Ходукина Юлия Андреевна
Конспект занятия по ручному труду «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном образовательном процессе особое внимание уделяется интеграции различных видов деятельности, что позволяет не только развивать у детей необходимые навыки, но и формировать у них интерес к культурным традициям и праздникам. Одним из таких праздников является Масленица, которая имеет глубокие корни в русской культуре и символизирует прощание с зимой и встречу весны. Празднование Масленицы сопровождается множеством традиций, обычаев и ритуалов, которые могут стать основой для увлекательного и познавательного занятия по ручному труду для детей старшей группы детского сада.
Актуальность данной работы заключается в необходимости формирования у детей не только художественных навыков, но и понимания культурного контекста, в котором они живут. В условиях глобализации и быстрого изменения культурных норм важно сохранять и передавать детям традиции своего народа, что способствует их культурной идентичности и развитию уважения к родным обычаям. Конспект занятия по ручному труду на тему «Масленица» направлен на развитие творческих способностей детей, а также на укрепление их мелкой моторики и художественного восприятия через практическую деятельность.
В рамках данного занятия будут освещены несколько ключевых тем. Во-первых, будет рассмотрена цель и задачи занятия, которые помогут педагогам четко определить, что именно они хотят достичь в процессе работы с детьми. Во-вторых, будет уделено внимание традициям Масленицы, что позволит детям не только узнать о празднике, но и понять его значение и символику. Это знание станет основой для дальнейшей практической деятельности.
Методы и приемы работы, которые будут использованы в ходе занятия, также займут важное место в данной работе. Педагогам будет предложено разнообразие подходов, которые помогут сделать занятие более интерактивным и увлекательным. Подготовка материалов для занятия, включая необходимые инструменты и материалы для изготовления кукол, станет важным этапом, который обеспечит успешное выполнение практической части.
Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной культуры, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям (изготовление куклы-масленицы из бумаги).
Задачи
Образовательные:
- познакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы;
- познакомить с народными потешками, закличками;
- познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры;
- формировать умения изготавливать куклу-масленицу из бумаги;
- активизировать словарный запас дошкольников.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям;
- воспитываем аккуратность при работе с бумагой, ножницами, клеем;
- создавать эмоциональный интерес при изготовлении куклы.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к традициям своего народа;
- развивать внимание, память, связную речь;
- развивать мелкую моторику, внимание, глазомер, самоконтроль, зрительно-моторную координацию;
- развивать творческие способности, фантазию.
Планируемый результат: изготовление куклы-масленицы из бумаги, организация выставки работ.
Ход занятия: Воспитатель: Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая
На саночках расписных,
На конях вороных.
Живет Масленица семь деньков,
Оставайся Масленица семь годков.
Ой, Масленица, кривошейка,
Встретим тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачом
И печеным яйцом.
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся.
Воспитатель: Ребята, о чем, о ком это стихотворение? Воспитатель: Вот и кончается зима. В это время на Руси издавна устраивались народные гулянья - назывался этот праздник Масленица.
Масленица – один из наиболее ярких и любимых народом праздников. Ее, так или иначе, отмечали все. Длилась Масленица целую неделю
Праздник Масленицы – это проводы зимы и встреча весны. Это песни, хороводы, угощенье блинами, сладостями, баранками. Воспитатель: Тогда пришло время нам с вами потрудиться. Сейчас мы будем делать маленькую куклу-масленицу, которая станет для детей игрушкой, а для взрослых – оберегом.
Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».
Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, Пальчики опускаем вниз, закрывая
Выше бережка головушку несёт. Сжимаем пальцы в щепоть.
Белым крылышком помахивает, Повороты кистей рук из стороны в сторону.
На цветы водичку стряхивает. Поочередное шевеление пальцами.
Стряхнула лебедушка водичку. Несколько раз разжимаем и сжимаем пальцы в кулачки.
Воспитатель:
Вот и кончилась игра,
Куклу делать нам пора.
Берем бумагу и сгибаем пополам, формируя гармошкой тело,а затем руки куклы. После приклеиваем заготовку головы.
Практическая работа детей. (Звучит тихая русская народная музыка).
Физкультурная минутка «Маланья»
Мы сегодня зиму провожаем
Шаги на месте.
Весну красную встречаем!
Руки развести в стороны
Приди, Весна - красна,
Круговые движения руками вверх, вниз.
Принеси нам тепла!
Повороты влево, вправо с разведением рук в стороны.
Приди, погода ясная,
Прижать руки к груди и протянуть их вперед.
Приди, солнце красное
Руки поднять вверх
По окончании работы дети собирают своих кукол на общем столе и рассказывают о них, воспитатель помогает составить рассказы с помощью вопросов:
- Как ты её делал?
- Ты хочешь с ней играть сам или приготовил куклу для подарка?
- Как ты с ней будешь играть? Или кому ты её подаришь?
- А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе - праздник. В группе вы поиграете с ними и подарите тем, кому задумали.
Примечание: Куклы могут быть использовать в музыкальном уголке, в уголке художественно-эстетического развития, в игровой зоне, на празднике «Масленичные гуляния» и др.