Вероника Картавенко
Консультация для педагогов «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь – это развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Понятие «связная речь» относится как к диалогической (т. е. разговорной, так и монологической (рассказывание) формам речи.
Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.
К основным методам обучения детей связной монологической речи относят обучение :
- пересказу
-рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинами др.)
-устному сочинению по воображению.
В зависимости от психологической основы содержания детских рассказов выделяют:
- рассказывание по восприятию (рассказы-описания предметов, рассказы по картинам и пересказ);
- рассказывание по памяти (из коллективного или индивидуального опыта детей);
- рассказывание по воображению (творческое рассказывание).
Кроме того, детские рассказы классифицируются
по форме на : по содержанию на:
- описательные - фактические
- сюжетные - творческие
Система обучения рассказыванию включает ряд разделов, предусматривающих овладение детьми навыками монологической речи в следующих формах :
*составление высказываний по наглядному восприятию (составление предложений по демонстрируемому действию, составление предложений по предметным, ситуационным картинкам);
*воспроизведение прослушанного текста (пересказ);
*составление рассказов-описаний;
*рассказывание с элементами творчества (по аналогии, на заданную тему и т. п.)
Обучение детей рассказыванию предшествует подготовительная работа, цель которой – достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний.
Подготовительная работа включает:
- формирование лексического и грамматического базиса связной речи
- развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры
- развитие коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.
Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи детей имеет свои особенности, конкретную структуру занятий и методические приемы.
В первую очередь хотелось бы остановиться на таком виде обучения рассказыванию, как пересказ, т. к. из основных методов обучения детей связной монологической речи более часто используется именно он. И именно работа над пересказом с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста занимает значительное место в подготовке детей к творческому рассказыванию.
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильности высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Рекомендуется отбирать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий.
Сначала необходимо подготовить детей к восприятию рассказа (сюда может входить отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение значений отдельных слов и словосочетаний, содержащихся в тексте). После этого текст прочитывается дважды, в медленном темпе. При повторном чтении рекомендуется прием завершения детьми отдельных, не законченных педагогом предложений.
Далее в вопросно-ответной форме проводится разбор содержания произведения («языковой» и «содержательный»).
Подготовленные педагогом вопросы должны быть направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимых деталей повествования. В процессе разбора применяется иллюстративный материал, изображающий персонажей рассказа в статике и динамике, место действия и др. Это так называемый «содержательный» разбор.
Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем, но необходимо помнить о том, что составление творческого рассказа предполагает, прежде всего наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения. В связи с этим обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности у детей определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, рассказ-описание). Большое внимание при этом должно уделяться формированию языковых (прежде всего, грамматических) обобщений и практическому усвоению (по образцу, по наглядной опоре) лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций. И значительное место должно отводиться работе над пересказом, с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста.
Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о разных сторонах окружающей действительности.