Татьяна Яковлева
Консультация для родителей «Создание предметно-развивающей среды дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Создание предметно – развивающей среды дома
Подготовила воспитатель
Яковлева Т. А.
Публикация «Консультация для родителей „Создание предметно-развивающей среды дома“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред» : для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофункциональная среда.
В ходе ее организации особое внимание следует обратить на расположение объектов в комнате. Ее пространство надо оформить таким образом, чтобы ребенок и другие дети могли свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Это пространство активно используется для совместной деятельности ребенка и взрослых, для проведения специальных и комплексных занятий по разностороннему развитию.
Речевая предметно-развивающая среда
Опыт подсказывает, что для таких занятий необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр, которые организует взрослый. Сюжетно-дидактическая игра предлагается после того, как ребенок освоит сюжетно-ролевую, а игровые действия станут для него понятными и доступными. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др.
Кроме того, при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.
Для этого используются комплекты:
- игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек,
- предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др. ,
- различного типа лото
- альбом О. С. Соловьёвой (“Говори правильно”, картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д.
При этом взрослый должен освоить приемы, связанные с их обыгрыванием. Например:
Ребенок должен выбрать правильный ответ из предложенных, чтобы закончить фразу:
- «У сапога всегда есть.» (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица);
- «В теплых краях обитает.» (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень);
Формирование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.
Требуется объединить в одну группу и назвать для нее обобщающее слово, исключив лишнее понятие:
- тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;
- река, озеро, море, мост, болото;
- кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и др.
Развитие способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Ребенок должен по аналогии с образцом подобрать пару к предложенному слову. Например:
- огурец - овощ, георгин -. (сорняк, роса, садик, цветок, земля);
- учитель - ученик, врач -. (кочки, больные, палата, больной, термометр);
- огород - морковь, сад -. (забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы) и др.
Формирование умения обобщать.
Требуется назвать обобщающее слово к каждой паре понятий.
- метла, лопата -. ;
- окунь, карась -. ;
- лето, зима -. и др.
Выполняя такие задания, ребенок может выкладывать карточки с ответами, выстраивая таким образом дорогу через лес, горы, моря, поля и т. д., что в дальнейшем можно будет обыграть с помощью мелких сюжетных игрушек и машинок. При этом можно использовать игры, направленные на формирование грамматических и синтаксических умений и навыков детей. Например, сюда могут входить такие известные дидактические игры, как «Кто где живет?», «Чьи следы?», «Кому что надо?», «Страны света», «Кем я буду?», «У кого какая профессия?», «Домики сказки», «Сказки-загадки» и др.
В комнате также организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.
В дополнение к ним необходимо предусмотреть как при работе с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста дидактические игры и пособия, направленные на формирование умений составлять
Рассказ с опорой на серию картин (2 - 3,
Рассказ по серии сюжетных картин (4,
Рассказ по сюжетной картине.
Для этого нужно завести уголок Книги, в котором будут храниться не только детские книги и хрестоматии произведений детской литературы, но и серии картинок для пересказов и составления рассказов.