Ирина Титова
Конспект занятия «Я и мое имя»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие на тему «Я и моё имя»
Задачи:
Воспитательные
1)Вызвать у детей интерес к теме «Семья»
2)Формировать у детей бережное отношение к имени как наследию прошлого
Образовательные
1)Дать представление об именах, их происхождении и значении
2)Продолжать развивать диалогическую речь, обогащать словарь: купель, ушат, тын, святцы
Развивающие
1)Развитие творческого воображения, памяти, слухового восприятия, внимания, сообразительности
2)Развитие познавательной активности, стремления детей узнавать больше о себе, о своей семье
Публикация «Конспект занятия „Я и мое имя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Я и мое имя, имена
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
При проведении теста «Рисунок семьи» используется 8 цветных карандашей (чёрный, красный, синий, зелёный, желтый, коричневый, фиолетовый, серый-методика Мошера). С целью выявления у испытуемого оценки психофизических особенностей: определенной направленности деятельности, настроения, функционального состояния и наиболее устойчивых черт личности
Предварительная работа:
1)Оформление воспитателем альбома «Что имя твоё значит?»
2)Изготовление личных визиток
3)Оформление в раздевальной комнате «Ласковые ромашки» на лепестках которых написаны нежные обращения к ребенку
4)Заучивание детьми стихов, чистоговорок, загадок, пословиц, дразнилок, пальчиковой гимнастики и физкультминутки с именами
5)Чтение сказок, стихов
6)Изучение песен с именами
7)Разучивание игры «Мы-корреспонденты»
8)Заготовка 12 картинок к игре «Узнай, как нас зовут»(по первым буквам названия предметов составить имя)
9)Микрофон, аудиозаписи
Ход занятия:
(Дети стоят полукругом у мольберта)
Восп. Ребята сегодня мы начнем знакомство с одной из интересных тем. А какой, вы узнаете, если отгадаете ребус
7Я Что же имеют ввиду, когда говорят семья (Разбираем схему «Семья»)
Семья поддерживает ребенка,все о нем заботятся, и он зависит от всех
Пальчиковая гимнастика (См. вкладыш)
Звучит песня «Что такое семья?»
(Садимся за столы)
Замечательная русская пословица о жизни человека говорит так «Трижды человек дивен бывает»
Первое диво жизни каждого - рождение на белый свет. Появление ребенка в семье - удивительная, светлая радость. Это как приход весны. Почему? Как, вы думаете?
Первое купание - особое. Купают ребенка в ушате. Ушат это -.
В ушат с водой клали уголек из печи, зернышко, денежку. Привыкай, новый человек, к родному очагу. Будь всегда сыт и благополучен. (Объяснить)
Второе, духовное рождение человека - крещение. В старину старались окрестить ребенка как можно раньше - в день его рождения или на другой день. Крестные отец и мать, кум и кума, становятся духовными родителями малыша. В старину это были брат матери и сестра отца. Позже стали приглашать любых родственников, соседей, друзей.
Крестные - это покровители ребенка. Как примут дитя от купели на свои руки, так и долг свой перед ним на всю жизнь примут.
Ребята! Купель - это обычно большой серебряный сосуд, емкость, который стоит перед алтарем. В нем окунают ребенка с головой. Скажите, а вас крестили? Вы помните свои крестины?
Первый долг крестных - подготовиться к крестинам. Крестная мать шила
крестильную рубашку, украшала крестильную пеленку. Крестный готовил
крестик.
Имя ребенку давали по святцам - особой книге с именами святых. Чаще имя выбирали в пределах восьми дней до и восьми дней после рождения. Так вместе с именем у ребенка появляется н небесный покровитель - ангел. 3то день рождения имени - день ангела или именины. Есть один осенний день, 30 сентября, в народе зовется всесветлыми именинами. Это день памяти святых мучениц - Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В этот день отмечают сразу 4 именинницы
Физкультмниутка с движением "Малина'
1. Раз малинка, два малинка - дети сжимают пальцы в кулаки. Разжимают сначала указательный палец, затем средний
2. Ела ягоды Маринка -прикасаются пальцами правой руки, собраными щепоть к левой ладони
3. И в корзинке у Марийки - переплетают пальцы ("корзинка')
4. Не сталось ни малинки - покачивают указательным пальцем влево-вправо
5. Кто по ягоды пойдет, тот корзиночку возьмет! - прижимают ладони друг к другу и на последнее слово протягивают ладони вперед
Ребята! А для чего человеку имя? Как вы думаете? (Ответы детей)
Имя помогает нам общаться друг с другом. Мы обращаемся друг к имени. По имени зовем па помощь, по имени призываем друг друга в печали и в
радости. Имена передаются через тысячелетия, от народа к народу, скрепляют поколения, страны.
Вам интересно узнать, как появились имена?
У каждого имени есть своя история, своё значение. Старославянские имена -это Юрий, Надежда, Светлана.
Все остальные имена иностранные – греческие, латинские, еврейские, германские, грузинские, как например, Нина. У вас на груди прикреплены визиточки, где указано ваше имя, чьё это имя и что означает (разбор каждого имени)
Раздать задания с зашифрованными именами «Узнай, как нас зовут?»
Такими же именами называют и сейчас детей во многих странах, только на их языке они звучат иначе. Например, имя Ваня; у немцев – Иоганн, у французов – Жан, у англичан – Джон, у грузин – Вано, у поляков – Ян.
Юля в других странах звучит как Джульетта, Джулия, Жюли.
А Машенька: Мария, Мэри, Мариам, Марьям, Мари.
Ребята, а бывают имена одинаковые для мальчиков и для девочек: Какие? Валя, Саша, Женя.
Есть люди с одинаковыми именами. Их называют тёзками. У нас в группе тоже есть тё зки: 2 Даши,2 Дани, 2 Кати, 2 Антона.
А бывают ещё и ласковые формы имён. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Мы - корреспонденты». С микрофоном в руке вы будете брать интервью, спрашивая: «Как тебя зовут? Как ласково тебя называют дома?» (дети берут интервью друг у друга)
Ребята! Наверно, услышав такое обращение к себе, вы охотнее отзовётесь на просьбы, будете в общении более приятными
А какие вы знаете песни, где упоминаются имена?
- Катюша, Коля – Николай, Ксюша – юбочка из плюша, Вика – Виктория, Фаина, гитарист – Витюша, Алена – кричу я в трубку телефона, Антошка – пойдём копать картошку.
Про имена пишутся стихи:
1. «Анастасия» (читает Настя Ч.)
2. Три Катюши (Катя П.)
Загадки:
В снег упал Серёжка (Серёжа А.)
Я вам тоже загадаю загадки:
1. И у тебя,
И у меня,
И у кота,
И у щуки в море,
И у цветка в поле,
И у дуба в лесу. Есть что? (Имя)
2. В воде не тонет, в огне не горит, в земле не гниёт? (Имя)
3. Мне дано, а другие пользуются. Ну-ка, что это? Отгадайте (Имя)
А ещё к именам народ сочинил дразнилки. Давайте их послушаем
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей,
Голуби боятся,
На крышу не садятся.
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй
Чисти картошку,
Ешь понемножку
Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечка
Побежали в лавочку
И купили пряничка
Об именах сочиняют пословицы:
Мели Емеля, твоя неделя
Живи Устя, рукава спустя
Едет Емеля – ждать его неделю
Ходит из угла в угол Фаламей, а не найдёт в избе дверей
Доброму Савве и добрая слава
Добрый Иван – и людям и нам,
а худой Иван – ни людям ни нам
Шутил Мартын, да спрятался под тын
На бедного Макара все шишки валятся
Ребята, вы уже устали и я предлагаю вам сесть поудобнее на стульчики, расслабиться, закрыть глаза и послушать спокойную музыку (релаксация под музыку и чтение «Тихое озеро»)
Мы с вами поговорили сегодня о семье и я предлагаю вам нарисовать семью, листы расположить горизонтально
Итог занятия :
Я думаю, что сегодняшнее занятие вас многому научило. Мы с вами узнали из кого состоит семья, для чего человеку имя, историю имён, их значение, что про имена пишутся стихи, песни, составляются пословицы, дразнилки. Но имя вечно. Оно в воде не тонет, в огне не горит, в земле не гниёт. Имя надо беречь, не оскорблять его, а гордиться им.
На следующем занятии мы поговорим об отчествах. Ребята! Вам домашнее задание: узнать полное имя и отчество своих родителей и в честь кого их назвали.
Всем спасибо, занятие окончено.
Литература
1)Н. и Д. Зима «Как назвать вашего ребенка».М. 1997г.
2)Л. И. Китаева «Коррекционно-развивающие занятие в подготовительной группе».М. 2004г.
3)Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке».М. 2003г.
4)Е. А. Козырева,О. А. Шварцман «Психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольников: материалы к программе»
5)Г. А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина»- практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений».М. 2003г.
6)Т. Ю. Новицкая «Наследие-патриотическое воспитание в детском саду»
7)Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста «Семь Я из прошлого в будущее».Яр. 2005г.
8) «Уроки этики»- методическое пособие для учителей начальных классов-выпуск 2. Яр. 1994г.
9) «Как тебя зовут» Д/в №8.1997г.