Кожевникова Татьяна
Особенности развития словаря в среднем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, то есть овладение значениями слов.
Количественный рост словаря. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000-2500. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д. Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития»
Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания уделяют знакомству детей с признаками предметов, во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи. Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка.
В этом возрасте происходит активное увеличение словаря, что позволяет ребенку более полно и правильно высказывать свое мнение, излагать свои мысли и т. д. Речь детей указанного возраста все больше наполняется прилагательными, наречиями, личными местоимениями и сложными предлогами. О. С. Ушакова отмечает, что словарь детей среднего дошкольного возраста активно обогащается прилагательными и глаголами.
Дети могут определять назначение предмета, функциональные признаки. Дети среднего дошкольного возраста начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова. В результате специальной работы по ознакомлению со словом у ребенка формируется представление о том, что слово имеет смысловую и звуковую стороны.
В среднее группе (от 4 до 5 лет) следует:
• Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
• Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
• Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
• Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
• Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).
• Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
Также у детей в этом возрасте наблюдается большое количество неверного словоупотребления, переноса значения с одного предмета на другой, сужения или, наоборот, расширения границ значений 10 слов и их применения. Сужение или расширение значений слов детьми объясняется тем, что они не имеют достаточных знаний, языковой опыт о тех предметах и явлениях, которые называются данными словами. Причем понимание и употребление слов детьми 4-5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами. Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми дети, непосредственно, пользуются (кукла, барабан, лейка, щетка, игрушки, одежда).
Процесс усвоения переносного значения слов детьми среднего дошкольного возраста происходит постепенно. Сначала дети усваивают основное значение слова. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей (услышав выражение «он с петухами спать ложится», ребенок возражает: «Нет, они заклюют»). Если на ранних этапах развития ребенка в значениях слов преобладают эмоционально образные компоненты, то постепенно с возрастом увеличивается роль компонентов логических. У ребенка среднего дошкольного возраста центральное место занимает процесс овладения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями. Таким образом, значение слова в своей конкретно-отнесенной форме возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится, углубляется по мере развития ребенка, по мере того как меняется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребенка перестает быть зависимой от чувственной ситуации.
Таким образом, у детей среднего дошкольного возраста при нормальном речевом развитии и благоприятных условиях воспитания, словарный запас очень быстро увеличивается. Дети правильно называют окружающие предметы и явления, словесно обозначают их качества и свойства, действия и функции. Они стараются активно пользоваться видовыми и родовыми понятиями посредством слов-обобщений. Это связано с расширением жизненного опыта ребенка и круга его общения. В тоже время у детей наблюдаются большие индивидуальные различия в представлениях и лексике. и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии; – опосредованное ознакомление с окружающим миром и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержание