Елена Маркова
Совместная двигательная деятельность в режимные моменты с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная двигательная деятельность в режимные моменты с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Прекрасная сама по себе детская речь имеет,
кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее,
мы тем самым открываем причудливые
закономерности детского мышления.
К. И. Чуковский
Публикация «Совместная двигательная деятельность в режимные моменты с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Режимные моменты в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Известно, что дошкольный возраст – это уникальный период в развитии ребенка, который обладает своеобразной логикой и спецификой. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Во все режимные моменты следует включать различные приемы для развития речи.
Приобретение ребенком огромного количества двигательных умений и навыков может быть достигнуто при целенаправленном правильно организованном режиме двигательной активности.
Двигательная активность бывает:
- регламентируемая: утренняя гимнастика, физ. минутки, дин. паузы, ритмика, бодрящая гимнастика.
- частично-регламентируемая: спорт. праздники, игры, п/и, дни здоровья, спортивные досуги, индивидуальные занятия с варьированием физической нагрузки с учетом уровня здоровья.
- нерегламентированная: самостоятельная деятельность детей в помещении и на улице.
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА
Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, в течение 10-12 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). Дети занимаются в физкультурной форме.
Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Они должны быть разучены на физкультурном занятии и хорошо знакомы детям.
Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах: традиционный комплекс УГ; в игровой форме; с использованием полосы препятствий; с включением оздоровительных пробежек; с использованием простейших тренажеров.
УГ состоит из 3 частей:
Вводная часть включает в себя различные виды ходьбы и бега. Основная часть - это ОРУ с предметами (флажки, мячи, обручи и т. д.). Данные упражнения развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. В заключительной части: ходьба, упражнения для восстановления дыхания.
Предлагаем в качестве малоподвижной игры упражнение с двигательным кубиком. Дети встают в круг, встают в основное исходное положение и по очереди бросают двигательный кубик, выполняя выпавшие действие.
В течение дня реализуются следующие технологии оздоровления: упражнения на коррекцию осанки, пальчиковая гимнастика, которая проводится 2 раза в день, дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, гимнастика для глаз.
Дыхательная гимнастика является хорошим способом повысить иммунитет ребёнка, восстановить дыхательную систему после заболевания, а также предотвратить частые простудные заболевания. А если ребенок отличается гиперактивностью, то благодаря дыхательной гимнастике, он научится расслабляться и успокаиваться. Кроме этого, если постоянно заниматься с ребенком дыхательной гимнастикой, у него сформируется правильное речевое дыхание, что позволит ему при выдохе произносить различные по длине фразы. Она необходима для формирования у ребенка правильного звукопроизношения.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАЗМИНКА.
Она проводиться в перерыве между занятиями позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Основное ее назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомляемости у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе ОД с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала.
Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений типа «Кольцебросс», «Узнай по голосу», «Закати в лунку шарик», «Удочка», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий.
Игровые упражнения должны быть: знакомы детям, простые по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительными по времени (10-12 мин., доступны детям с разным уровнем ДА. В конце двигательной разминки нужно детям предложить дыхательные упражнения. Местом проведения может быть любое хорошо проветриваемое помещение.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в перерывах между ОД, а также в процессе самой ОД. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутка в процессе самой ОД может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку. Всё это выполняется в течение 1-2 минут. Физминутки могут проводиться по лексической теме недели, тем самым будет активизироваться словарный запас детей.
ПРОГУЛКА
На прогулке используем различные игры с мячом: «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Летает, не летает», «Кто как передвигается?» и др. А также используем различные подвижные игры с речевым сопровождением: «Гуси, гуси…», «Мышеловка», «У медведя во бору», «Как у дяди Трифона» и т. д.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
Индивидуальная работа по закреплению ОВД может занимать до 20 минут, с учетом желания детей. Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию необходимо строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок, она должна быть естественной и органической частью общего педагогического процесса. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, воспитатель не только предлагает ребёнку правильно выполнить упражнение, например, по его образцу, но и старается вызвать интерес к задаче. Таким образом, сложные задачи индивидуальной работы и работы с небольшими группами детей требуют от воспитателя тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого сравнительного учёта результатов работы, показывающего прогресс психического и физического развития детей.
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА
Одной из главной особенности нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного состояния в другое. Именно поэтому после дневного сна необходимо провести бодрящую гимнастику, которая позволяет постепенно перейти к бодрому состоянию. Необходимо помнить, что темп пробуждения у детей разный и разная степень выраженности эмоционального реагирования. Воспитатель должен чутко уловить настроение детей, подбодрить тех, у кого фон настроения после сна снижен.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7-15 минут.
В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:
- разминка в постели и самомассаж;
- гимнастика игрового характера;
- ходьба по массажным дорожкам.
Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!
Только тесная взаимосвязь в работе всех специалистов дошкольного учреждения позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников!
Интернет ресурсы:
https://nsportal.ru/detskiy-sad
http://io.nios.ru/articles