Полоскова Наталья Сергеевна
Использование мнемотаблицы в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие устной связной речи – одна из основных задач обучения и развития дошкольника. Для достижения положительных результатов в данном направлении большую помощь оказывает использование приемов мнемотехники. Мнемотехника как система специальных методов и приёмов, обеспечивает хорошее запоминание и воспроизведение речевой информации, помогает ребёнку логически правильно передать структуру сказки, стихотворения, различных видов рассказов. Помимо основной задачи данный приём способствует развитию у детей психических процессов, таких, как память, внимание, мышление. Данный приём работы уменьшает время, которое ребёнок потратит на усвоение речевого материала, т. к. ребёнку в возрасте 5-6 лет ещё необходима опора на зрительный образ. В работе можно использовать как подготовленную педагогом мнемотаблицу, так и зарисованную (или выложенную с помощью коллажа) совместно с ребёнком (или группой детей) схему рассказа (стихотворения, загадки, сказки).
Публикация «Использование мнемотаблицы в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
В настоящее время можно найти достаточно материала по использованию мнемотехники в логопедической работе.
Я предлагаю мнемотаблицу для пересказа по лексической теме «Зимующие птицы», которая была составлена совместно с детьми. Предварительно зачитывался повествовательный рассказ, затем проводилась работа по содержанию каждого предложения, дети предлагали свои способы зарисовок, записей, были использованы подготовленные мною картинки. Посредством коллажа, записей, символов был получен следующий результат:
Текст рассказа:
1. Не все птицы улетают осенью в тёплые края. Некоторые из них остаются зимовать в наших краях.
2. Ворона, воробей, голубь – это зимующие птицы.
3. Некоторые птицы перелетают из леса ближе к жилищу человека. Это сова, дятел, сорока.
4. Другие зимующие птицы прилетают к нам с севера. Это снегирь, синица, клёст.
5. Всем зимующим птицам трудно найти корм зимой. У клёста есть острый изогнутый клюв, которым он может доставать зёрна из шишек, снегири питаются плодами рябины.
6. Как мы можем помочь птицам пережить холодное время года? Люди могут развешивать кормушки, наполнять их семенами, крошками хлеба, сушёными ягодами. Для синиц можно подвешивать кусочки несолёного сала.
В результате описанной работы дети с большим интересом и желанием относятся к довольно-таки сложному виду речевой деятельности, как пересказывание, составление рассказов, монотонному заучиванию стихотворений, увеличивается словарный запас, уточняются знания об окружающем мире, развиваются мыслительные процессы. Рекомендую использовать данный вид работы не только практикующим учителям-логопедам, но и воспитателям и родителям детей, посещающих общеразвивающие группы детских дошкольных учреждений.