Харькова Ольга
Использование компьютерных игр в работе по формированию представлений о величине у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основная образовательная цель введения компьютера в мир ребенка - это формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности ребенка к использованию компьютерных средств в своей деятельности.
Широкий спектр компьютерно-игровых программ позволяют не просто освоить простые умения пользования компьютером, а обогатить процесс развития детей, закрепить и «поупражнять» освоенные представления и умения на обычных занятиях. Использование компьютерных игр должно как бы «сопровождать» процесс освоения математического содержания детьми. Программы серии «Живая математика» (разработки ассоциации «Компьютер и детство» Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца) предназначены для развития элементарных математических представлений: обучению счёту; закреплению знаний о величине предметов, их форме; знакомство с геометрическими фигурами, ориентировкой в пространстве и во времени. Например, в серии «Математика» в игре «Качели» необходимо сбалансировать животных разного размера и веса, качающихся на качелях. В игре «Войди в замок» предусматривается выполнить ряд испытаний (помочь принцу, как правило, направленных на осуществление счета, вычислений (определить порядковое число заданной ступени, пересчитать количество стражников на ступенях замка и т. п.). В игре «Помоги птенчику» (серия «Комбинаторика») детям предстоит помочь выпавшему из гнезда птенцу, расставив животных разного размера по принципу серии (Ю. М. Горвиц, С. Л. Новоселова, Г. П. Петку).
Темочки:
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Игры, дидактические пособия
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
В современных выпускаемых программах задачи логико-математического развития дошкольников решаются интегрировано, посредством различных интересных детям сюжетов. Так одно из заданий игры «Маленький искатель» моделирует игры с обручами, в котором необходимо расположить предметы согласно условию в два - три обруча (используется классификация по сенсорным (цвет) и родо-видовым свойствам (спортивное оборудование, цветы, листья, транспорт и т. п.). Другое задание предусматривает выкладывание элементов в определенной последовательности (задание «Продолжи ряд»: самолеты разного цвета, цветы разного вида, «пряничные человечки» и т. п.). Неверно выбранный ребенком элемент возвращается на свое место. После сбора цепочки – последовательности осуществляется проверка, что наглядно показывает закономерность чередования элементов в ряду. В игру «Размышлялки» включены сюжеты на освоение времени: распознавание времени по электронным и механическим часам; работа с календарем и часами, исследование основных признаков окружающего мира в разное время года и разное время суток («Домик времени и пространства»); освоение цифр, счет в пределах 30; действия сложения и вычитания («Математика с Буренкой»). Другие серии игр «Размышлялки» ориентированы на развитие умений конструировать, планировать, проектировать, активизацию творческого экспериментирования, построения алгоритмов и т. п. В игре «Веселая математика» десять игр объединены общим игровым сюжетом – путешествием по стране математики с посещением разных мест: Города Цифр, Маркиза Минуса и т. п., что активизирует интерес детей – узнать, какие еще игры и задачи представлены в игре. Например, в одной из игр представлен сюжет «на рынке». Детям необходимо «взвесить» овощи и фрукты, появляющиеся на весах. Для этого используются разные гири, на которых указаны эталонные значения (1 кг., 2 кг., 3 кг. и др.). «Взвешивание» осуществляется только практическим путем (соотнести объем предмета и его вес невозможно, что активизирует экспериментирование и сложение веса выбираемых ребенком гирь. Как правило, для взвешивания продуктов следует использовать несколько гирь, осуществляя при этом сложение (вычитание) их значений. Если вес предмета определен неверно – это наглядно представлено движением чаш весов, комментариями или движениями персонажа.