Юлия Харламова
Конструкт «Счет в прошлом и настоящем»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Счёт в прошлом и настоящем»
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)
Учебно-методический комплект:Помораева И. А. «Формирование элементарных математических представлений в старшей группе», Крашенинников Е. Е. «Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. ФГОС», Веракса Н. Е.
«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС»
Средства:
Публикация «Конструкт „Счет в прошлом и настоящем“» размещена в разделах
Наглядные,карта-панно «Река времени», эмблемы «древность», «старина», «настоящее», картинки,
Мультимедийные….презентация «предметы для счёта в настоящем»
литературныепапка – передвижка «Предметы счёта в старину»
музыкальные волшебная музыка для перехода из одного времени в другое
ЗАДАЧИ
образовательной программы Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Обучающие задачи:
1. Познакомить детей со счетом в древности, старине, настоящем
2. Учить решать задачи, используя «узелочный» счёт, счёты и планшет
3. Помочь освоить умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие задачи:
1. Развивать мышление, память, мелкую моторику рук.
2. Развивать любознательность, инициативность посредством создания ситуации выбора участников совместной деятельности.
3. Развивать умение использовать элементы народной математики для формирования логико-математических представлений.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать потребность в доброжелательных отношениях со сверстниками посредством организации подгрупповой формы деятельности.
Этапы
(последовательность) деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей,
выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат
Этап 1.
Обсуждение реального события. Педагог здоровается с детьми, затем обращается к детям:
Как узнать сколько вас?
А как ещё можно посчитать? Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления Детисчитают сколько их.
Выражают свои предположения, о том, как можно ещё посчитать. Готовность детей к общению со взрослым.
Этап 2.
Постановка цели исследования.
Интересно, а как люди считали раньше? Вы знаете? Хотите узнать? Как это можно сделать? Я предлагаю вам отправиться по реке времени, чтобы узнать, как люди считали в древности. (Расстилается «река»). Ребята, на чём можно путешествовать по реке? Хорошо, отправляемся в наше путешествие на … Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Предоставляет выбор детям транспортного средства, заинтересовывает детей Выдвигают варианты ответов.
Выражают собственные мысли.
Определяют транспортное средство
Проявляют любознательность. Делают выбор.
Дети готовы к путешествию.
Этап 3.
Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала. Начинаем наше путешествие.
Узнаем, как считали древние люди.
Макет «древности»
Мы оказались в древности.
Где жили древние люди?
Чем они занимались?
Вы хотите знать, как считали древние люди?
Посмотрите на свои руки. Это были первые счеты. Да-да. Давным-давно люди считали на пальцах рук.
Рассмотрим следующий способ счета - с помощью предметов (например, камешков).
А ещё в древности считали узелками. Вы знаете как?
А хотите научиться?
У древнего человека была семья:
Папа, мама, сын. Посчитаем их с помощью узелков. Папа-завязываем узелок, мама-узелок, сын-узелок. Сколько нужно завязать узелков?
Как вы теперь знаете, люди пользовались руками, камешками, узелковыми счетами, Но чтобы считать большие цифры, человеку требовалось много времени. И поэтому изобрели счёты, счётные машинки, счётные палочки, кассовый аппарат.
Альбом «старины»
Решим задачу с помощью счёт.
Хозяин повёз на рынок 5 мешков с крупой. Один мешок продал. Сколько мешков осталось?
(картинка).
Ребята мы научились считать, как древние люди. Побывали в старине, посчитали на счётах. Предлагаю вам вернуться в настоящее время.
А какие предметы сейчас помогают нам быстро считать?
Презентация
Ребята вы умеете пользоваться компьютером, планшетом.
А можно с помощью этих предметов считать?
Предлагаю посчитать на планшете.
Задача. На веточке сидело 5 птичек к ним прилетело ещё 2. Сколько птичек стало на ветке?
Демонстрирует макет «древности»
Поощряет детей к высказыванию
Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание
Наблюдает за деятельностью детей, направляет, корректирует.
Использует наглядные средства, что привлекает внимание и вызывает интерес к деятельности
Подводит детей к решению проблемы
Показывает последовательность действий
Стимулирует любознательность, интерес.
Знакомит с современными устройствами для счета. (компьютер, планшет, калькулятор)
Согласовывает с детьми действия их последовательность
Контролирует действия детей. Проходят через «воротики», оказываются в древности.
Рассматривают макет, отвечают на вопросы.
Узнают о первых счётах-руках.
Знакомятся со счётом с помощью камешков, палочек, ракушек
Решают проблемную ситуацию,проводят счет узелками.
Рассматривают счёты,
счётные машинки, счётные палочки, кассовый аппарат
Выполняют задание, в соответствии с установленными требованиями
Сосредотачивают внимание
Высказывают свои предположения.
Смотрят мультимедийную презентацию.
Решают задачу с помощью планшета, ориентируясь на схему.
Активно включаются в игровую ситуацию.
Проявляют интерес к деятельности
Действуют по инструкции при счёте узелками
Знают устройства для счёта в старину.
Умеют решать задачи, используя счёты
Знают о предметах для счёта, используемых в старину
Умеют решать задачу, используя планшет.
Умение делать вывод и аргументировать его
Оценивают результат своей деятельности
Выражают свои чувства.
Этап 4.
Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени». Посмотрите, сколько у меня картинок на столе. Знакомы вам предметы, изображенные на картинках? Мы с вами сегодня с этими предметами встречались, верно? Сейчас мы с вами распределим эти картинки на нашей «Реке времени». Что необходимо сделать? Я предлагаю вам разделиться на группы. Сколько групп получится? Почему? Находим предметы: «древность», «старина», «настоящее». Привлекает внимание детей
Стимулирует любознательность, интерес
Предлагает детям разделиться на группы
Вовлекает в совместную деятельность
Предоставляет возможность для сотрудничества Сосредотачивают внимание, включаются в новую деятельность в парах
Самостоятельно решают поставленную задачу
Делают выбор
Проявляют инициативу в общении со сверстниками
Развиты партнерские отношения в процессе совместной деятельности со сверстниками
Этап 5.
Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования. Проверьте еще раз, какие картинки вы отобрали. Идемте приклеивать.
Посмотрите, все картинки расположены правильно? В своем ли времени лежит каждая? Направляет деятельность детей, корректирует при необходимости Проверяют правильность выполнения работы, корректируют при необходимости, помогают друг другу. Самоконтроль и взаимоконтроль
Этап 6.
Вывешивание таблицы на стене группового помещения. Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по реке времени. Вы молодцы, мне очень понравилось с вами путешествовать. А вам? Что было самым сложным в пути? Скажите, кому вы хотите рассказать о нашем путешествии? Активизирует обсуждение
Поощряет за работу, выражает признательность
Поддерживает инициативу детей Делятся впечатлениями
Выражают собственные суждения
Умеют делать вывод и аргументировать его; оценивать результат своей деятельности; выражать свои чувства.
Этап 7.
Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности