Рима Жане
Консультация для воспитателей. Создание образовательной среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Один мудрец, как-то наблюдая за младенцем и его родителями, сказал: «Глупый король в окружении слепо преданных министров».
На самом деле, каждый ребенок в глазах родителей самый умный, неповторимый, и приведя его в детский сад, они доверяют нам самое дорогое, что у них есть… Насколько комфортным станет пребывание ребенка в детском саду и чему он научится, будет зависеть от образовательной среды, которая включает в себя, не только предметную среду, но и взаимодействие между педагогом, детьми и родителями…
Публикация «Консультация для воспитателей, Создание образовательной среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС до» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
При поступлении ребенка в дошкольную организацию, мы информируем родителей о режиме, о содержании образовательной деятельности, о вещах, которые необходимы ребенку в д/с, о том из чего складывается и как производится оплата за содержание ребенка. Но ни администрация, ни воспитатели, в большинстве случаев, не говорим о своих педагогических воззрениях: как регулируется жизнь в группе; как разрешаются конфликты между детьми; как можно заявить свою претензию воспитателю, если родители чем-то недовольны; какую помощь мы от них ждем. Поэтому, при первой встрече надо объяснить родителям, что любой детский сад – это маленькое государство со своей иерархией и законами, что приведя малыша к нам, они вместе с ним входят в наш коллектив и должны принять некоторые особенности содержания детей в детском саду.
На первом собрании я говорю родителям и такие слова: «Уважаемые родители, в нашей группе: 2 воспитателя, 1 помощник воспитателя, 34 ребенка, 68 родителей, 136 бабушек и дедушек, в итоге нас – 241 человек, каждый со своим характером. Все мы, на 3 года станем большой семьей. Чтобы наш союз стал крепким, нам надо прислушиваться друг к другу и действовать сообща, понимаю – это нелегкий труд, но он сполна вознаградиться гармоничным развитием и счастьем наших детей.
Хочу вас предупредить, что даже при очень хороших воспитателях и замечательном устройстве д/с существует множество субъективных причин, которые могут порождать недопонимание и конфликтные ситуации (сломанные игрушки, порванные штанишки, ссадины, порой и неоправданные надежды). Мы с вами должны понимать, что в таких случаях, единственно правильный и лучший выход состоит не в противоборстве или пассивном бездействии, а в компромиссе и серьезном сотрудничестве.
Дорогие родители, в ходе работы с детьми, по мере необходимости, я буду проводить с вами индивидуальные беседы, давать разные рекомендации, и заранее прошу не воспринимать их, как оценку вашей состоятельности как родителя и человека.»
Я раздаю родителям памятки, которые помогут узнать о жизни группы. В ней есть и такие пункты: "В нашей группе не принято выяснять отношения между воспитателем и родителем в присутствии детей!", "В нашей группе родителям не принято делать замечания чужим детям в отсутствие их родителей!» «В нашей группе не принято разбирать ссоры детей без участников конфликта!". «Наша группа – наша семья. Мы никогда не выносим ссор из избы!»
Если мы с родителями будем соблюдать эти простые правила, то многие проблемы просто не возникнут…
Уважаемые коллеги, у каждого из нас свое представление о красоте, гармонии, но организуя развивающую предметную среду мы должны руководствоваться не только своими чувствами, но и результатами наблюдений за детьми и нормативными требованиями ФГОС ДО и СанПиНа…
Я не буду рассказывать о всех принципах построения предметно-развивающей среды, они и так нам всем известны, остановлюсь лишь на некоторых аспектах…
Не секрет, что хорошая работоспособность ребенка в течение дня зависит от разнообразия видов деятельности и их чередования. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. Например, когда ребенок рисует, работает не вся поверхность коры головного мозга, а отдельные участки, отвечающие за данный вид деятельности, так называемое поле оптимальной возбудимости. Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. Когда ребенок меняет характер занятия, поле оптимальной возбудимости перемещается, и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга. Вот почему малышам характерны кратковременность интересов и неустойчивое внимание. Вот почему так важно не только разделить группу на зоны, сектора, в соответствии с видами деятельности, но и проследить, чтобы ребенок в течение дня успел «отметиться», если не во всех уголках, то хотя бы в большинстве из них.
Зоны не должны быть застывшими, их периодически надо менять местами, периодически надо менять и содержимое уголков, те игрушки, которые уже не вызывают интереса у детей, надо сложить в коробку и убрать на месяц, два. в зависимости от обстоятельств, на их место выставить другие, не обязательно покупные. Дети порой больше радуются самодельным игрушкам, различным бантикам, веревочкам, коробочкам, кускам материи.
Если среда, окружающая ребенка, одинаковая изо дня в день – это плохо; если продукты деятельности ребенка одни и те же – это плохо; если события, происходящие в группе, одинаковые или почти похожи – это плохо, значит, эти события инициированы нами, а не детьми, и как следствие, индивидуальность ребенка не раскрывается.
Чтобы исключить подобное, при создании образовательной среды, мы должны придерживаться принципа: сочетания и чередования адаптивной составляющей и инициативной составляющей.
Адаптивная составляющая, это все ситуации, в которых ребенок выполняет нормы и правила, заданные извне: воспитателем или другими участниками образовательного процесса.
Ребенок может расстроиться, если ему не удалось сделать, что-то по-своему или подчиниться желанию большинства, но и когда ребенок мирно играет с другими детьми, и когда он ссорится, он учится жить в коллективе. Считаю, моментально вмешиваться в детские ссоры, значит помешать развитию инстинкта жить в коллективе.
Инициативная составляющая – ситуации, в которых ребенок активен, сам выбирает материал, партнера, вид деятельности, придумывает правила игры и т. д.
Нельзя забывать и о самостоятельной деятельности детей. Уважаемые коллеги, самостоятельная деятельность не означает, что мы должны предоставить ребенку полную свободу. Почему? Среди множества интересных вещей в окружающем мире ребенок все время находит увлечения, где ему никто не нужен. От того, насколько быстро мы заметим и отреагируем на возникший у ребенка интерес, зависит, сохранится он или нет. Мы не знаем, какие интересы ребенка могут развиться в способности, но во всяком случае мы должны ему дать шанс развить их…
Порой, в нашу среду «врываются» антиигрушки, с которыми дети приходят в детский сад. Поэтому в личных беседах, на родительских собраниях нужно разъяснять родителям, какой должна быть развивающая ребенка среда в семье. Игрушки не должны: провоцировать ребенка на агрессивные действия; вызывать у ребенка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции (беременные куклы Барби, которым дети «вскрывают животы» и достают пупсов, куклы котрым периодически надо менять памперсы); провоцировать на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей. Я не говорю уже об игрушках-продуктах, в которых чудовищное сочетание сладкого и того, что связано со смертью (чупа-чупсы в фантиках с нарисованными черепами и монстрами; леденцы в упаковке, с прикрепленными к ним скелетами, светящимися в темноте; мармеладки в виде челюсти…) Нужно тактично, но настойчиво объяснять родителям, что с такими ценностями, мы не сможем воспитать достойного человека…
Ни одна, даже самая богатая среда не станет развивающей, если мы не будем, доступно, грамотно, ненавязчиво комментировать все, что происходит вокруг детей в помещении и на улице (прикладывая к уху морскую раковину, мы слышим не шум морской волны, а шум крови у себя в голове; ежики не питаются яблоками, потому что они насекомоядные; рыбки никогда не закрывают глаза, так как у них нет века, а у верблюда три века, два из которых, прозрачные; некоторые птицы улетают на юг, из-за боязни голода, а не холода, так как они насекомоядные.). Я не ставлю цель, сделать из воспитанников Ломоносовых и Менделеевых, но для меня важно, чтобы уже в этом возрасте они были эрудированными в разных областях знаний, чтобы они научились логически мыслить, чтобы они понимали простые вещи: как важно быть добрым и честным, любить и доверять не только себе но и близким…
Знаете, мне всегда казалось, что быть воспитателем легко и просто. Ты, что-то среднее между Фрекенбок и Мэри Поппинс, с одной стороны дети подчиняются тебе беспрекословно, с другой, слушают тебя с замиранием сердца. И только став воспитателем, я поняла, что не так-то просто стать образцом для подражания, как поется в песне, быть самим совершенством «от улыбки до жестов». Как важно хвалить ребенка даже за маленькие успехи, чтобы вызвать у него желание сделать следующий шаг. Как необходимо помочь ему понять, что ошибки – это всего лишь шаги для достижения к цели, а не препятствие, как в творчестве, так и в жизни в целом…
Ну, а если у меня возникают трудности, я обращаюсь к родителям и коллегам со словами Сократа: «Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих близких»