой над головой ребенка, то, приближая рыбку, то удаляя. Ребенок должен поймать рыбку. Когда ему это удается, ребенок танцует, а мы ему говорим:

-Саша наш -молодец!

Саша наш удалец!

Саша рыбку поймал,

А потом поплясал!

Для девочек: «Наседка и цыплята», «Через ручеек», «Бабочки»,

«Мотыльки» «Курочка - хохлатка» и. т. д.

Гендерный подход в формировании межличностных отношений. Дети устают, ссорятся. У них, как и у взрослых, бывает плохо на душе и хочется плакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. Что ж, приласкаем их и расскажем потешки для тех, кто плачет и шумит:

-Это что тут за рёв?

Уж не стадо ли коров?

Это не коровушка,

Это Света – рёвушка.

Не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач.

или

Маша в гости приглашала,

Маша в гости зазывала:

- Приходи, Ванюша, приходи, Петруша,

А Никитушка – ну, пожалуйста!

Маша деток привечала,

Маша деток угощала:

- Вот Ванюше блинчик, вот Петруше блинчик,

А Никитушке – мятный пряничек.

В заключении стоит отметить, что мальчик и девочка уже в раннем возрасте – два разных мира. Использование малых фольклорных жанров это одно из эффективных средств гендерного воспитания детей раннего возраста, в процессе которого ребенок приобретает адекватную модель поведения, которая соответствует его полу, и начинает осознавать роль женщин и мужчин в жизни общества.

В раннем возрасте половая идентификация осуществляется с помощью воспитания. В этом возрасте начинает формироваться система потребностей, интересов, ценностей и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола, а также намечаются различия у мальчиков и девочек в некоторых их личностных качествах и формируются первые представления о своем «Я», от которых будет зависеть: формирование личности; уверенности в себе; эффективность общения с людьми; благополучие отношений в семье.

Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему. Я думаю, что наработанный опыт использования малых фольклорных жанров в гендерном воспитании будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.

Публикации по теме:

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговоркиСборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговорки Пословицы, поговорки- это краткие устойчивые образные народные изречения, в которых выражается многовековой опыт народа. Каждая из них.

Использование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалкиИспользование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалки Малые фольклорные жанры можно широко использовать в работе с дошкольниками разных возрастных групп,как приём,который побуждает их к приобретению.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников»Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников» Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников». «Как растить настоящую женщину». «Дочерьми красуются — сыновьями в почете.

Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье»Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье» Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье.»«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо ГЕНДЕР.

Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до»Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до» «Нельзя возвышать один пол над другим как более совершенный, но также нельзя и уравнивать их». Ж. -Ж. Руссо «Письма с горы» Период.

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете. Загадки»Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете. Загадки» ЗАГАДКИЭтот вид устной поэзии любят и дети, и взрослые. Существовали различные способы наказания для тех, кто не мог отгадать несколько.

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете». Заклички и заговорыСборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете». Заклички и заговоры Люди верили в волшебную силу слова, верили, что произнесённые слова-заклинания может повлиять на силу природы. Как вы думаете, что значит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Гендерное воспитание детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров»
Опубликовано: 2 декабря 2020 в 22:35
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Гендерное воспитание детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Зеленова (УИ 550972) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 января 2025 среда
02 января 2025 четверг
2025 год объявлен Президентом РФ Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, Годом мира и единства в борьбе с нацизмом



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД