Светлана Харунова
Создание предметно-пространственной среды дошкольного учреждения для интеллектуального развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих близких».
Сократ
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени - дошкольному образованию. С момента введения ФГОС в дошкольных учреждениях нашей страны начался новый этап развития дошкольного образования, который предполагает модернизацию всей его системы, в том числе и создание условий для воспитания и образования дошкольника 21 века. Задача всех педагогов согласно ФГОС – воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а в целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.
Публикация «Создание предметно-пространственной среды дошкольного учреждения для интеллектуального развития дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Но интеллектуальное развитие детей не возможно без целостной, многофункциональной, насыщенной среды, которая бы обеспечивала реализацию основной общеобразовательной программы совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к созданию предметно-развивающей среды ДОУ.
Многолетняя практика в нашем ДОУ показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательных задач (автор-Г. С. Альтшуллер) и методы развития творческого воображения, первоначально адресованные инженерно-техническим работникам, в последние десятилетия вызвала пристальный интерес в среде педагогов-практиков. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ (автор Страунинг А. М.) - технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем», дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.
Мы взяли за основу создания развивающей среды методы технологии «ТРИЗ и РТВ»
При создании предметно- развивающей среды мы руководствовались следующими принципами:
• Полифункциональность среды – предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса;
• Трансформируемость среды- это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за отведенным пространством;
• Вариативность среды – рамочный проект предметно- пространственной среды может дополнять, конкретизировать и разрабатывать сам педагог- практик.
Предметно- развивающую среду мы подбирали с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и входе реализации других областей.
Это можно проследить в развивающих пространствах групповых комнат, а также помещений, оформленных специально для воспитания и развития детей. Они оформлены в определенном стиле и имеют свое тематическое направление. Например, один лестничный пролет оформлен в морской тематике, где дети могут знакомиться с обитателями морской флоры и фауны, различными макетами кораблей, их оснащением. Другой лестничный пролет стал космической комнатой, где можно найти созвездия, макеты планет, ракеты, а также воспользоваться информацией о космосе, космонавтах. Небольшой холл перед входом в среднюю группу знакомит дошкольников с ОБЖ. В интерьере коридора ДОУ можно увидеть животных и растительность родного края.
Развивающие игры и пособия по ТРИЗ и РТВ мы изготавливаем плоскостными и помещаем их на так называемые «Тризовские стены», что снимает проблему загромождения пространства и служит элементом оформления. Ознакомившись с методами и приемами технологии ТРИЗ и РТВ, наши педагоги создают развивающие пособия, такие как: «Системный оператор», «Мофологический ящик», «Данетка», Кольцо Лулия, модель окружающего мира, тризовские куклы.
Кроме того, математические центры в групповых комнатах систематически оснащаются различными развивающими играми и пособиями.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Обязательными предметами являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Это развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели. Предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее. В старшем дошкольном возрасте у детей должен быть большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Упражнения и тренинги, построенные на методах технологии ТРИЗ и РТВ, а также специально созданные для этого условия, позволяют нам развивать каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, получать и развивать опыт коммуникации, развивать речь и другие навыки, помогают легче ориентироваться в динамичной картине мира и занимать активную, созидательную позицию.