крикун сталина
Дидактические игры и упражнения с использованием конструктора Лего как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактические игры и упражнения с использованием конструктора ЛЕГО и его аналогов как эффективное средство
развития речи дошкольников с ТНР»
В современном мире, с каждым годом все больше и больше растёт процент детей с задержкой речевого развития. Дети начинают говорить поздно, мышцы лица развиты слабо, у детей наблюдается вялая мелкая моторика, скудный словарный запас, происходят сложности в составлении предложений, дети дают односложные ответы и многое другое.
Публикация «Дидактические игры и упражнения с использованием конструктора Лего как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Лего, LEGO. Развитие речи
- Лего. Дидактические игры с использованием LEGO
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Строительный материал. Методические разработки
- Темочки
Это связано с рядом причин.
Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.
Недостаток общения родителей со своими детьми, нехватка человеческого общения, зависимость от компьютера, игнорирование речевых трудностей, все это лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра.
Используя популярные игрушки в игровой деятельности, можно решить образовательные и коррекционные цели и задачи.
В нашем случае цель - это развитие связной речи, звуковой аналитико-синтетической активности, мелкой моторики рук, совершенствование грамматического строя речи, расширение и активизация словарного запаса у дошкольников с ТНР посредством дидактических игр и упражнений с использованием ЛЕГО конструктора и его аналогов.
Поиск новых современных образовательных технологии позволил открыть такое современное (не смотря, что Lego более 80 лет) направление как Lego-конструирование.
На сегодняшний день Lego — это самый узнаваемый бренд среди множества производителей детских игрушек. В него с удовольствием играю как взрослые так дети.
Наборы позволяют собирать модели автомобилей, самолётов, кораблей, зданий, роботов и многое другое.
Процесс сборки, сама постройка побуждает ребёнка к монологической и диалогической речи. А благодаря манипуляциям с мелкими деталями у детей развивается и совершенствуется мелкая моторика рук, активизируя при этом отделы головного мозга, отвечающие за речь.
Апробирование Лего-конструктора в коррекционно - логопедической работе с детьми с ОВЗ позволило разработать дидактические игры и упражнения и выделить 3 основных направления работы по развитию связной речи у дошкольников с ТНР :
1 направление - Совершенствование грамматического строя речи
2 направление - Развитие звуковой аналитико-синтетической активности
3 направление - Развитие связной речи
Рассмотрим каждое направление немного подробнее.
Первое направление – игры на совершенствование грамматического строя речи.
Данное направление решает такие образовательные цели, как упражнение в образовании прилагательных, развитие умения согласовывать числительные с существительными.
Детям предлагают варианты игр «Кто лишний», «Сосчитай», «Один – много», «Чей, чья, чьё?». Игра «Жадина» (Я тебе не дам, это мой медведь, моя фигурка и т. д.)
Все упражнения выполняются по речевой инструкции педагога.
При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди»; правильно использовать предлоги в речи «под», «над», «в», «на», «за»; различать понятия «между тем и тем» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.
Хочется отметить, что игры и игровые упражнения могут плавно перетекать из одной игры в другую…. Например: Игра «Один-много» плавно перетекает в игру «Сосчитай-ка!» потом в «Четвёртый лишний», затем «Назови ласково»- «Назови где?».
Например:
Один рыцарь – много рыцарей
1 рыцарь, 2 рыцаря, 3,4, 5 рыцарей ….
Внимательно рассмотри рыцарей, скажи кто лишний, объясни почему?
Как можно назвать ласково назвать рыцаря (рыцарик, рыцаречик….)
Какой по счету рыцарь в красных доспехах?
Назови, где находится панда, между кем и кем? С какой стороны находится лев? И т. п.
А теперь назови ласково каждое животное
Игра «Назови ласково» …
Второе направление – игры на развитие звуковой аналитико-синтетической активности, позволяют развивать умение дифференцировать гласные и согласные звуки.
Составляя и подбирая соответствующую схему к названию фигурки (или картинки) или к слову, у детей формируется навык звукобуквенного анализа.
Ребенку предлагается фигурка Lego (или любая картинка наклеенная на кубик Lego) и устная инструкция:
Посмотри на фигурку. Назови её. Составь из букв слово, обозначающее фигурку. Составь звуковую схему слова. Подбери к каждому звуку кирпичик нужного цвета. Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки? Зеленым. В нашем слове есть мягкие согласные? Назови их. Правильно. Прикрепи сверху кирпичик зеленого цвета к нужной согласной. Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? Синим. В нашем слове есть твердые согласные? Назови их. Правильно. Прикрепи сверху кирпичик синего цвета к нужным согласным. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Красным. Правильно… Ищем гласные….
Детям предлагаются и другие игровые упражнения, такие как:
«Определи звук в слове». Где находится звук (в начале, в середине, в конце) Назови. Произнеси звук. Придумай слова на этот звук.
Задание: Где находится звук «Р» в слове тигр? Порычи как тигр. Какие слова еще ты знаешь, начинающиеся на звук Р.
«Поменяй буквы местами, чтобы получилось новое слово» (Кот-Ток, кто; Нос-Сон; Рука - Кура)
«Замени или добавь 1 букву, чтобы получилось новое слово» (Рука – Мука; Утка –Шутка)
Детям можно предложить выложить из мелкого лего слово или отдельные буквы.
Варианты игровых заданий способствуют развитию у детей с ОВЗ мелкой моторики рук, памяти, мыслительных операций, концентрации внимания на выполняемых действиях и умению следовать устным инструкциям.
Третье направление – развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи.
Используя Лего – детали, дети учатся не только конструированию по схеме, но и составлять рассказ-описание по серии сюжетных картин или по одной. Данное упражнение наводит ребенка на рассуждение, позволяет делать логические выводы и умозаключения.
Можно предложить ребенку несколько вариантов дидактических упражнений для развития связной речи :
Составить рассказ изображенного на кубике овоща (какой на вкус, какой по цвету, по форме).
«Расскажи сказку». Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки и назвать сказку. Затем в правильной последовательности ее расставить и рассказать сказку с опорой на картинки. Затем можно дать дополнительное задание. Выложить название сказки из букв и составить схему звукового анализа.
«Разложи в нужной последовательности и придумай историю». Расставь картинки в правильной последовательности, придумай название и расскажи историю, опираясь на картинки. Затем снова можно дать дополнительное задание. Выложить название истории из букв и составить схему звукового анализа. И дать задание смастерить что-нибудь из Lego по сюжету истории (сделай кормушку для птиц или смастери из Lego для бабушки стол и т. п).
«Расскажи что получилось». Детям предлагается сконструировать из Lego любую поделку или поделку по заданной теме напр. : «Космос» смастерить необычный космический корабль. Затем рассказать всем детям о ней (придумать небольшой связный рассказ по ней из 5 - 6 предложений).
Тем самым у ребенка, решаются сразу несколько задач: у дошкольников, в неназойливой форме развивается связная речь, дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию,
отрабатывается умение выступать перед сверстниками, развивается мелкая моторика, фантазия и воображение.
Таким образом, использование дидактических игр и упражнений с использованием конструктора ЛЕГО и его аналогов является эффективным средством развития речи дошкольников с ТНР. Конструирование из Lego – конструктора полностью отвечает интересам детей и его применение, позитивно отражается на качестве коррекции и обучения детей старшего дошкольного возраста.