Девяткова Светлана Михайловна
Консультация для педагогов «Состав числа»
▼ Скачать + Заказать документы
Состав числа.
На занятиях по математике решаются многие задачи :
Количество и счё т:
-представления о цифрах на основе сравнения двух множеств
-умение делать из неравенства равенство
-счёт по образцу
-сравнение групп предметов
-решение примеров
-решение и умение составлять задачи
Величина:
-сравнение предметов по величине,ширине,высоте,толщине.
-деление предметов на части
-умение пользоваться линейкой.
Геометрические фигуры:
-знания геометрических фигур
Публикация «Консультация для педагогов „Состав числа“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
-знакомство с элементами геометрических фигур (вершины,стороны,углы)
Ориентировка во времени:
-представления о частях суток,днях недели, временах года.
-знакомство с часами.
Ориентировка в пространстве:
- ориентировка на листе бумаги
-работа в тетради в клетку.
Дети 5-6 лет уже умеют считать в пределах 10, различают цифры. Но некоторым детям трудно понять суть : как получить определённое количество предметов из двух меньших и записать это графически. На помощь педагогу приходят и счётные палочки и различные дидактические игры, и таблицы по составу чисел.
1. Работа со счётными палочками.
- Положить перед собой одну палочку синего цвета,одну палочку красного цвета,одну палочку жёлтого цвета,одну палочку зелёного цвета,одну палочку коричневого цвета. Сосчитай, сколько всего палочек- всего пять: одна красная,одна синяя, одна жёлтая, одна зелёная,одна коричневая.
А теперь записать : 1 +1+1+1+1 = 5.
- Положить перед собой две палочки красного цвета. Сколько нужно взять палочек синего цвета,чтобы получилось пять. (Ребёнок выполняет задание)
А теперь запишем : 2 +3 =5
Если к двум добавить три получится пять.
Сразу же можно произвести обратное действие : А теперь убери палочки синего цвета (Сколько палочек ты убрал? -три). Сколько палочек осталось? – две. Давай запишем : 5 -3 = 2. Если из пяти вычесть (убрать, отнять) три, получится (останется) два.
-так же работаем и с остальными равенствами:
3+2 = 5 5-2 =3
4+ 1 = 5 5 -1 =4
2. Работа с геометрическими фигурами.
Аналогично работаем с геометрическими фигурами : берём один квадрат,один треугольник,один прямоугольник,один овал,один круг,получаем пять
- Берём только треугольники (прямоугольники,квадраты, но разного цвета в количестве пяти.
Берём два треугольника,три прямоугольника.
Берём три квадрата,два овала.
Так продолжаем варьировать цвета и геометрические фигуры.
Каждый пример нужно записать и проговорить, как получили число 5.
3. Работа с готовыми таблицами.
-На таблице в каждой строчке раскрашены клеточки разным цветом:
Первая строчка : одна красная и четыре зелёных. Ребёнок пересчитывает,сколько красных клеточек,сколько зелёных и сколько всего. Как это можно записать : 1 + 4 = 5. Обязательно проговариваем,как получается равенство.
Вторая строчка : две красных и три зелёных и т. д.
4. Работа с числовыми домиками.
- На каждом этаже домика две квартиры, в одной известно сколько живёт жильцов (изображена цифра и определё нное количество жильцов : цифра 1 – один человечек,цифра 2 – 2 человечка и т. д.). Нужно узнать,сколько поселится жильцов во вторую квартиру, чтобы на этаже было всего 5 жильцов.
Работаем с каждым этажом отдельно,рядом записываем равенство.
5. Работа с карточками.
На карточке нарисованы два цветка и три жука. Нужно разделить целое (карточку) на две части (цветы и жуки). Сколько предметов в одной части?– два, во второй?- три. Сколько всего-?- пять. А теперь запишем каждое равенство. Обращаем внимание,что если части поменять местами, количество не изменится.
6.Решение примеров.
-Решать примеры можно с помощью «Волшебной линейки». Полоска картона разделена на квадраты до числа 10, каждый квадрат –это число один. Отдельно сделаны полоски картона с разным количеством квадратов: один квадратик,два квадратика и т. д.
Ребёнок, решая равенство -3 +2 ,берёт два квадратика и три квадратика,прикладывает их к линейке и видит ответ.
С помощью такой линейки решается несколько задач: развивается мелкая моторика,внимание,закрепляется состав числа.
Так же при помощи такой линейки решаются и примеры на вычитание, ребёнку легче понять,какое число стало меньше-больше.
7. Решение задач.
- Задачи отличаются от примеров тем, что в задаче обязательно есть условие, вопрос,решение и ответ. Советую каждый раз напоминать об этом ребёнку. Спрашивать каким действием нужно решить задачу и почему,обязательно проговаривать, именно то,о чём спрашивалось в задаче.