Нина Жаркова
Консультация для педагогов ДОУ «Создание предметно-прстранственной среды для развития социального интеллекта дошкоьников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ «Создание предметно-пространственной среды для развития социального интеллекта и инициативы дошкольников».
Подготовила: воспитатель МАДОУ 56 г. Самара Жаркова Нина Анатольевна
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Создание предметно-прстранственной среды для развития социального интеллекта дошкоьников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возрас а в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе
Развитие социального интеллекта у дошкольников направлено на воспитание ребенка, уверенного в своих силах, открытого внешнему миру, с положительным отношением к себе и другим, обладающим чувством собственного достоинства, активно взаимодействующим со сверстниками и взрослыми. Социализация это тот процесс, во время которого ребенок осваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить.
Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учиться жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе
Для создания в группе атмосферы, способствующей развитию социального интеллекта и инициативы ребенка необходимо правильно построить предметно-пространственную среду, отвечающую всем ее принципам : 1. насыщенности среды;
2. трансформируемости;
3. полифункциональности;
4. вариативности;
5. доступности;
6. безопасности.
Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в различных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в направлении развития социального интеллекта детей дошкольного возраста должно определятся содержанием непосредственно образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категории детей.
В нашей группе в этом направлении развития детей дошкольного возраста представлены следующие Центры активности:
• Центр безопасности
• Центр сюжетно-ролевых игр
• Центр социально-коммуникативного развития (трудовое воспитание мальчиков и девочек).
Требования к их содержанию и наполняемости в соответствии с возрастной группой отражены в разработанных воспитателями центров в группе.
Проведенный анализ целей и задач формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе дал возможность составить паспорт Центра безопасности.
Например, по ПДД в старшей группе в соответствии с требованиями ФГОС находятся:
• Светофорик-хозяин
• Макет перекрестка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения
• Набор дорожных знаков
• Набор различных транспортных средств
• Дидактические игры (схемы жестов регулировщика, дидактическая игра: «О чем говорит жезл?»)
• Атрибуты инспектора ГИБДД: фуражка, жезл.
Также в центре безопасности имеются дидактические игры, тематические подборки в трех направлениях:
• Профилактика дорожно-транспортных происшествий и изучение ПДД
• Формирование умения беречь свое здоровье
• Профилактика пожарной безопасности
В центре имеются дидактические пособия: «В стране Здраволандии», «Здоровейка», «Природные явления», целью которых является формирование у детей умения беречь свое здоровье, а также пособия по формированию у детей знаний безопасности на воде, в природе и в быту.
Учитывая виды труда и формы организации трудовой деятельности в старшем дошкольном возрасте в «Центре социально-коммуникативного» развития, созданного для трудового воспитания детей.
• Организация коллективного труда по уборке групповой комнаты
• Организация труда с небольшими группами детей
• Организация разовых трудовых поручений и работы с дежурными
• Организация ручного труда (используя дидактические пособия закладывается базовая основа трудовых умений детей)м
Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной техники, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли разработаны тематические альбомы, подборка презентаций для детей, дидактические игры.
Развитие социального интеллекта дошкольников осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра.
Проанализировав классификацию игр, характеристику и предпосылки сюжетно-ролевой игры нами был создан «Центр сюжетно-ролевых игр», в котором размещены наборы предметов и аксессуаров для их проведения. В этом центре дети старшего дошкольного возраста имеют возможность организовать самостоятельно сюжетно-ролевые игры в следующих направлениях:
• Семья («Мамы дома нет, мы готовим всем обед»)
• Образование («Детский сад»)
• Здоровье («Поликлиника», «Доктор Айболит»)
• Торговля («Супермаркет»)
• Строительство («Строим дом», «Мой город»)
• Развлечения, общественные места (Поход в театр, День рождения в кафе, маршрутное такси)
• Путешественники («Остров сокровищ»)
• Транспорт («На дорогах города»)
• Военная тематика («Моряки»)
• Спорт («Ловкие, сильные, смелые»)
В Центре сюжетно-ролевых игр создано дактическое пособие «Город мастеров», которое помогает детям определиться с выбором игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров. Перед игрой дети самостоятельно выбирают роли, готовят выбранные аксессуары и планируют совместный сюжет игры. Таким образом, у детей формируется процесс адаптации в обществе.
В детском возрасте огромное влияние на развитие социального интеллекта оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие (семья, детский сад, общество).
Сотрудничество – общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать способствует развитию социального интеллекта и инициативы дошкольников.
Таким образом, грамотное построение предметно-пространственной среды, партнерств ДОУ и семьи дает возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в педагогических проектах и способствует развитию социального интеллекта дошкольников.