Папки-передвижки

Конспект занятия «Я и мое имя»

Ирина Титова
Конспект занятия «Я и мое имя»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие на тему «Я и моё имя»

Задачи:

Воспитательные

1)Вызвать у детей интерес к теме «Семья»

2)Формировать у детей бережное отношение к имени как наследию прошлого

Образовательные

1)Дать представление об именах, их происхождении и значении

2)Продолжать развивать диалогическую речь, обогащать словарь: купель, ушат, тын, святцы

Развивающие

1)Развитие творческого воображения, памяти, слухового восприятия, внимания, сообразительности

2)Развитие познавательной активности, стремления детей узнавать больше о себе, о своей семье

Публикация «Конспект занятия „Я и мое имя“» размещена в разделах

При проведении теста «Рисунок семьи» используется 8 цветных карандашей (чёрный, красный, синий, зелёный, желтый, коричневый, фиолетовый, серый-методика Мошера). С целью выявления у испытуемого оценки психофизических особенностей: определенной направленности деятельности, настроения, функционального состояния и наиболее устойчивых черт личности

Предварительная работа:

1)Оформление воспитателем альбома «Что имя твоё значит?»

2)Изготовление личных визиток

3)Оформление в раздевальной комнате «Ласковые ромашки» на лепестках которых написаны нежные обращения к ребенку

4)Заучивание детьми стихов, чистоговорок, загадок, пословиц, дразнилок, пальчиковой гимнастики и физкультминутки с именами

5)Чтение сказок, стихов

6)Изучение песен с именами

7)Разучивание игры «Мы-корреспонденты»

8)Заготовка 12 картинок к игре «Узнай, как нас зовут»(по первым буквам названия предметов составить имя)

9)Микрофон, аудиозаписи

Ход занятия:

(Дети стоят полукругом у мольберта)

Восп. Ребята сегодня мы начнем знакомство с одной из интересных тем. А какой, вы узнаете, если отгадаете ребус

7Я Что же имеют ввиду, когда говорят семья (Разбираем схему «Семья»)

Семья поддерживает ребенка,все о нем заботятся, и он зависит от всех

Пальчиковая гимнастика (См. вкладыш)

Звучит песня «Что такое семья?»

(Садимся за столы)

Замечательная русская пословица о жизни человека говорит так «Трижды человек дивен бывает»

Первое диво жизни каждого - рождение на белый свет. Появление ребенка в семье - удивительная, светлая радость. Это как приход весны. Почему? Как, вы думаете?

Первое купание - особое. Купают ребенка в ушате. Ушат это -.

В ушат с водой клали уголек из печи, зернышко, денежку. Привыкай, новый человек, к родному очагу. Будь всегда сыт и благополучен. (Объяснить)

Второе, духовное рождение человека - крещение. В старину старались окрестить ребенка как можно раньше - в день его рождения или на другой день. Крестные отец и мать, кум и кума, становятся духовными родителями малыша. В старину это были брат матери и сестра отца. Позже стали приглашать любых родственников, соседей, друзей.

Крестные - это покровители ребенка. Как примут дитя от купели на свои руки, так и долг свой перед ним на всю жизнь примут.

Ребята! Купель - это обычно большой серебряный сосуд, емкость, который стоит перед алтарем. В нем окунают ребенка с головой. Скажите, а вас крестили? Вы помните свои крестины?

Первый долг крестных - подготовиться к крестинам. Крестная мать шила

крестильную рубашку, украшала крестильную пеленку. Крестный готовил

крестик.

Имя ребенку давали по святцам - особой книге с именами святых. Чаще имя выбирали в пределах восьми дней до и восьми дней после рождения. Так вместе с именем у ребенка появляется н небесный покровитель - ангел. 3то день рождения имени - день ангела или именины. Есть один осенний день, 30 сентября, в народе зовется всесветлыми именинами. Это день памяти святых мучениц - Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В этот день отмечают сразу 4 именинницы

Физкультмниутка с движением "Малина'

1. Раз малинка, два малинка - дети сжимают пальцы в кулаки. Разжимают сначала указательный палец, затем средний

2. Ела ягоды Маринка -прикасаются пальцами правой руки, собраными щепоть к левой ладони

3. И в корзинке у Марийки - переплетают пальцы ("корзинка')

4. Не сталось ни малинки - покачивают указательным пальцем влево-вправо

5. Кто по ягоды пойдет, тот корзиночку возьмет! - прижимают ладони друг к другу и на последнее слово протягивают ладони вперед

Ребята! А для чего человеку имя? Как вы думаете? (Ответы детей)

Имя помогает нам общаться друг с другом. Мы обращаемся друг к имени. По имени зовем па помощь, по имени призываем друг друга в печали и в

радости. Имена передаются через тысячелетия, от народа к народу, скрепляют поколения, страны.

Вам интересно узнать, как появились имена?

У каждого имени есть своя история, своё значение. Старославянские имена -это Юрий, Надежда, Светлана.

Все остальные имена иностранные – греческие, латинские, еврейские, германские, грузинские, как например, Нина. У вас на груди прикреплены визиточки, где указано ваше имя, чьё это имя и что означает (разбор каждого имени)

Раздать задания с зашифрованными именами «Узнай, как нас зовут?»

Такими же именами называют и сейчас детей во многих странах, только на их языке они звучат иначе. Например, имя Ваня; у немцев – Иоганн, у французов – Жан, у англичан – Джон, у грузин – Вано, у поляков – Ян.

Юля в других странах звучит как Джульетта, Джулия, Жюли.

А Машенька: Мария, Мэри, Мариам, Марьям, Мари.

Ребята, а бывают имена одинаковые для мальчиков и для девочек: Какие? Валя, Саша, Женя.

Есть люди с одинаковыми именами. Их называют тёзками. У нас в группе тоже есть тё зки: 2 Даши,2 Дани, 2 Кати, 2 Антона.

А бывают ещё и ласковые формы имён. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Мы - корреспонденты». С микрофоном в руке вы будете брать интервью, спрашивая: «Как тебя зовут? Как ласково тебя называют дома?» (дети берут интервью друг у друга)

Ребята! Наверно, услышав такое обращение к себе, вы охотнее отзовётесь на просьбы, будете в общении более приятными

А какие вы знаете песни, где упоминаются имена?

- Катюша, Коля – Николай, Ксюша – юбочка из плюша, Вика – Виктория, Фаина, гитарист – Витюша, Алена – кричу я в трубку телефона, Антошка – пойдём копать картошку.

Про имена пишутся стихи:

1. «Анастасия» (читает Настя Ч.)

2. Три Катюши (Катя П.)

Загадки:

В снег упал Серёжка (Серёжа А.)

Я вам тоже загадаю загадки:

1. И у тебя,

И у меня,

И у кота,

И у щуки в море,

И у цветка в поле,

И у дуба в лесу. Есть что? (Имя)

2. В воде не тонет, в огне не горит, в земле не гниёт? (Имя)

3. Мне дано, а другие пользуются. Ну-ка, что это? Отгадайте (Имя)

А ещё к именам народ сочинил дразнилки. Давайте их послушаем

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей,

Голуби боятся,

На крышу не садятся.

Коля, Коля, Николай,

Сиди дома, не гуляй

Чисти картошку,

Ешь понемножку

Марьюшка, Марусенька,

Машенька и Манечка

Побежали в лавочку

И купили пряничка

Об именах сочиняют пословицы:

Мели Емеля, твоя неделя

Живи Устя, рукава спустя

Едет Емеля – ждать его неделю

Ходит из угла в угол Фаламей, а не найдёт в избе дверей

Доброму Савве и добрая слава

Добрый Иван – и людям и нам,

а худой Иван – ни людям ни нам

Шутил Мартын, да спрятался под тын

На бедного Макара все шишки валятся

Ребята, вы уже устали и я предлагаю вам сесть поудобнее на стульчики, расслабиться, закрыть глаза и послушать спокойную музыку (релаксация под музыку и чтение «Тихое озеро»)

Мы с вами поговорили сегодня о семье и я предлагаю вам нарисовать семью, листы расположить горизонтально

Итог занятия :

Я думаю, что сегодняшнее занятие вас многому научило. Мы с вами узнали из кого состоит семья, для чего человеку имя, историю имён, их значение, что про имена пишутся стихи, песни, составляются пословицы, дразнилки. Но имя вечно. Оно в воде не тонет, в огне не горит, в земле не гниёт. Имя надо беречь, не оскорблять его, а гордиться им.

На следующем занятии мы поговорим об отчествах. Ребята! Вам домашнее задание: узнать полное имя и отчество своих родителей и в честь кого их назвали.

Всем спасибо, занятие окончено.

Литература

1)Н. и Д. Зима «Как назвать вашего ребенка».М. 1997г.

2)Л. И. Китаева «Коррекционно-развивающие занятие в подготовительной группе».М. 2004г.

3)Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке».М. 2003г.

4)Е. А. Козырева,О. А. Шварцман «Психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольников: материалы к программе»

5)Г. А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина»- практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений».М. 2003г.

6)Т. Ю. Новицкая «Наследие-патриотическое воспитание в детском саду»

7)Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста «Семь Я из прошлого в будущее».Яр. 2005г.

8) «Уроки этики»- методическое пособие для учителей начальных классов-выпуск 2. Яр. 1994г.

9) «Как тебя зовут» Д/в №8.1997г.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Крошечка-Хаврошечка» и конспект занятия «Лисичка со скалочкой» Конспект НОД на тему: "Крошечка - Хаврошечка" Область: «Речевое развитие» Раздел: «Чтение художественной литературы» Тема: «Знакомство со.

Конспект открытого занятия по физической культуре. Самоанализ занятия .

Конспект открытого интегрированного занятия «Секреты дружбы» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41 комбинированного вида» Конспект открытого занятия.

Конспект занятия по математике конспект занятия по математике (вторая младшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 станицы Новопокровской Муницыпального образования Новопокровский.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Осенний ковер» Возраст детей: 5-6 лет Подготовила: Иванова Ираида Эрнестовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 79 комбинированного вида», г. Саранск Описание.

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению детей с миром природы. Конспект по экологии «Цветочный город» Цель: 1. Закреплять у детей знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе. 2. Продолжать.

Конспект занятия по развитию связной речи «Путешествие в страну знаний» Программное содержание: • Продолжать учить детей пересказывать небольшие произведения. • Составлять сложные предложения по опорным схемам.

Конспект занятия–эксперимента. Тема занятия: «Следствие ведут…» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект занятия по ПДД Цель: организация совместной деятельности педагогов, родителей и детей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; повышение.

Конспект занятия по ПДД Занятие по ПДД в старшей группе. Задачи: Образовательная: Закрепить и систематизировать знания и представления детей об улицах города, правилах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Я и мое имя»
Опубликовано: 2 ноября 2016 в 14:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Я и мое имя»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Титова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД