Нина Роговкина
Статья «Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста как основа музыкального восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст (3-4 года) является благоприятным для музыкального воспитания. Психологические особенности младших дошкольников создают предпосылки для развития их музыкальных способностей и восприятия музыки. Анализ процесса формирования музыкального восприятия у детей младшего дошкольного возраста представляется достаточно актуальным.
Публикация «Статья „Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста как основа музыкального восприятия“» размещена в разделах
В этот период происходит интенсивное развитие всех психических процессов – мышления,памяти, восприятия, воображения и других.
Исследователи констатируют существенные изменения в психике младших дошкольников. Одним из наиболее важных является возникновение представлений. По определению С. Л. Рубинштейна, представление – это «воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте» [7, с. 261]. Ребенок младшего дошкольного возраста уже способен отвлечься от ситуации непосредственного действия (обладание привлекательной игрушкой, общение со взрослыми, которая имеет наибольшее значение в раннем детстве (1-3 года). Это становится возможным благодаря тому, что у младших дошкольников появляется первичное соподчинение мотивов и возникновение первых волевых действий, в основе которых «лежит коренное изменение содержания и функций побуждений ребенка» – переход от «желаний, направленных на предметы … непосредственно воспринимаемой ситуации, к желаниям, направленным на предметы… плана представлений» [10, с. 101-102].
Эмоциональность и образность представлений младших дошкольников влияют на характер их деятельности; в ней реализуются уже «… не только представления о предметах и явлениях окружающей действительности, но и … эмоциональное отношение к ним» [10, с. 102. Разрядка наша – Н. Р. ]. Эта особенностей представлений детей имеет огромное значение для воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку, которую Б. П. Теплов называет центром музыкальности : «Способность эмоциональной отзывчивости на музыку должна составлять … как бы центр музыкальности» [9, с. 37].
Появление представлений в младшем дошкольном возрасте делает возможным возникновение переживаний, не связанных с ситуацией непосредственного действия, которые начинают играть все большую роль в деятельности и поведении ребенка [10].У ребенка развивается способность к сопереживанию. Это открывает новые возможности для восприятия литературных произведений и музыки.
Восприятие музыки является первичным видом музыкальной деятельности ребенка (другие виды музыкальной деятельности – исполнительство, творчество – становятся доступными позже, по мере его взросления) [4].
В музыкознании принято различать понятия «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие» в зависимости от состояния воспринимающего субъекта. Так, Е. В. Назайкинский утверждает, что музыкальное восприятие направлено «на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен». Музыкальное восприятие можно определить как «процесс целостного, образного, эмоционально-осознанного, личностно-осмысленного постижения содержания музыкального произведения» [4, с. 88].
Б. П. Теплов в книге «Психология музыкальных способностей» указывает, что музыка, перед тем как стать для ребенка «… объектом эстетического восприятия и эстетических эмоций, … должна стать для него осмысленным объектом, … имеющим … содержание, которое можно воспринять и понять» [9, с. 6].
А. Л. Гостдинер выделяет 4 стадии формирования музыкального восприятия :
- стадия сенсомоторного научения;
- стадия включения перцептивных действий;
- стадия образования эстетических моделей;
- эвристическая (творческая) стадия.
Две первые стадии характерны для ранних ступеней генезиса восприятия музыки. Одной из характерными черт стадии сенсомоторного научения является «непроизвольность и стереотипность реакций» [2, с. 239]. Основное психофизиологическое содержание стадии составляет ориентировочный слуховой рефлекс. Возникают специфические эмоциональные реакции, обусловленные положительным, безразличным или отрицательным отношением к разным раздражителям. На этой стадии восприятия музыки находятся дети младенческого возраста. По мнению Гостдинера, «важнейшее значение этой первой стадии – формирующее и познавательное» [2, с. 240].
На второй стадии происходит «… возникновение активных встречных, подстроечных (компарационных) движений, направленных на обследование предмета (явления) и уподобление ему по форме и основным признакам» [2, с. 240]. Это становится возможным благодаря появлению у ребенка голосовых реакций, росту его двигательной активности. На этой стадии ребенок начинает воспринимать ладовые, ритмические, тембровые, динамические особенности звучащей музыки. Возникает ощущение завершенности на тонике и на сильной доле. Появляется эмоциональная реакция на изменение громкости, темпа и др. Повышается способность к дифференцировочной (анализирующей) деятельности. На этой стадии восприятия музыки находятся дети конца младенческого (9-11 месяцев) и раннего возраста. Но, по замечанию Гостдинера, «стадия перцептивных действий может охватывать значительный возрастной период, вплоть до школьного и юношеского» [2, с. 242]. Переход на следующую стадию становится возможным в результате систематической работы по музыкальному воспитанию.
На стадии образования эстетических моделей «появляется собственное оценочное отношение к воспринимаемой музыке», формируется устойчивое эмоциональное отношение к музыкальным произведениям различных стилей и жанров [2, с. 243].
Для эвристической (творческой) стадии характерно появление «способности … предвосхищать и предугадывать дальнейшее развертывание фактуры музыкального произведения или отдельных его частей»; эти процессы легче протекают при восприятии простых музыкальных форм, песенных или танцевальных [2, с. 244].
Практика показывает, что в результате систематической работы по формированию музыкального восприятия на занятиях в детском саду младшие дошкольники становятся способны выразить свое оценочное отношение к музыке, что соответствует стадии образования эстетических моделей. Формированию эмоционального отношения к музыкальным произведениям способствуют беседа о характере музыки, вопросы, побуждающие к сравнению:
– Эта музыка веселая или грустная?
– Добрая или злая?
– Светлая или темная?
– Легкая или тяжелая?
– Спокойная или взволнованная?
К. В. Тарасова на основании проведенного исследования заключает, что большинство детей младшего дошкольного возраста способны определить настроение музыкального произведения (на элементарном уровне – весело- грустно) и жанр (песня, танец, марш); определение марша дается младшим дошкольникам легче, чем песни и танца. Музыкальный опыт детей, полученный на занятиях в детском саду и в семье, влияет на успешность определения жанровых характеристик произведений и обуславливает индивидуальные различия ввосприятии музыки [8].
Анализируя компоненты, ориентирующие восприятие и осознание музыки детьми дошкольного возраста, исследователь отмечает, что для младших дошкольников ведущим в большинстве случаев является темп, который часто «диктует восприятие не только общего настроения, но и жанра музыкального произведения и задает характер возникающих у ребят образов» [8, с. 127]. На восприятие музыки в этом возрасте очень сильно влияет изменение регистра (переход в нижний). Ориентировка на мелодию у детей младшего дошкольного возраста отсутствует.
Тарасова констатирует, что многие дети 3-4 лет воспринимают комплекс средств музыкальной выразительности – темп, динамику, тембр, общую (образную) характеристику ритмического рисунка, но часто ошибаются при оценке изменения некоторых средств музыкальной выразительности – регистра, динамики. Внемузыкальные образы и ассоциации у большинства младших дошкольников отсутствуют или «бедны, единичны, выражены 1-2 словами» [8, с. 128]. Музыка часто ассоциируется с каким-либо видом движения (бегать, прыгать, танцевать, описанием конкретных явлений, действий с предметами, образами движущихся животных («лошадка скачет», «зайчик прыгает»). Развернутые внемузыкальные образы («Волк за зайчиком бежит» и др.) возникают у детей младшего дошкольного возраста достаточно редко [8].
О. П. Радынова и другие педагоги-музыканты подчеркивают важность использования в работе с детьми «полноценную в художественном отношении музыку» – прежде всего классику и народные произведения [6, с. 3].
На музыкальных занятиях дети младшего дошкольного возраста слушают «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»
П. Чайковского, пьесы «Игра в лошадки», «Зимнее утро», «Мама» из его «Детского альбома». Нежная, спокойная музыка пьесы «Мама» вызывает у них ощущение радости, покоя, любви, гармонизирует их эмоциональное состояние. К концу учебного года, в результате бесед о характере музыки, словарный запас у младших дошкольников расширяется; они способны выразить свое оценочное отношение к музыке. Пьесу «Мама» они определяют как добрую, нежную, ласковую, светлую, спокойную.
Дети знакомятся с произведениями С. Майкапара, В. Калинникова,
А. Руббаха, К. Сен-Санса, Д. Шостаковича и других композиторов, слушают русскую народную музыку. Важнейшей задачей педагога является воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку. При этом очень важно создавать условия для того, чтобы восприятие музыки сопровождалось у детей чувством удовольствия, наслаждения, что в дальнейшем приведет к более глубокому пониманию музыкальных произведений. М. Ш. Бонфельд утверждает, что «наслаждение – обязательное условие понимания музыкального текста» [1, с. 214].
Для активизации творческой инициативы детей можно использовать прием отражения содержания музыки в пластике движений. Так, во время слушания пьесы «Куры и петухи» из «Карнавала животных» К. Сен-Санса ребятасначала показывают, как куры клюют зернышки, потом – как крадется кошка, в конце – как она прыгает. Сопровождение музыки соответствующими движениями приносит младшим дошкольникам большое удовольствие и способствует более глубокому восприятию.
Эффективным приемом для развития музыкального восприятия является оркестровка музыкальных произведений – подыгрывание на детских музыкальных инструментах. В младшем дошкольном возрасте дети учатся подыгрывать на погремушках, бубнах, маракасах. Этот прием целесообразно использовать при слушании русских народных плясовых мелодий – «Как у наших у ворот», «Полянка», «Из-под дуба» и других.
Для развития музыкального восприятия полезно применять и такие приемы как показ иллюстраций, игрушек, репродукций картин, чтение стихотворений, соответствующих содержанию музыки. О. П. Радынова подчеркивает, что показывать репродукции картин и иллюстраций следует после неоднократного прослушивания музыкального произведения, чтобы не препятствовать процессу формирования музыкального образа [5].
Л. Ю. Зубкова отмечает, что для развития способности к эстетическому восприятию необходимо создание таких педагогических условий как «эмоционально-дружественный фон взаимного доверительного общения между … детьми и педагогом, … поощрительная направленность поведения педагога, … обогащение музыкально-тембрового словаря ребенка, проявление творческой позиции педагога» [3, с. 12].
На основании изложенного можно сделать некоторые выводы.
В младшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Одним из важнейших изменений в психике детей является возникновение представлений, которое способствует развитию их эмоциональной сферы. Это открывает возможность для более глубокого восприятия музыки.
Гостдинер выделяет 4 стадии формирования музыкального восприятия. Две первые стадии (сенсомоторного научения и включения перцептивных действий) характерны для ранних ступеней генезиса восприятия музыки. Практика показывает, что в результате систематической работы по формированию музыкального восприятия на занятиях в детском саду младшие дошкольники становятся способны выразить свое оценочное отношение к музыке, что соответствует третьей стадии – образования эстетических моделей. Ведущим компонентом, ориентирующим восприятие и осознание музыки, для большинства детей младшего дошкольного возраста является темп.
Формированию эмоционального отношения к музыкальным произведениям способствуют беседа о характере музыки, прием отражения содержания музыки в пластике движений, оркестровка музыкальных произведений, показ репродукций картин, иллюстраций, чтение стихотворений, соответствующих содержанию музыки.
Важнейшей задачей педагога при работе с младшими дошкольниками детьми является воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку. При этом необходимо заботиться о том, чтобы восприятие музыки сопровождалось у детей положительными эмоциями, чувством удовольствия, наслаждения, что в дальнейшем приведет к более глубокому пониманию музыкальных произведений.
Литература
1. Бонфельд М. Ш. Введение в музыкознание : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.
2. Гостдинер А. Л. О стадиях формирования музыкального восприятия // Проблемы музыкального мышления. Сборник статей. Сост. и ред.
М. Г. Арановский. М. : Музыка, 1974. – С. 230-251.
3. Зубкова Л. Ю. Оптимизация процесса эстетического развития детей 3-4 лет на занятиях музыкой в детской школе искусств: Автореф. дис. канд. пед. наук / Л. Ю. Зубкова, М, 2015. – 25 с.
4. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.
5. Радынова О. П. Слушаем музыку : Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. – М. : Просвещение, 1990. – 160 с.
6. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников : Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. училищ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили; Под ред. О. П. Радыновой. –М. : Просвещение: Владос, 1994. – 223 с.
7. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М. : Педагогика, 1973. –423 с.
8. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. М. : Педагогика, 1988. – 173 с.
9. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М. ; Л. : Изд. Академия Педагогических Наук РСФСР, 1947. – 332 с.
10. Эльконин Д. Б. Детская психология : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред. -сост. Б. Д. Эльконин. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.