МААМ-картинки

Конструирование и экспериментирование как основа развития детей дошкольного возраста

Алена Косаткина
Конструирование и экспериментирование как основа развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня много говорится об изменениях в системе российского дошкольного образования, обновлении его качества. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из основных принципов выделено построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом образования.

Публикация «Конструирование и экспериментирование как основа развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В современном мире, где все взаимосвязано и взаимозависимо, в условиях усиливающейся глобализации сфер социальной действительности и решаемых в них проблем имеется настоятельная потребность в развитии, становлении и формировании человека с творческим, продуктивным мышлением, способным принимать инновационные процессы и участвовать в них.

Программа «Уральская инженерная школа» предоставляет возможность отработать образовательные задачи и технологии развития продуктивного мышления и технических способностей детей уже на базовой, первой ступени образования в дошкольном образовательном учреждении; создать такие условия, чтобы при переходе из одного учебного учреждения в другое технические способности и творческие таланты развивались как можно интенсивнее. На выходе должна получиться тесная связка «детский сад – школа — вуз», которая позволит готовить технически грамотных, профессионально заинтересованных специалистов.

В нашем детском саду в рамках программы «Уральская инженерная школа» разработан проект инновационной площадки по теме: «Развитие творческой индивидуальности и продуктивного мышления детей старшего дошкольного возраста», который позволит осуществить инновационные направления в содержании образовательного процесса.

С 2015 года детям групп раннего возраста предложен конструктор LEGO Education мягкие кубики, играя с которым, дети знакомятся с основными деталями конструктора, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с кон-структором LEGO, на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Также в этом возрасте происходит знакомство с магнитным конструктором "Макформерс". С помощью которого дети закрепляют знакомство с цветами и формами, используя специальные карточки-схемы, составляя по ним объемные постройки.

В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.

В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей : дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными.

В этом возрасте мы знакомим детей с электронным конструктором ЗНАТОК. Это игра, тесно соединяющая знания о физическом мире, удовольствие и практическую полезность. Собирая те или иные электрические цепи, можно играя, познакомиться с удивительным миром электроники. Схемы могут собираться детьми на прилагаемой специальной платформе или просто на столе, т. е. одновременно может собираться несколько разных схем разными детьми.

Все виды конструирования и экспериментирования активно используются в совместной деятельности с детьми в рамках реализации различных групповых и индивидуальных проектов. Из наиболее ярких совместных проектов с детьми подготовительной группы можно отметить конструирование-экспериментирование и моделирование в рамках тематических проектов «Такие разные часы» и «Вода – удивительный минерал Земли». Участвуя в которых, дети первоначально пользуясь схемой, а затем на основе личных выводов и предположений самостоятельно моделировали и конструировали электронные часы с различными заменителями батареек, круговорот воды в природе и фильтр для воды, а затем проводили различные экспериментальные действия с помощью изготовленных моделей.

Также можно отметить совместную деятельность с детьми подготовительной группы в рамках участия в областном конкурсе «Волшебный мир Чайковского» на тему «Путешествие по временам года». Ребята придумали удивительные истории, связанные с различными временами года, а затем совместно с воспитателями создали свою мини книжку раскладушку «Времена года». Работая над созданием продукта, дети видели на каждом этапе наглядный практический результат, участвовали в общем деле, воплощали в постройках свои идеи. Все участники конкурса были вовлечены в процесс познания: происходил обмен идеями, знаниями, способами действия. Интерактивная деятельность предполагала организацию и развитие диалогового общения, без него невозможно обойтись при создании ЛЕГО-проекта. Именно взаимопонимание ведет к взаимодействию, а значит, к совместному решению общей задачи, одинаково значимой для всех участников проекта.

В рамках проекта «Мой Туринск» организована деятельность по созданию макета железнодорожного района города, где находится наш детский сад. Чтобы выполнить макет совместно с детьми был составлен план работы: экскурсия по району и на железнодорожный вокзал; выбор объектов и материалов для создания макета; групповая работа по конструированию; сюжетные, тематические игры с использованием макета; итоговый праздник «Мой Туринск». Для макета детьми на конструировании с помощью ЛЕГО построены «Магазин», «Кафе», проезжая часть с прилегающей территорией и детским садом; на лепке — железнодорожная станция. На познании мы оборудовали проезжую часть пешеходными переходами и дорожными знаками и разыграли ситуации дорожного движения. Во время ФЭМП мы ходили в построенный нами на макете ближайший магазин и считали, сколько денег понадобится для покупки школьных принадлежностей.

Еще одним направлением работы с детьми было знакомство с электронным конструктором "Знаток", многие схемы, которого носят не только познавательный характер, но и пригодны для практического использования, наглядно демонстрируя работу электрических цепей. Например, создавая макет города в рамках проекта «Мой Туринск» дети сконструировали настоящий радиоприемник FM-диапазона для Туринского радио «Ермак» с автоматической настройкой на станции.

Также в 2015 году в рамках открытого районного мероприятия «INNOVATION» организована работа мастер-класса для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Волшебное электричество», по ознакомлению со свойствами электрического тока по средствам электронного конструктора «ЗНАТОК».

На предстоящий период в нашем детском саду планируется организовать работу «Центра конструирования», разработать для него программы дополнительной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по различным направлениям конструирования и экспериментирования.

Публикации по теме:

«Ручной труд — как основа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»«Ручной труд — как основа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» "О смысле жизни спросите меня, Я вам отвечу может быть не сразу. Не буду я искать крылатой фразы И говорить о буднях бытия. У нас у каждого.

Конструирование из бумаги для детей среднего дошкольного возраста «Пингвин».Конструирование из бумаги для детей среднего дошкольного возраста «Пингвин». Предлагаю вашему вниманию материал по ознакомлению детей с животными Арктики. Цель: Изготовить с детьми поделку «Пингвина» из бумаги..

Мастер-класс «Детское экспериментирование в дошкольном возрасте-основа поиска исследовательской деятельности» «Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к нарушениям,.

Педсовет «Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Педагогический совет «Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Март.

Планирование — основа инициативности детей дошкольного возрастаПланирование — основа инициативности детей дошкольного возраста «В российской дошкольной образовательной практике сложилась ситуация диктата плана: план пишется воспитателями и исполняется как обязательный.

Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование»Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование» СОДЕРЖАНИЕ КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА…. 3 ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ…4 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ…7.

Родительское отношение как основа полноценного развития личности часто болеющего ребенка дошкольного возраста Родительское отношение как основа полноценного развития личности часто болеющего ребенка дошкольного возраста Parental behavior as a basis.

Родная природа как основа красоты, познания и развития экологической культуры детей дошкольного возраста. Родная природа как основа красоты, познания и развития экологической культуры детей дошкольного возраста. Ляленкова В. В, старший воспитатель.

Статья «Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста как основа музыкального восприятия» Младший дошкольный возраст (3-4 года) является благоприятным для музыкального воспитания. Психологические особенности младших дошкольников.

Статья «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментирование с природой». Перспективное планирование. Познавательное развитие – сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребёнок по своей природе пытливый исследователь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструирование и экспериментирование как основа развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 октября 2016 в 17:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конструирование и экспериментирование как основа развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алена Косаткина (УИ 545434) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД