Татьяна Михайлова
Использование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалки
▼ Скачать + Заказать документы
Малые фольклорные жанры можно широко использовать в работе с дошкольниками разных возрастных групп,как приём,который побуждает их к приобретению новых знаний при знакомстве с цифрами,математическими понятиями,предметами. К малому фольклору относятся загадки,скороговорки,считалки,прибаутки (для раннего возраста)
Загадки,которые используются на занятиях по математике классифицируются-это загадки,в которых есть слова,связанные с понятием числа и цифры,например:
Восемь ног,
Как восемь рук,
Вышивают нитью круг (Паучок)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их,но братья эти
Сосчитают всё на свете (Цифры)
Публикация «Использование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками, Загадки, скороговорки, считалки» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Народная культура, фольклор
- Скороговорки
- Считалки, считалочки
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою (Четыре)
Если два перевернуть
И внимательно взглянуть,
Так и сяк взглянуть опять,
То получим цифру. (Пять)
На косу она похожа,
Но косить траву не может —
Не наточена совсем
И не косит цифра (Семь)
Загадки,в которых имеются слова,связанные с понятиями частей суток и дней недели,времена года,например:
Гномик бодро просыпался
И росою умывался,
Колпачок свой надевал,
Звонко песню напевал (Утро)
Гном чинил свою калитку
И катался на улитке,
Он и пчёлкам помогал,
Им цветочки наклонял (День)
Гном устал, фонарик яркий
Светлячок ему включает,
Сказку гномик прочитает
И тихонько засыпает (Вечер)
Что это за семь братьев:
Годами равные,
Именами разные (Дни недели)
Тёмным облаком летела,
Опустилась птицей белой,
Превратилась в человечка,
Постояла у крылечка,
Покатилась кувырком
И запела ручейком (Осень,Зима,Весна)
Загадки,в которых есть слова,связанные с формой предметов,про геометрические фигуры,например:
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины (Круг)
Треугольник с полукругом
Круг дразнили «толстым другом».
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут (Овал)
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня. (Квадрат)
Скороговорки используются на математических занятиях для правильного дыхания,умения управлять своим голосом и дикцией,как правило используются именно те,в которых имеются математические понятия или цифры. Для дошкольников скороговорки всегда имеют соревновательное и игровое начало. Каждому ребёнку хочется произнести первым и правильно. Вначале воспитатель медленно произносит скороговорку,а ребята слушают,затем начинают её медленно проговаривать,но не по
слогам, и с каждым разом быстрее и быстрее,например:
Возле грядки - две лопатки
Возле кадки - два ведра.
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щётку в уголке.
Пара птиц порхала, порхала
Да и выпорхнула.
Сидели на лавочке две Клавочки,
Делили булавочки.
У опушки две старушки
Брали грузди и волнушки.
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей.
Две мышки поплоше
Несли по два гроша
На математических занятиях считалки предоставляют воспитателю интересные возможности,которыми можно выбрать ведущего для игры. Считалки очень хорошо развивают память,способствуют выработке таких качеств,как чувство товарищества,честность,непреклонность. Также считалки выполняют познавательную и этическую функцию. Считалки можно использовать не только для выбора ведущего в игре,но и для закрепления умения вести прямой и обратный счёт.
Раз, два, три, четыре, пять,
Кошка учится считать.
Потихоньку, понемножку
Прибавляет к мышке кошку.
Получается ответ:
Кошка есть, а мышки нет!
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять —
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить.
Сколько в комнате углов,
Сколько ног у воробьев,
Сколько пальцев на ногах,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек!
Раз, два, три, четыре, пять,
Коля будет начинать!
Пчёлы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчёлы на цветы,
Мы пугаем — водишь ты!
Жили-были сто ребят.
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать -
Начинай считать опять.
Раз,два,три. Раз,два,три!
Вслед за мною повтори:
В понедельник, вторник, среду
В гости к бабушке поеду,
А в четверг и пятницу
Санки к дому катятся.
За субботой – воскресенье
В этот день пекут печенье.
Раз,два,три. Раз,два,три!
Всю считалку повтори!