Людмила Эргарт
Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА…. 3
ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ…4
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ…7
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА…. …. 8
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…. …8
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ…. 14
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ….…. 14
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…. 15
РЕСУРСЫ (БЮДЖЕТ ПРОЕКТА…. 16
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ПРОЕКТА…. …18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…. 19
ПРИЛОЖЕНИЕ….20
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Публикация «Проект „Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К. Е. Тимирязев
Сегодня нашему обществу нужны люди самостоятельные, творческие, интеллектуальные, способные оригинально мыслить и принимать нестандартные решения. Помочь в формировании такой личности поможет экспериментальная деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения сведены к минимуму. Во время экспериментирования задействованы все органы чувств ребенка. Ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая со временем заметно растет. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментирования на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, обогащения речи, развития уверенности в себе и коммуникабельности. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Целью данного проекта является : развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Данный проект необходим для детей с целью приобретения новых знаний и умений; для педагогов нашего ДОУ с целью повышения педагогического мастерства; родителям воспитанников с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми.
В результате реализации проекта у детей сформируется более высокий уровень познавательного развития, творческих способностей, практических навыков и умений. Сформируется уверенность в своих действиях, дети научатся проявлять активность и любознательность.
Педагоги освоят основные виды экспериментирования с детьми, повысят свой профессионализм.
Объединение семьи и ДОУ по намеченной тематике.
Проект реализовывается через вовлечение родителей и их детей в проектную деятельность по намеченной теме: развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Выполняется проект автором (воспитатель, детьми и родителями группы "Лягушата".
В проект вовлечены дети и воспитатели других групп. Всего в проекте вовлечены около 40-ка воспитанников ДОУ.
Предоставляемый проект реализуется в МКДОУ д/с "Красная шапочка", Новосибирская область, Искитимский район, р п Линево. Его реализация рассчитана на 2 года. с сентября 2014 г. по май 2016 г.
Общая стоимость проекта - 11.789 рублей.
ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Искитимского района Новосибирской области детский сад комбинированного вида "Красная шапочка" р п Линево.
Заведующий: Мельникова Галина Владимировна.
Год основания учреждения: 1984г.
Местонахождения учреждения: 4 - микрорайон, дом 15, р. п. Линево. Искитимский район, Новосибирская область.
Для всех детей нашего ДОУ, созданы благоприятные условия для развития как общих, так и специальных способностей. Предметно-развивающая среда создана с учетом возрастных особенностей, интересов детей, имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменениям, корректировке, развитию и проектируется в соответствии с программными требованиями. Свободная деятельность детей в центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования. Регулярные экскурсии на территории детского сада и за его приделами дают возможность для развития познавательно интереса к окружающему миру. В зоне экспериментирования, все предметы и оборудование находятся в свободном для детей доступе, что позволяет не только организовывать совместную деятельность взрослых и детей при проведении элементарных опытов и экспериментов, но и формировать навыки самостоятельной деятельности дошкольников. В детском саду используются современные формы организации обучения: занятия проводятся по подгруппам с игровой мотивацией. Весомый вклад в работу вносят родители.
В группе созданы все условия для экспериментальной и исследовательской деятельности, развития познавательного интереса, формирования у них научного мировоззрения.
В уголке "Лаборатория" собрано оборудование для опытно-экспериментальной работы в живой и неживой природе: колбы, мензурки, пробирки, вторичные упаковочные материалы, стержни, ванночки и т. д. Разнообразные коллекции: минералов, почв, камней, насекомых и т. д. Природный материал: кора деревьев, ракушки, шишки, желуди и т. д. Постепенно «лабораторию» пополняем новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях. Вместе с детьми учимся узнавать не только из чего сделаны предметы (бумага, дерево, ткань, глина и т. д., но и их разновидность: бумаги (салфеточная, обёрточная и т. д., тканей (из капрона, хлопка, шерсти и т. д.) Собрали различные коллекции: «Бумаги», «Ткани», «Пуговиц», «Фантиков». "Камней", "Ракушек" и др.
В работе я использую все разновидности экспериментов :
• случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;
• плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные) ;
эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка) Эксперименты проводим не только кратковременные, но и длительные. Длительные эксперименты в основном проводим при знакомстве с жизнью растений, с условиями необходимыми для жизни и роста растений (от 1-2 недель); при знакомстве с почвой. Прежде чем приступить к их проведению я вместе с детьми составляла план предстоящей деятельности. Для наглядности оформили этот план в схему. Это помогло быстрее запомнить детям предстоящие этапы экспериментальной деятельности (опыта). Свои результаты дети фиксировали в дневниках наблюдений, рисовали рисунки, составляли схемы. Современные условия заставляют постоянно совершенствоваться, искать новые формы работы с детьми, родителями и педагогами. Педагоги нашего ДОУ для каждой возрастной группы разработали «Рабочую образовательную программу ДОУ» и продолжают ее совершенствовать через взаимодействие с НИПК и ПРО.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
С каждым годом становится все больше детей которые не проявляют познавательной активности и любознательности к окружающему их миру, а так же отстают от своих сверстников в развитии.
В дошкольном возрасте развитие познавательных процессов является основой для последующего успешного обучения в школе.
Практика показывает, что к концу подготовительной группы в возрасте 6-7 лет, 40-60% дошкольников имеют неудовлетворительный уровень познавательного развития.
От познавательной активности во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. От нее же в значительной степени зависит, на сколько успешно ребенок научиться общаться и уживаться в коллективе, выработает умение взаимодействовать с другими людьми.
В чем же причина отсутствия у ребенка желания познавать новое; откуда вялость, пассивность и даже леность ума у детей дошкольного возраста; почему нет стремления исследовать, искать; почему дети так беспомощны и пассивны там, где их сверстники активны?
Нежеланием познавать, нехотением открывать и исследовать, в психологии называется отсутствием у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Термин «мотивация» в научной литературе обозначает совокупность побуждений к жизненно значимым целям (явлениям, событиям, поступкам).
Однако мотивация — это не только то, что побуждает, но и то, что поддерживает стабильную направленность деятельности, «питает» ее энергетику, придает значимость и осмысленность совершаемым действиям. Наличие познавательной мотивации (направленности, устремления, интереса) у ребенка означает активную установку на все то, что несет новизну и необычность: любопытство ко всему новому, активность в поиске взаимосвязей между предметами и ситуациями.
При отсутствии познавательной мотивации картина прямо противоположная: пассивное поведение, безучастность, равнодушие, уход от самой возможности умственного напряжения.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Развивать познавательный интерес у детей дошкольного возраста через экспериментирование.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать познавательный интерес и активность детей через экспериментирование;
2. Формировать практические умения детей;
3. Пополнить и обогатить в группе развивающую предметно- пространственную среду для организации работы дошкольников по экспериментальной и исследовательской деятельности;
4. Повышать компетентность родителей в вопросах сотрудничества детского сада и семьи по формированию познавательного интереса;
5. Внедрять и развивать проектную деятельности в ДОУ;
6. Создать материальную базу для реализации проекта.
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Вид деятельности Специалисты Место и форма проведения Сроки
I ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Информирование о проекте администрацию, коллектив ДОУ.
Организация аналитической группы по оценке качества реализации проекта.
Автор проекта.
Заведующая ДОУ, старший воспитатель, педагог-психолог, председатель родительского комитета группы. Методический кабинет ДОУ.
1 неделя сентября 2014г.
Составление графика работы по экспериментальной деятельности и сметы расходов по приобретению необходимых инструментов и материалов для работы.
Собрание по осуждению сметы, ее утверждение. Автор проекта, родительский комитет группы, заведующая ДОУ, старший воспитатель ДОУ. Кабинет заведующей ДОУ.
2 неделя сентября 2014г.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе;
создание в группе уголка "Лаборатория";
приобретение необходимых материалов и набор инструментов на каждого ребенка для экспериментирования. Автор проекта, творческая группа родителей и плотник ДОУ. Группа.
Родительское собрание. 3 неделя сентября 2014г.
Подготовить анкеты для родителей (см. приложение № 1, диагностику для детей (см. приложение № 2). Автор проекта, педагог-психолог, старший воспитатель ДОУ. Группа,
кабинет психолога, методический кабинет ДОУ. 4 неделя сентября 2014г.
Изучение литературы. Подборка экспериментов для детей в соответствии с возрастом. Автор проекта. Группа. Июнь - август 2014г.
Июнь - август 2015г.
II ЭТАП ПРАКТИЧЕСКИЙ
Работа с детьми
Вид деятельности Специалисты Место и форма проведения Сроки
Диагностика уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста (см. приложение № 2). Предоставление родителям материалов с результатами диагностики детей. Автор проекта, председатель родительского комитета группы. Группа.
Родительское собрание.
1неделя октября 2014г.
Знакомство детей с детской "Лабораторией", изучение инструментов для опытов, вовлечение детей в процесс пополнения уголка природным материалом. Автор проекта. Группа. Территория ДОУ. Октябрь 2014г.
Продуктивная деятельность детей. Автор проекта. Группа. На протяжении всего проекта.
Экскурсия за пределами детского сада.
Сбор природного
материала в уголок "Лаборатория".
Автор проекта. Дети группы "Лягушата". За пределами ДОУ. На протяжении всего проекта.
Экспериментальная деятельность. Автор проекта. Дети группы "Лягушата". Дети других групп. Группа. На протяжении всего проекта.
Обогащение развивающей предметно -пространственной среды новыми инструментами, стендами, оформление уголка "А у нас проект". Автор проекта.
Дети группы "Лягушата. Родители воспитанников. Группа. На протяжении всего проекта.
Реализация детских проектов : "Волшебница вода", "Наш любимый огород", "Плоский круг и объемный шар". Автор проекта. Дети группы "Лягушата". Родители. Группа, методический кабинет. Ноябрь 2014г. - декабрь 2015г.
Работа с педагогами ДОУ
Представление работы на базе ДОУ, в рамках работы «Школы молодого воспитателя». Проект : "Плоский круг и объемный шар". Автор проекта. Группа, методический кабинет. Декабрь 2015г.
Участие в научно практической конференции работников образования Искитимского района с докладом на тему: "Проектная деятельность как способ развития познавательного интереса и самостоятельной исследовательской деятельности детей" Автор проекта. Педагоги других учреждений. Гимназия №5. Январь 2016г.
Вид деятельности Специалисты Место и форма проведения Сроки
III ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Обобщение материалов и распространение творческого опыта. Автор проекта, старший воспитатель.
Методический кабинет. Февраль 2016г.
Информирование о результатах проделанной работы родителей и коллектив ДОУ. Автор проекта. Родительское собрание в группе. Музыкальный зал.
Презентация проекта. Март 2016г.
Участие во Всероссийских конкурсах, городских, областных конференциях. Автор проекта. Старший воспитатель. На протяжении всего проекта.
Оформление отчетной документации, изготовление презентации проекта. Автор проекта. Апрель -
май 2016г.
Составление планов на дальнейшую работу: разработать картотеку "Экспериментальная деятельность в ДОУ".
Реализация проектов по исследовательской деятельности. Автор проекта. Июнь-август 2016г.
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ
Привлечение родительского комитета к организации аналитической группы по оценке качества реализации данного проекта.
Анкетирование родителей (см. приложение №1).
Создание материальной базы для реализации проекта.
Оснащение группы необходимыми материалами и оказание помощи в создании развивающей предметно-пространственной среды. Создание уголка "Лаборатория".
Индивидуальные консультации, на протяжении всего проекта.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Повысится уровень познавательного развития детей;
2. У детей появится устойчивый интерес исследовательской и экспериментальной деятельности ;
3. Появится стремление детей к новым открытиям;
4. Организовано сотрудничество с родителями через разные формы работы : анкетирование, проведение собраний, участие в подготовке и организации экспериментов, индивидуальные консультации;
5. Организована и оформлена предметно-развивающая среда в группе, уголок "Лаборатория";
6. Создана материальная база для проведения экспериментальной и исследовательской деятельности;
7. Повысится профессиональное мастерство педагогов в области познавательного развития детей.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Для оценки качества результатов проекта в начале проекта была организована аналитическая группа, в количестве 4-х человек, в которую вошли: заведующая ДОУ, старший воспитатель ДОУ, педагог-психолог ДОУ, председатель родительского комитета группы.
Оценка качества практической деятельности будет оцениваться при непосредственном наблюдении за реализацией проекта, по результатам участия в различных районных, городских, областных конкурсах, а также при анализе документов.
Оценка качества работы с детьми будет оцениваться через интервьюирования детей, в ходе которого мы выясним интерес детей к экспериментированию.
Оценка качества работы с родителями будет оцениваться через посещение родительских собраний, анкетирования, активного участия в проекте в целом. Результаты, которых очень важны, так как родители являются главными заказчиками образовательных услуг, и их мнение будет учитываться при дальнейшем планировании работы с детьми.
Оценка качества работы с педагогическим коллективом будет оцениваться на семинарах педагогами и аналитической группой в устной форме, что позволит найти возможность совместного поиска оптимальных вариантов организации педагогического процесса.
РЕСУРСЫ (БЮДЖЕТ ПРОЕКТА)
В ДОУ имеется групповая комната которая оснащена необходимым оборудованием для проведения экспериментов и исследований (столы, стулья по росту детей, магнитная доска, пособия).
Основные расходы
Наименование Всего Имеется Требуется
Расходные материалы (на два учебных года) :
Набор для опытов и экспериментов "Юный химик"-Секретная лаборатория. 3342,00 3342,00 00,00
Детский стеллаж. 4580,00 4580,00 00,00
Набор инструментов
на каждого ребенка:
Емкости для воды 850,00 850,00 00,00
Кисточки 200,00 200,00 00,00
Клеёнки 900,00 900,00 00,00
Карандаши 145,00 145,00 00,00
Фломастеры 330,00 330,00 00,00
Спички 15,00 00,00 15,00
Свечка 46,00 00,00 46,00
Шарики надувные 70,00 00,00 70,00
Шприц многоразовый 100,00 100,00 00,00
Пакеты с замком zip 150,00 150,00 00,00
Дополнительные материалы:
Молоко 32,00 00,00 32,00
Лимон 18,00 00,00 18,00
Раствор натрия тетрабората 45,00 00,00 45,00
Красители 120,00 00,00 120,00
Клей ПВА 210,00 00,00 210,00
Спирт этиловый 56,00 00,00 56,00
Природные материалы (сухая трава, семена, веточки, шишки, ракушки, перышки т. д.). 00,00 00,00 00,00
Пряности и крупа. 250,00 250,00 00,00
Ткани, ленты, кружево, шнур, тесьма. 200,00 200,00 00,00
Дополнительные материалы (магниты, крючки, зеркало, коробочки, шнуры и прочее. 130,00 130,00 00
Всего основных расходов: 11789,00 11177,00 612,00
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Год участия Мероприятия Результат
Декабрь 2014г. Семинар НИПКиПРО города Новосибирска по теме: "Создание современной образовательной среды для реализации требований ФГОС дошкольного и начального образования" Сертификат
Апрель 2015г. Принятие участия в городской стажировочной площадки "Создание в ДОУ развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на ребенка" Сертификат
Январь 2016г. "Проектная деятельность как способ развития познавательного интереса и самостоятельной исследовательской деятельности детей" Диплом
Март 2016г. Публикация и доклад на Всероссийской научно-практической конференции "Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС общего образования". Сертификат
Февраль 2016г. Методический семинар "Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО" Сертификат
Март 2016г. Участие в районном конкурсе детских проектов "Калейдоскоп проектов" Грамота
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М., 2005.
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 1999 г.
3. Каменева Л. А «Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников» / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой. – С-Пб. : Детство-пресс, 2003. - 319 с.
4. Кондратьева Н. Н. «Мы» - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева. – С-Пб: Детство-пресс, 2003. – 240 с.
5. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л. Н. Прохорова. -М. ; 2010 г.
6. Рыжова, Н. А. Что у нас под ногами. [Текст] / Н. А. Рыжова. - М. ; 2010 г.
7. Бондаренко,Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. [Текст] /Т. М. Бондаренко. - Воронеж; 2011 г.
8. Козлова, С. А. Мой организм. [Текст] /С. А. Козлова. -М. ; 2010 г.
9. Гризик, Т. И. Познаю мир. [Текст] /Т. И. Гризик. -М. ; 2010 г.
10. Мартынова, Е. А., Сучкова, И. М. Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. [Текст] /Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. - Волгоград. ;2011г.
11. Оберемок С. М Общие основы проектирования : Материалы к обучающему курсу. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2004. – 48 с.
12. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. И. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – 224 с. – СПб. : Детство-Пресс, 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1
Анкета для родителей
«Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей».
Уважаемые родители! Нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
В анкетировании приняли участие 15 родителей группы "Лягушата".
1. Знаете ли Вы, что в группе дети занимаются экспериментальной деятельностью?
• да;
• нет;
2. Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома?
• да
• нет
3. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка?
• да
• нет
4. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?
• да
• нет
5. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?
• да
• нет
6. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по вопросу экспериментальной деятельности?___
Спасибо за сотрудничество!
Результаты анкетирования на начало учебного года (сентябрь 2014г).
По результатам анкетирования я получила следующие результаты:
-15% родителей не знают, что их дети занимаются экспериментальной деятельностью в детском саду,
-10% ответили, что их дети не продолжают экспериментирование начатое в детском саду,
-19% отметили, что их дети проявляют интерес к исследовательской деятельности,
- 26% отметили, что не принимают участие в экспериментальной деятельности своего ребенка,
-30% ответили, что принимают участие по развитию исследовательской деятельности своих детей.
Так же родители отметили, что хотели бы принять участие по развитию исследовательской деятельности своих детей в стенах дошкольного учреждения.
Результаты анкетирования наконец учебного года (апрель 2016г).
По результатам анкетирования я получила следующие результаты:
-0% родителей не знают, что их дети занимаются экспериментальной деятельностью в детском саду,
-5% ответили, что их дети не продолжают экспериментирование начатое в детском саду,
-33% отметили, что их дети проявляют интерес к исследовательской деятельности,
- 2% отметили, что не принимают участие в экспериментальной деятельности своего ребенка,
-60% ответили, что принимают участие по развитию исследовательской деятельности своих детей.
Так же родители отметили, что полностью удовлетворены работой в стенах ДОУ по развитию исследовательской деятельности их детей.