Алена Косаткина
Конструирование и экспериментирование как основа развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня много говорится об изменениях в системе российского дошкольного образования, обновлении его качества. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из основных принципов выделено построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом образования.
Публикация «Конструирование и экспериментирование как основа развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2016
В современном мире, где все взаимосвязано и взаимозависимо, в условиях усиливающейся глобализации сфер социальной действительности и решаемых в них проблем имеется настоятельная потребность в развитии, становлении и формировании человека с творческим, продуктивным мышлением, способным принимать инновационные процессы и участвовать в них.
Программа «Уральская инженерная школа» предоставляет возможность отработать образовательные задачи и технологии развития продуктивного мышления и технических способностей детей уже на базовой, первой ступени образования в дошкольном образовательном учреждении; создать такие условия, чтобы при переходе из одного учебного учреждения в другое технические способности и творческие таланты развивались как можно интенсивнее. На выходе должна получиться тесная связка «детский сад – школа — вуз», которая позволит готовить технически грамотных, профессионально заинтересованных специалистов.
В нашем детском саду в рамках программы «Уральская инженерная школа» разработан проект инновационной площадки по теме: «Развитие творческой индивидуальности и продуктивного мышления детей старшего дошкольного возраста», который позволит осуществить инновационные направления в содержании образовательного процесса.
С 2015 года детям групп раннего возраста предложен конструктор LEGO Education мягкие кубики, играя с которым, дети знакомятся с основными деталями конструктора, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.
В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с кон-структором LEGO, на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Также в этом возрасте происходит знакомство с магнитным конструктором "Макформерс". С помощью которого дети закрепляют знакомство с цветами и формами, используя специальные карточки-схемы, составляя по ним объемные постройки.
В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.
В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей : дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными.
В этом возрасте мы знакомим детей с электронным конструктором ЗНАТОК. Это игра, тесно соединяющая знания о физическом мире, удовольствие и практическую полезность. Собирая те или иные электрические цепи, можно играя, познакомиться с удивительным миром электроники. Схемы могут собираться детьми на прилагаемой специальной платформе или просто на столе, т. е. одновременно может собираться несколько разных схем разными детьми.
Все виды конструирования и экспериментирования активно используются в совместной деятельности с детьми в рамках реализации различных групповых и индивидуальных проектов. Из наиболее ярких совместных проектов с детьми подготовительной группы можно отметить конструирование-экспериментирование и моделирование в рамках тематических проектов «Такие разные часы» и «Вода – удивительный минерал Земли». Участвуя в которых, дети первоначально пользуясь схемой, а затем на основе личных выводов и предположений самостоятельно моделировали и конструировали электронные часы с различными заменителями батареек, круговорот воды в природе и фильтр для воды, а затем проводили различные экспериментальные действия с помощью изготовленных моделей.
Также можно отметить совместную деятельность с детьми подготовительной группы в рамках участия в областном конкурсе «Волшебный мир Чайковского» на тему «Путешествие по временам года». Ребята придумали удивительные истории, связанные с различными временами года, а затем совместно с воспитателями создали свою мини книжку раскладушку «Времена года». Работая над созданием продукта, дети видели на каждом этапе наглядный практический результат, участвовали в общем деле, воплощали в постройках свои идеи. Все участники конкурса были вовлечены в процесс познания: происходил обмен идеями, знаниями, способами действия. Интерактивная деятельность предполагала организацию и развитие диалогового общения, без него невозможно обойтись при создании ЛЕГО-проекта. Именно взаимопонимание ведет к взаимодействию, а значит, к совместному решению общей задачи, одинаково значимой для всех участников проекта.
В рамках проекта «Мой Туринск» организована деятельность по созданию макета железнодорожного района города, где находится наш детский сад. Чтобы выполнить макет совместно с детьми был составлен план работы: экскурсия по району и на железнодорожный вокзал; выбор объектов и материалов для создания макета; групповая работа по конструированию; сюжетные, тематические игры с использованием макета; итоговый праздник «Мой Туринск». Для макета детьми на конструировании с помощью ЛЕГО построены «Магазин», «Кафе», проезжая часть с прилегающей территорией и детским садом; на лепке — железнодорожная станция. На познании мы оборудовали проезжую часть пешеходными переходами и дорожными знаками и разыграли ситуации дорожного движения. Во время ФЭМП мы ходили в построенный нами на макете ближайший магазин и считали, сколько денег понадобится для покупки школьных принадлежностей.
Еще одним направлением работы с детьми было знакомство с электронным конструктором "Знаток", многие схемы, которого носят не только познавательный характер, но и пригодны для практического использования, наглядно демонстрируя работу электрических цепей. Например, создавая макет города в рамках проекта «Мой Туринск» дети сконструировали настоящий радиоприемник FM-диапазона для Туринского радио «Ермак» с автоматической настройкой на станции.
Также в 2015 году в рамках открытого районного мероприятия «INNOVATION» организована работа мастер-класса для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Волшебное электричество», по ознакомлению со свойствами электрического тока по средствам электронного конструктора «ЗНАТОК».
На предстоящий период в нашем детском саду планируется организовать работу «Центра конструирования», разработать для него программы дополнительной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по различным направлениям конструирования и экспериментирования.