Елена Четвергова
Опыт работы «Чтение художественной литературы как средство развития речи детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС дошкольного образования выделяет речевое развитие, как одно из приоритетных направлений в развитии детей раннего возраста. В ранний период дошкольного детства происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. По мнению Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой и других педагогов активное овладение способностью передавать в образном слове содержание происходит благодаря освоению средств художественной выразительности речи, в т. ч. произведениями художественной литературы. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Для детей раннего возраста характерны : бедность речи, недостаточный словарный запас. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная»)Плохая дикция. Неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Мною была поставлена цель: развивать эмоциональную, выразительную речь детей раннего возраста средствами художественной литературы. Для достижения цели выдвинуты следующие задачи:
Публикация «Опыт работы „Чтение художественной литературы как средство развития речи детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1. Познакомить детей с различными художественными произведениями (сказки, потешки, прибаутки, стихи). 2. Формировать потребность в общении, научить слушать образную речь. 3. Развивать активную речь (воспроизведение коротких предложений, фраз, посредством формирования умения общаться по различным поводам со взрослыми, детьми, задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления). 4. Учить воспроизводить движения в соответствии с текстом, воспроизводить звукосочетания, слова, запоминать небольшие интересные тексты. Для системного подхода был разработан перспективный план по работе с детьми и их родителями. В процессе ознакомления с художественной литературой : дети учатся тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка; в речи активизируются имена прилагательные и глаголы; обогащается словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики; улучшается звуковая культура речи; раскрываются творческие способности; формируется нравственность и культура поведения; формируются представления о жизни, труде, об отношении к природе; развивается социальный опыт и трудовая деятельность дошкольника. Перед взрослыми стоит задача по развитию не только разговорной бытовой речи, но и литературной. Речь – наиглавнейшее средство познавательной деятельности. Она пронизывает все 5 образовательных областей развития ребенка. Поэтому художественное слово использовалось во всех видах непосредственно образовательной деятельности. На занятиях по лепке, рисованию часто использовалось художественное слово как стимул к поисковым действиям, или отклик на затруднительное положение героя, например: «Вышел кот на порог, кот слепил себе пирог, а пока лепил и пек, ручейком пирог утек.» - испечем пирог. Или «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на поднятых парусах.» - нарисуем волны нашему кораблику.
Использую в работе технологию совместно-партнерской деятельности: в режимных моментах, во время самостоятельной деятельности детей, в содружестве с родителями. Для улучшения детского звукопроизношения предложила родителям комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики. Также в течение года я разработала несколько рекомендаций и консультаций для родителей на темы: «Учим с ребенком стихи», «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей», «Пестушки, потешки и прибаутки», «Воспитание детей через художественное слово», «Научите ребенка красиво говорить», «Сказка в развитии речи детей». А на стендах выставляется перечень произведений для чтения дома, материал для заучивания наизусть. Родители активно включились в процесс приобщения детей к художественной литературе и произведениям русского фольклора. В своей работе я использую следующие методы и приемы при ознакомлении с художественной литературой. Чтение и рассматривание обычных книг, озвученных, книг с музыкальным сопровождением. Дети групп раннего возраста еще очень малы, они еще только начинают говорить и «читать». Книги, которые мы подбираем,- яркие, красочные, интересные и соответствуют возрастным требованиям. Чтобы ребенок запомнил не только название, но и содержание произведения, приходится многократно читать, рассказывать его, прибегая к таким методам наглядного сопровождения, как показ игрушек, картинок, использование театральных атрибутов. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями. При обучении детей рассказыванию использовала мнемотаблицы, которые способствуют быстрому запоминанию текста. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая. Этапы работы (младший возраст)
1 Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено2. Осуществляется перекодирование информации - преобразование из абстрактных символов в образы. 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. 4. Делается графическая зарисовка - мнемотаблицы. 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. Для лучшего усвоения художественной литературы в свободной деятельности предлагаем детям: игры на развитие речи, логического мышления. «Собери сказку», «Расскажи сказку». Широко использую различные виды театра: пальчиковый, настольный, театр масок, театр шапочек, куклы «Бибабо». Большую роль отвожу организации развивающей предметно-пространственной среде. Работая с детьми по формированию выразительной речи, стараюсь создавать эмоционально благоприятные ситуации, которые способствуют возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно художественная литература помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются. В ходе НОД часто меняю виды детской деятельности, чтобы предупредить утомляемость, вношу разнообразие, проводя занятия. Система работы с детьми в данном направлении позволяет сделать благоприятные выводы. Сравнительный анализ показывает уровень успешного овладения детьми коммуникативными навыками. Словарь детей к концу году обогатился новыми словами, оборотами, выражениями. Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе; Дети овладели инициативными и эмоциональными навыками общения со взрослыми и сверстниками. Выработалось положительное отношение к режимным моментам. У родителей укрепилось понимание необходимости использования произведений художественной литературы в развитии речи детей.
Художественная литература является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины, позволяет передавать опыт речевого поведения.