Валентина Запорожец
Консультация для педагогов «Развитие стрессоустойчивости у детей с помощью тестопластики»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие стрессоустойчивости у детей через
использование – арт-терапевтического метода (тестопластики)
В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений находятся на пороге новой эпохи в истории российского дошкольного образования. На данном этапе происходит пересмотр содержания дошкольного образования. На смену Временным (примерным) пришли Федеральные государственные требования, которые предполагают написание программ и подбор педагогических технологий с учетом особенностей контингента воспитанников.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие стрессоустойчивости у детей с помощью тестопластики“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Стресс, стессоустойчивость. Профилактика, тренинги
- Тестопластика. Консультации
- Темочки
Но мы с Вами поговорим о старом забытом…., или о том что, окружает наше общество, нашу жизнь.
Стресс — неотъемлемая часть современной жизни. Стресс, в своё время, переживает каждый человек. Взрослому человеку легче он справиться со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей. У ребёнка стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта он не в состоянии с ним бороться. Что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребёнка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его, в этом и состоит механизм стресса.
Стресс может оказывать на деятельность, как положительное влияние, так и отрицательное, в зависимости от его выраженности. Стрессоустойчивость — это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.
Так как стрессоустойчивость — качество непостоянное, значит, его можно развивать психотренингом, привычкой к ежедневному напряжённому творческому труду и различным видам деятельности.
Поступление ребёнка в детский сад, школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации : изменяется привычное поведение, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
Детский сад с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих максимально мобилизовать все его интеллектуальные и физические силы. На ребё нка влияет комплекс новых факторов: коллектив, персонал детского сада, изменение режима, непривычно ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.
Ребёнок — это, по сути дела, обычный человек, но который постоянно развивается, изменяется. И поэтому определить стресс у детей, гораздо труднее, чем у взрослого. Детский стресс запросто можно принять за характерные для растущего организма недомогания. Однако всё же существуют признаки, по которым можно определить, что ребёнок находится в состоянии стресса :
частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;
ночные кошмары;
быстрая утомляемость;
постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;
постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;
ложь
возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький;
расстройства без видимой на то причины;
озабоченность сверх меры своим здоровьем;
агрессивное отношение к окружающим
педантизм и максимализм : ребёнок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;
заниженная самооценка;
беспричинные тревоги, волнения и страхи;
дефекты речи или нервные тики;
Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорная сфера ребёнка. У детей этой группы крайне низкая работоспособность. Работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты, очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы, это является арт-терапия. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.
Термин "арт -терапия" ( буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938). Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.
Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная.
При пассивной форме человек "потребляет" художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.
При активной форме арт-терапии человек сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т. д
Представлено несколько видов арт-терапии.
Виды арт-терапии, представленные в психологии и медицине, отвечают существующим видам искусств. Выделяют следующие виды:
собственно арт-терапия,
музыкотерапия,
танцевальная терапия,
драмотерапия,
сказкотерапия,
библиотерапия,
маскотерапия,
этнотерапия,
игротерапия,
цветотерапия,
фототерапия,
куклотерапия,
оригами и тестоапластикотерапия.
Кроме того, каждый из этих видов имеет множество арт-терапевтических техник, которые применяются для решения внутренних и межличностных конфликтов, кризисных ситуаций, вековых кризисов, травм, невротичных расстройств и тому подобное.
Хотелось бы остановиться на Тестопластикотерапии – лепка из соленого теста.
Тесто – приятный и податливый материал, с которым дети работают с большим удовольствием.
Лепить из теста - одно удовольствие! Соль, мука, вода – вот и всё, что нужно для маленьких рук.
Лепить из солёного теста так же интересно, как из пластилина, сохраняются такие поделки гораздо дольше – только их нужно обжечь в духовке. А можно сразу подкрасить тесто пищевыми красителями и лепить из цветного теста.
Лепка из солёного теста позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках.
Для дошкольников, особенно, с недостаточной координацией движения рук и слабым развитием мелкой моторики, это занятие будет полезным и интересным.
Ведь мы можем, лепим свою проблему в произвольной форме, «говорим» с ней, высказав ей абсолютно все, что считаем нужным и что накипело. Трансформируем ее в то, во что захотим.
Создаем скульптурные изображения с закрытыми глазами.
Создаем и разрисовываем фигуры из теста.
Делаем отпечатки своих рук, своей ступни, различных предметов.
Создаем амулеты и обереги.
Ребёнок когда лепит из теста, глины он становится мастером, не ведая этого!
Арттерапия поможет ответить на вопрос «кто я, каков смысл моей жизни?», «что есть мир вокруг?». Творчество дает нам силы для преодоления трудностей, помогает решать нам внутренние и внешние конфликты страха перед ними.
Методы арт-терапии исцеляют душу с помощью искусства и творчества.
Недостатком арт - терапии может являться то, что глубоко личный характер может привести к уходу в себя вместо того, чтобы способствовать самораскрытию и установлению контактов с другими людьми.
Я предлагаю Вам взять несколько комочков теста и слепить «ОБРАЗ СВОЕГО НАСТОРОЕНИЯ»