Татьяна Щербакова
Консультация для логопедов и родителей «Использование трейнеров и вестибулярных пластин в работе логопеда у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые патологии на сегодняшний день являются широко распространенной проблемой. По данным мировой статистики число речевых расстройств неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей принимает глобальный характер. Эффективность результатов речевой коррекции зависит от правильно построенного алгоритма работы логопеда и его взаимодействия с сопряженными специалистами.
Публикация «Консультация для логопедов и родителей „Использование трейнеров и вестибулярных пластин в работе логопеда у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Воспитание чистой речи, четкой дикции в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Правильное произношение звуков может быть сформировано лишь только в том случае, если у ребенка достаточно развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции, если развито речевое дыхание, если дошкольник умеет ощущать и чувствовать движения органов артикуляции.
В большинстве случаев речевые нарушения, так или иначе, связаны с врождёнными или приобретёнными дефектами органов речи. Чаще всего отклонения в развитии артикуляционного аппарата проявляются именно в период сформированного молочного прикуса, когда у детей закрепляются вредные привычки.
Наиболее распространенная из них – сосание пальца, языка или пустышки. Если сосательный рефлекс не угасает после года, это свидетельствует о задержке созревания тех или иных функциональных систем в организме. К трехлетнему возрасту у детей, постоянно сосущих палец или соску формируется открытый прикус. Привычка ребенка сосать большой палец приводит к сужению верхней челюсти и ассиметричной деформации ее во фронтальном отделе. Помимо того давление оказываемое пальцем на нижний зубной ряд вызывает смещение резцов и усугубляет недоразвитие нижней челюсти, наблюдается значительная деформация зубного ряда. Неумеренное использование бутылок с сосками тоже может навредить здоровью ребенка и привести к формированию симметрично открытого прикуса. При этом верхние зубы выглядят более короткими и недостаточно развитыми.
Преждевременное удаление молочных зубов, привычка сосать палец, инфантильное глотание, неправильный прикус, все эти аномалии развития зубочелюстной системы тесно связаны с нарушением артикуляции и естественно с нарушением звукопроизношения.
На сегодняшний день при коррекции речевых нарушений учителя-логопеды используют широкий спектр технологий, методик, методов и приемов, апробируя и адаптируя их к условиям каждого образовательного учреждения.
Значительно оптимизировать процесс овладения звуковой культурой речи позволяет применение в процессе логопедических занятий трейнеров и вестибулярных пластин – мягких силиконовых миофункциональных позиционеров, корректирующих положение языка и способствующих нормализации мышечного баланса приоральной области.
Использование трейнеров и вестибулярных пластин возможно с 3 до 7-8 лет.
Трейнер изготовлен из мягкого гипоаллергенного силикона, что позволяет ребенку без труда адаптироваться к ношению аппарата. Выпускается в двух цветах – голубой и розовый (для мальчиков и для девочек). Существуют трейнеры для молочного и сменного прикуса.
Использование трейнера позволяет : 1 – воздушные отверстия способствуют мягкому, но активному стимулированию развития жевательных структур, что ведет к гармоничному росту всего челюстно-лицевого аппарата;
2 – «маркерный» язычок трейнера приучает язык находиться в правильном небном положении, при этом язык не оказывает негативного давления на зубные ряды. Правильное положение языка способствует формированию нормального типа глотания.
3 – бампер от межзубного прокладывания языка предотвращает сосание пальцев и мешает прокладыванию языка между зубными рядами, ведущему к формированию открытого прикуса.
Вестибулярные пластинки выпускаются двух размеров.
Пластинка размера I с красным кольцом предназначена для детей с молочным прикусом, пластинка размера II с синим кольцом – для детей в сменном прикусе (5-7 лет). В тех случаях, когда нарушения выявлены еще в молочном прикусе, использование пластин позволяет нормализовать развитие зубочелюстной системы и способствовать, таким образом, коррекции речевых нарушений.
Пластинки сделаны из прозрачного гипоаллергенного материала, что помогает контролировать положение языка.
Различные виды вестибулярных пластинок позволяют :
*эффективно бороться с детской привычкой сосать соску и пальцы;
*перевести ротовое дыхание ребенка в носовое;
*развить круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ;
*корректировать инфантильное глотание и недоразвитие нижней челюсти;
*осуществлять миофункциональную тренировку;
*стимулировать процесс естественной саморегуляции растущего организма;
*эффективно корректировать дефекты речи.
Последние исследования подтвердили, что длительное использование соски-пустышки замедляет формирование функции жевания и вертикальный рост альвеольных отростков, способствует сохранению инфантильного типа глотания. В данном случае рекомендуется эластичная пластинка, которая предлагается детям, начиная с двухлетнего возраста при длительном сосании пустышки или пальца, провоцирующем возникновение открытого прикуса, для скорейшего и безболезненного отвыкания ребенка от этих вредных привычек и профилактики возникновения речевых нарушений. Если у ребенка уже наметился открытый прикус, при использовании профилактической пластинки он закроется естественным образом, т. к. резцам ничего не мешает смыкаться.
Если у ребенка открытый прикус – при межзубном сигматизме, и он не может придать своему языку нужное положение на логопедических занятиях во время постановки свистящих звуков, то необходимо использование вестибулярной пластинки с заслонкой, которая мешает ребенку располагать язык между зубами, помогая таким образом при постановке свистящих звуков. К тому же правильное положение языка во рту будет способствовать исправлению открытого прикуса.
При искажениях произношения шипящих звуков, которым способствует глубокий прикус, прогнатия, ограниченная подвижность языка и губ, также эффективна тренировка при помощи вестибулярной пластинки с бусинкой. Бусинка, закрепленная на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном небном положении.
Помимо разминки языка здесь добавляется тренировка круговой мышцы рта. Пластинку с бусинкой можно применять при артикуляционной гимнастике для коррекции звука Р, а также при дизартрии, при которой характерны парезы артикуляционных мышц. Поместив пластинку в ротовую полость, ребенок сразу начинает инстинктивно катать бусинку языком по твердому небу, стимулируя таким образом тонус язычной мышцы. Применять пластинку можно как во время занятий с логопедом, так и дома.
Пластика с бусинкой эффективна при лечении функциональной ринолалии, обусловленной ограничением подвижности мягкого неба и недостаточным его подъемом, фонацией у детей с вялой артикуляцией; врожденной ринолалии, после операции. Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности. Пластинка с бусинкой улучшает тонус, способствует тренировке вялых мышц и тканей полости рта.
Применение пластинки с бусинкой эффективно помогает ребенку устранить трудности в произношении необычных и трудных слов. Хорошие результаты дает использование пластики с бусинкой и при заикании – одном из проявлений нарушения темпоритмической организации речи, поскольку применение пластинки оказывает расслабляющее действие и мягко снимает судорожное напряжение мышц речевого аппарата.
В логопедической практике применение пластинок возможно как в ходе групповых занятий, в индивидуальной работе с логопедом в ДОУ, так и дома. Основная задача - убедить родителей в необходимости использования данных приспособлений. Для этого необходимо вести разъяснительную работу с родительской общественностью : предоставлять объективную и разнообразную информацию в "Уголке логопеда" о повышении эффективности логопедической коррекции при использовании трейнеров и вестибулярных пластин у детей с ОВЗ.
Идеальным вариантом считается приобретение родителями ребенка индивидуальных вестибулярных пластинок. А в сети ДОУ их использование возможно при наличии стационарного ультрафиолетового стерилизатора. Хранятся пластинки в футлярах, обязательно индивидуальная маркировка, которая по необходимости обновляется. Необходимо отметить, что не всегда возможно использование пластинок с детьми, у которых сильно развит рвотный рефлекс.
При регулярном использовании вестибулярных пластинок и трейнеров в работе с детьми с речевыми патологиями отмечается наличие положительной динамики, значительно повышается эффективность логопедической коррекции, а сроки коррекции звукопроизношения фактически сокращаются.