Получи документы

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора»

Инна Козлова
Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа,без освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше "с молоком матери", ребёнок должен впитывать культуру своего народа через народные песни, колыбельные, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки и сказки.

Публикация «Консультация для педагогов „Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора“» размещена в разделах

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе,языке, живописи.» Д. С. Лихачёв.

Что же такое РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Русский фольклор – это произведения русского народного творчества, культурное наследие, которое передавалось через поколения «из уст в уста».Фольклорные произведения не принадлежали конкретному сочинителю, сам русский народ был и автором, и исполнителем разнообразных песен, танцев, легенд, сказок, былин, пословиц, заговоров, частушек и преданий.

Слово "ФОЛЬКЛОР " принято переводить как «народная мудрость», а употребляется оно обычно как «народное творчество». Фольклор в науке рассматривается как особая сфера бытия народа, проявление его духовно-материальной культуры.

Каждое фольклорное произведение- ограниченная часть жизнедеятельности человека и обусловлена практической предназначенностью. Это свойство уходит своими корнями в глубочайшую древность, когда освоение окружающего мира человеком было действием одновременно практическим и духовным, созидательным и выразительным.

Из всей сокровищницы русской культуры хочется остановиться именно на песенном фольклоре, т. к. это очень эффективное средство для коррекции речевых нарушений. С помощью песенного фольклора у ребенка успешно развиваются певческая и речевая активность, коммуникативная функция. Использование песенных игр, закличек, потешек значительно повышает развивающий эффект занятий. Еще великий русский педагог К. Р. Ушинский говорил «Воспитание, лишенное русских корней, бессильно». Нельзя воспитать цельного, духовно богатого человека, не приобщив его к русскому фольклору. Поэтому задача музыкального руководителя — как можно чаще использовать в своей работе фольклорный материал, чтобы помочь ребенку не только обрести любовь к старинным напевам, любовь к Родине и к родной природе, но и научить его любить родной язык и красиво на нем петь и говорить.

Какие русские фольклорные песни существуют.

1. Песни, которые связаны с календарём и календарными праздниками и обрядами (закликание и встреча весны, «жаворонки», ранневесенние и летние троицкие хороводы, песни жатвенной страды и сенокоса, поздравления с новым годом,колядки и песни-гадания, маслиничные песни). 

2. Песни, которые связаны с различными событиями в личной и семейной жизни людей (песни на рождение ребёнка, крестильные песни, колыбельные, детские игровые хороводы, величальные, свадебные и рекрутские песни, похоронные плачи и причеты, поминальные молитвы и духовные стихи).

3. Эпические песенные жанры (былина, сказ, скоморошины и небылицы, некоторые духовные стихи, баллады, исторические песни). 

4. Лирические песни (песни о любви – счастливой и неразделённой, трагической, протяжные песни, «страдания», городские песни и канты).

5. Песни будней и праздников (солдатские и студенческие песни, мореходные навигационные песни, трудовые – бурлацкие, артельные, крестьянские песни, праздничные – виватные, балаганные, шуточные песни и частушки).

Обучение детей русским фольклорным песням.

Сложность обучения детей русским фольклорным песням кроется в том, что нет методик этого обучения. В старину специально не учили детей петь,не учили народным песням. Дети слышали пение взрослых,которые пели колыбельные, потешки, прибаутки, справляя праздники и обряды с бесчисленным количеством песен, играли свадьбы с песнями. Цепкая детская память фиксировала всё это в голове ребенка легко и точно. Проходило время и подросший ребенок органично вписывался в мир взрослой жизни, взрослых песен. Но менялся быт, жизненный уклад – и прервалась цепочка из устной, непосредственной передачи традиционного песенного искусства.

В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но и с родителями, когда наблюдается огромный дефицит общения ребёнка со взрослым и самое страшное - с родителями– наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народной экологии, о народной культуре, страдают нравственные устои. Замечательно,если всё это освещается в саду или школе,если педагоги уделяют этому внимание!

Через средства русского музыкального фольклора развиваются:

Память;

Речь;

Внимание;

Воображение;

Музыкально-сенсорные способности:

Звуковысотное воспритие;

Ритмическое восприятие;

Темповое восприятие;

Тембровое восприятие.

Коммуникативные качества,

умение действовать в коллективе.

Детский музыкально- певческий фольклор делиться на :

Календарный фольклор.  

В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или произведениями  имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки и т. д. Собственно детский календарный фольклор – приговоры явлениям природы, насекомым, птицам, животным.

Потешный фольклор.

 Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.

Игровой фольклор.

 Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр.

«Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего – и легче всего, игрой» (A.M. Горький).

Также хочется отметить фольклорные праздники, которые дают возможность детям участвовать в большой игре, в театрализованном представлении, где они встретятся со считалками, закличками, загадками, песнями,играми. Главная задача таких праздников — разбудить детскую фантазию. Участник театрализованного представления должен знать текст своей роли,текст песни наизусть, что способствует развитию не только пения и речи ребенка, но и памяти, а также позволяет развить выразительность исполнения, раскрыть творческие и эмоциональные возможности детей.

В отечественной дошкольной педагогике, музыкально- певческий фольклор рассматривается, как важнейшее педагогическое средство ознакомления детей дошкольного возраста с культурой своего народа. Народные песни, колыбельные, хороводные и игровые припевки, байки, потешки, пестушки, заклички, запевки, наигрыши, вызывая у детей яркие положительные эмоции, раскрывают социальную сущность явлений и событий, происходящих в жизни русского народа; формируют выраженный устойчивый интерес к русской народной культуре. Через музыкальный фольклор дети дошкольного возраста усваивают нравственные ценности своего народа.  

 

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора»
Опубликовано: 10 апреля 2020 в 22:38
+168Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Козлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 48.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД