Наталья Дорофеева
Педсовет «Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет
«Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Март 2016 год
Цель педсовета : Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства педагогов
Повестка педсовета :
1. Вступительное слово заведующего Михалкиной А. Л.
Публикация «Педсовет „Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
2. Итоги тематического контроля «Эффективность воспитательно-образовательной работы по организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» Зам. зав по ВМР Дорофеева Н. А.
3. Анализ профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей Зам. зав по ВМР Дорофеева Н. А.
4. Анализ анкетирования родителей «Детское экспериментирование в семье»
Зам. зав по ВМР Дорофеева Н. А.
5. Деловая игра
6. Проект решений Педагогического совета
Ход педсовета:
1. Слушали заведующего МБДОУ детского сада № 103 Михалкину А. Л., рассказала о необходимости организации работы по познавательно-исследовательской деятельности детей. Озвучила основные направления деятельности педагогов в реализации данной задачи.
«Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей»
2. Слушали зам зав. по ВМР МБДОУ детского сада № 103 Дорофееву Н. А., зачитала справку по итогам тематического контроля «Эффективность воспитательно-образовательной работы по организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
3. Анализ профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей Зам. зав по ВМР Дорофеева Н. А.
4. Анализ анкетирования родителей «Детское экспериментирование в семье»
Зам. зав по ВМР Дорофеева Н. А.
5. Деловая игра
5.1. «Домашнее задание» - презентация организации опытнической деятельности (практический мастеркласс – педагоги представляют два свойства воды текучесть и прозрачность)
5.2. Вопрос-ответ
- Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет
Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации
- Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.
Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый
Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (праздное любопытство, спрашивать из любопытства, удовлетворить пустое любопытство)
- Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.
Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания
- Объекты наблюдения для детей 3-4 лет.
Наблюдение за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающих их внимание
- Новая форма познания у детей 4-5 лет.
Способны понимать слово воспитателя без наглядности
- Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования?
Любознательность-активность, способность решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способность управлять своим поведением, овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
- Что первично, причина или следствие?
Следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины
5.3. Объяснялки
1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожным, а еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Там работает дядя или тетя в белом халате. (Лаборатория)
2. Это такое дело, когда что-то хотят узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (Эксперимент)
3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, потом на корабле делает всякие анализы. А еще он плавает с камерой и снимает всяких рыб и морских животных, и даже акул. Он очень смелый. И еще он пишет статьи в умных журналах (Океанолог)
4. Этот человек все время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплескивается, там он может сгореть, но он все равно туда ходит, делает фотографии, говорит людям когда там опасно жить. (Вулканолог)
5.4. Давайте подумаем
Проблемная ситуация «Как понюхать воздух?»
Решение проблемы
На столе в вазочку поставили букет цветов. Прошло несколько минут, и вся комната наполнилась душистым запахом. Это невидимка – воздух разнёс по комнате крошечные капельки пахучего вещества, которое выделяется из цветов.
Сам воздух ничем не пахнет, но он, словно губка, впитывает в себя разные запахи, и тогда, понюхав его, можно узнать, где побывал наш невидимка.
Проблемная ситуация.
К детям пришла кукла Катя и попросила завязать ей бантик из бумажной ленты.
Как вы думаете, получится из бумажной ленты бантик или нет?
Решение проблемы
Воспитатель начинает завязывать бант из бумажной ленты, сильно тянет за концы так, чтобы лента порвалась.
- Что произошло с лентой? (Она порвалась)
- Почему порвалась бумажная лента? (Сильно потянули, другие предложения детей)
- Бумажная лента порвалась, потому что она непрочная, она рвётся.
Воспитатель и дети предлагают кукле Кате завязать бант из капроновой ленты.
6. Проект решения Педагогического совета
1. Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.
Ответственные: воспитатели. Дата: в течение года
2. Пересмотреть календарное планирование в соответствии с рекомендациями, уделив должное внимание детскому экспериментированию в самостоятельной деятельности.
Ответственные: воспитатели. Дата: в течение года
3. Разработать план по внедрению метода проектов в воспитательно-образовательный процесс с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности, провести защиту презентаций.
Ответственные: Ст. воспитатель, воспитатели. Дата: май
4. Пополнить центры экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями, схематическим материалом. Добавить момент заинтересованности- продумать участие в исследовательской деятельности определенных персонажей.
Ответственные: воспитатели. Дата: в течение года
5. Используя материалы педсовета, подготовить и провести семинары для родителей «Растим любознательных»
Ответственные: Ст. воспитатели, воспитатели. Дата: май