Руденко Татьяна Анатольевна
Консультация для педагогов «Адаптация ребенка к условиям детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда ребенок впервые приходит в детский сад, он попадает в новую непривычную обстановку, которая может стать причиной эмоционального напряжения. Основная задача воспитателя на этом этапе – помочь малышу справится со стрессом и адаптироваться к новым условиям.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, к новым условиям.
Публикация «Консультация для педагогов „Адаптация ребенка к условиям детского сада“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения, распорядок дня, отсутствие родителей. С этого момента начинается активная социализация ребенка, которая может сопровождаться некоторыми трудностями.
Процесс адаптации может протекать по-разному. Выделяют несколько уровней адаптационного процесса :
Легкая степень адаптации
С первых дней ребенок с удовольствием идет в сад, ему нравится там находиться. Он хорошо ладит со сверстниками, редко болеет, слушается воспитателя и умеет самостоятельно занимать себя. Продолжительность адаптации от 7-14 дней.
Средняя степень адаптации
Ребенок испытывает напряжение или расстройство только в минуты после расставания с родителями, после того быстро включается в игру. Он слушается воспитателя, выполняет его просьбы, но иногда может их игнорировать. В результате постоянного контакта с детьми может часто болеть. Однако болезнь будет протекать быстро и без осложнений. Продолжительность адаптации : 14-21 день.
Тяжелая степень адаптации
Ребенок при любом упоминании о садике начинает истерику, его приходится заводить в группу насильно. Из-за такого стресса он часто болеет. Иногда может терять полученные ранее навыки. Это самая сложная форма адаптации, которая требует усиленного внимания взрослых. Продолжительность адаптации : до 60 дней.
Продолжительность адаптационного периода индивидуальна для каждого. Она зависит от возраста ребенка, количества социальных контактов, темперамента, эмоциональной зрелости и привязанности к родителям. Если у ребенка уже был опыт общения в любом коллективе или у него большая семья, он может адаптироваться в детском саду и за два дня. Другим может понадобиться несколько недель.
Чтобы помочь ребенку адаптироваться в детском саду, необходима совместная работа воспитателя и родителей.
Актуальность
Согласованность действий родителей и воспитателей для обеспечения полноценного процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ. Необходимость облегчения симптомов адаптации детей раннего возраста в ДОУ.
Проблема
При каких условиях наиболее эффективно проходит адаптация детей раннего возраста в условиях современного ДОУ.
Цель
Развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Задачи
1. Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
Модель организации адаптационного периода.
1. Индивидуальный подход к ребенку :
а) использование игрушек- забав, игрушек- сюрпризов;
б) учет домашних привычек;
в) использование колыбельных при укладывании детей спать.
2. Игры с воспитателем.
3. Игры-занятия, игры – инсценировки.
4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:
а) игры ребенка рядом со сверстниками;
б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;
в) ситуации, общение;
г) использование фольклора;
д) элементы театральной деятельности.
5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов ребенка.
6. Контроль за физическим состоянием ребенка.
2. Формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий (занятие, игра, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребенку.
Игры выбирают с учетом возможностей детей, места проведения.
3. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
ИГРЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ДЕТЬМИ
Существует несколько правил игры:
Правило 1 и самое важное - добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чувство протеста.
Правило 2
Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Взрослый организовывает и направляет игру, т. е. взрослый совмещает две роли - участника и организатора.
Правило 3
Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по - разному и разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в или иной игре, дети начинают понимать ее содержание.
Правило 4
Взрослый не должен оценивать действия ребенка : слова типа: «не верно, ни так», или «молодец, правильно», в данном случае не используется. Нужно дать ребенку возможность проявить, выразить себя.
Адаптационный период считается законченным, если:
- Эмоциональное состояние ребенка устойчиво;
-Ребенок ест с аппетитом;
-Быстро засыпает, вовремя просыпается в бодром настроении;
-Эмоционально общителен с окружающими, легко вступает в контакт;
-Играет со сверстниками или один;
-Может себя занять в свободное от занятий время.