Ирина Александровна Голубева
Конструкт «Я и мое имя»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт «Я и мое имя»
Пояснительная записка
Актуальность.
Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов.
Публикация «Конструкт „Я и мое имя“» размещена в разделах
Декларация прав ребенка, принятая в 1959г., является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения.
В дошкольном учреждении каждый воспитатель уделяет большое внимание данной теме, так как правовое воспитание детей – это очень важная часть воспитания подрастающего поколения и важно сделать это своевременно, доступно и понятно для ребенка. Процесс познания правовой культуры в ДОУ проходит в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми своих прав, развитию у них чувства собственного достоинства, а так же осознание ребенка своей индивидуальности и уникальности, а начинается все с права на имя.
Принципы
• Принцип личностно-ориентированного общения. Дети выступают в роли активных исследователей; формы общения педагога с детьми - партнерство, соучастие и взаимодействие.
• Принцип последовательности: материал планируется и дается детям последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
• Принцип наглядности - широкое представление иллюстраций, фрагментов из мультфильмов, наглядного материала.
• Принцип занимательности: изучаемый материал интересен и увлекателен, т. к. это формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результатов.
В основе методической разработки лежит интегрированный подход к организации совместной деятельности всех его участников. Дети знакомятся с правами в рамках их ведущей деятельности – игры.
Социальная значимость данной методической разработки определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России. И я убеждена, что воспитывая уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.
Методы и приемы:
Практические:
игра малой подвижности
двигательная игра (физминутка).
.
Наглядные:
просмотр мультфильма;
рассматривание картинок.
Словесные:
беседы
отгадывание загадок.
чтение стихов
Планируемый результат: Создать условия для формирования у ребёнка первоначальных правовых знаний, а так же довести до сознания ребёнка, что каждый гражданин своей страны имеет право на имя.
Конструкт организации совместной познавательной деятельности
Тема: «Я и мое имя» (Право на имя).
Возрастная группа: дети 5 года жизни.
Форма работы с детьми: познавательная деятельность.
Форма организации: групповая.
Материалы и оборудование:
• Зрительный ряд: символ картинка изучаемого права, книга в картинках «Конвенция о правах ребенка»,копии свидетельства о рождении каждого ребенка, мяч, цветные шары с именами по количеству детей.
• Мольберт, игрушка-кукла Лунтик, фрагменты мультфильма «Лунтик», фигурка Лунтика из картона (обратная связь, рефлексия)
• Литературный ряд: загадки по теме, стихотворение про Лунтика
• Мультимедийные средства: проектор, ноутбук, диск с музыкой и мультфильмом.
.
Цель Создание условий для формирования у ребенка первоначальных правовых знаний.
Задачи Развивающие:
- Развивать стремление к познавательной деятельности.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Обучающие
- Познакомить детей с понятием «право»
- Дать знания и представления детям о праве на имя.
- Научить применять это право в жизни.
- Расширить представления о том, прав много и все они прописаны в специальном документе.
- Формировать у ребенка индивидуальность, самооценку.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Постановка проблемы:
Мы с ребятами очень любим, смотреть мультфильмы. Жаль, что свободного времени очень мало. Но вот появилась минутка и стали смотреть мультфильм с любимыми героями – Смешариками, с непонятным для нас названием - «Каждый ребёнок имеет право…». Ребятам очень понравился мультфильм, когда мы перешли к обсуждению увиденного, то выяснилось, что на эту тему они никогда не разговаривали. Мы все вместе решили, что нам обязательно нужно поподробнее познакомиться с правами детей.
Этапы, последовательность Содержание совместной деятельности Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1. Мотивация на совместную деятельность, эмоциональный настрой
Добрый день, дети
Вы прекрасней всех на свете.
Вот таких хороших, умных, пригожих я приглашаю в гости, а к кому мы пойдем, расскажет вам загадка.
Он сиреневый такой
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны
Знают, любят малыши.
читает стихотворение,
загадывает загадку
Дети слушают.
осуждают друг с другом, отгадывают загадку
Готовность детей к общению с взрослым и совместной деятельности
2. Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию -Ребята кто пришел?
Веселый Лунтик, озорной,
С Луны пришел он к нам домой.
Бегает, резвится,
Все время веселится.
Дарит радость всем вокруг.
Лунтик — самый лучший друг!
- Ребята, хотите, я расскажу вам про него? Может вы, ребята, сами попробуете рассказать? (ответы детей)
Лунтика знают и любят все дети. Давайте посмотрим историю Лунтика. (просмотр мультфильма «Лунтик»)
Лунтик прилетел к нам с луны. Может, кто из вас знает, где находится Луна? (ответы детей). Когда Лунтик прилетел на Землю, у него не было ни друзей, ни семьи, ни имени, Но вот он встретился с кузнечиком Кузей, пчеленком, и божьей коровкой Милой, которые объяснили своему новому другу, что без имени жить нельзя. И поэтому они стали подбирать ему имя.
А как это было, давайте посмотрим следующую серию мультфильма
(просмотр серии мультфильма).
Вот так у Лунтика появилось необычное и красивое имя.
Включение музыки из мультфильма
«Лунтик»
читает стихотворение
организует диалог с детей, концентрирует внимание;
включает фрагмент мультфильма.
ведет беседу
задает вопросы
включает фрагмент мультфильма.
рассказывает
Слушают музыку, участвуют в диалоге,
слушают стихотворение
дети рассказывают
внимательно смотрят мультфильм.
активное участие в деятельности.
внимательно смотрят мультфильм
дети слушают, добавляют
Актуализируют знания, проявляют познавательный интерес
3. Введение новых знаний
Имя, ребята, играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена. Имя дается человеку один раз и на всю жизнь.
- А как вы думаете, зачем люди придумали имена? Правильно. Как позвать человека? Только по имени.
- Ребята, а будет ли нам приятно, если нас будут называть не по имени, а придумают прозвища или будут дразнить как-нибудь? Нет, конечно? Итак, каждый человек на земле имеет ПРАВО НА ИМЯ. У каждого из вас есть документ, подтверждающий это право – это «Свидетельство о рождении» Это очень важный документ, поэтому он хранится у мамы или папы, потому что мы еще очень маленькие и можем потерять его.
-Хотите посмотреть этот документ (рассмотреть свидетельство о рождении).
Физминутка
Засиделись малыши, давайте поиграем от души
Мы к лесной лужайке вышли (идут)
Поднимаем ноги выше (маршируем на месте)
Через кустики, и кочки (приседание)
Через ветви и пенечки (раскинуть руки вверх, наклониться к полу)
Кто так высоко шагал (ходьба на месте)
Не споткнулся, не упал. (садимся на места)
- Ребята, Лунтик хочет предложить вам игру «Подружись»,его Мила научила. Хотите поиграть? Встаньте все в круг и возьмитесь за руки.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
Ты скорее поспеши
Как зовут тебя, скажи.
Я, Лунтик, а ты кто?
- Ребята, скажите, дети, кто дал каждому из вас «имя». Правильно, мама и папа.
Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
В щёчку поцелует — чмок?
Вот она всегда какая
Моя … родная! (Мамочка)
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, (Папа)
- Ребята, мама и папа это ваши родители. Родители дали вам имена для того, чтобы к вам могли обращаться, могли позвать вас.
А сейчас, Максимка, угадай, кто позвал тебя, узнай.
Проводится игра «Узнай по голосу»
Максимка, ты сейчас в кругу,
Мы зовем тебя «Агу».
Я твой дружок,
Узнал (-а) мой голосок?
включает детей в ОД, через игровое
обсуждение
задает эмоционально вопросы
показывает документ
Эмоционально читает физминутку
Задает вопрос
Приглашает в круг, дает мяч.
Эмоционально играет с детьми.
Задает вопросы
Эмоционально читает стихотворения
Вовлекает в игру применяют полученные знания,
активное участвуют в деятельности.
рассматривают
выполняют
Движения по тексту
встают в круг, берут мяч
весело играют, смеются
отвечают на вопросы,
высказываются.
слушают
Эмоционально играют Проявляет инициативу в общении с взрослым.
Самостоятельно фиксируют полученные знания.
Воспитанники способны к волевым усилиям, могут следовать социальным нормам и правилам поведения в различных видах деятельности.
4. Закрепление знаний
- Ребята, наше занятие подошло к концу. Я хочу спросить у вас, что нового вы сегодня узнали? Что понравилось? Может, что - то не понравилось? А что было самое главное, как вы думаете?
- Ребята, вы должны запомнить главное, вы граждане России и хоть вы еще маленькие, у вас у всех есть права. Все эти права прописаны в очень важном документе. Этот документ называется «Конвенция о правах ребенка» Нарушать ваши права никто не должен. Пока вы маленькие за этим очень строго следят ваши родители. А родители зто кто? Правильно, это мама и папа.
Организует диалог.
Предлагает вспомнить,
в руках книга
«Конвенция о правах ребенка» Высказывают свои мысли, делают умозаключения. Рассматривают, анализируют, уточняют свои знания. Умение анализировать.
Дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выразить свои мысли и умозаключения.
5. Обратная связь -Ребята, вы живёте в одном городе, ходите в одну группу, вы у меня очень хорошие и дружные ребята. У меня для вас есть сюрприз, это воздушные шарики. На воздушных шариках я написала ваши имена. Но я хочу предложить вам подарить эти шарики Лунтику. Ведь Лунтик собирается к своим друзьям на Луну, а у них нет своего имени, а когда Лунтик прилетит к ним, и прочитает имена на шариках, то его друзья возьмут себе то имя, которое им понравится. Как вам моя идея?
Раз, два, три шарик на Луну лети.
Получение обратной связи от воспитанников в форме игровой ситуации.
Выражают собственные чувства, эмоции.
Выпускают шары в воздух
Эмоционально проговаривая слова.
Список методической литературы:
1. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М. : РИОР,2007.
2. Мячина Л. К., Зотова Л. М., Данилова О. А. «Маленьким детям – большие права» : Учебно-методическое пособие. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
3. Мячина Л. К., Зотова Л. М., Данилова О. А. Мои права: Рабочая тетрадь к учебно-методическому пособию «Маленьким детям – большие права». СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
4. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2008.