Марина Пинчугова
Планирование — основа инициативности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«В российской дошкольной образовательной практике сложилась ситуация диктата плана : план пишется воспитателями и исполняется как обязательный документ, вне зависимости от сложившейся ситуации. Это происходит в том числе и потому, что воспитатели не привыкли пользоваться информацией, полученной от детей. В психологии процесс получения информации от партнера по общению называется «обратная связь», и только взаимодействие, построенное на основе «обратной связи», может считаться адекватным. Воспитателями обратная связь от ребенка игнорируется, особенно в процессе планирования. Таким образом, возникает проблема противоречия планирования и ситуативного реагирования, импровизации, планирования и реальных интересов и потребностей детей.
Публикация «Планирование — основа инициативности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Обучение ребенка происходит не только и не столько на формальных занятиях, сколько в активной, выбранной им самим деятельности, особенно в совместной со сверстниками и взрослыми. Кроме того, предлагая тему, ребенок учится отстаивать свои интересы. Принимая тему, предложенную другими, учится согласовывать свои интересы с интересами других детей. Предлагая способы познания, виды деятельности учится инициативе, самостоятельности. Выбирая из предложенного, учится анализу». [3]
Таким образом. Взрослый должен быть способным изменить образовательную деятельность так, чтобы оно способствовало поиску ответов на детские вопросы, гибок в отношении планов дня и организации конкретной деятельности.
В поиске решении данного противоречия, в своей деятельности решила включать детей в планирование деятельности. Предполагая, что совместное планирование позволит поддерживать детскую инициативность посредством работы с их интересами.
Накануне выбора новой темы в свободном общении с детьми веду разговор о том, что они знают по этой теме; что хотят узнать; что нужно сделать. Чтобы узнать (используя «Модель трёх вопросов»). Это является эффективным средством подготовки и мотивации детей на предстоящую деятельность, позволяет детям рассуждать о том, что их интересует, тревожит и занимает. Часто к предстоящей работе воспитанники привлекают родителей, тем самым вовлекая их в совместную деятельность. (Приложение 1).
Так я получаю первичную информацию о базовом запасе знаний у детей, что помогает подобрать возможные формы и содержание предстоящей работы. Поскольку данная информация помещается в родительский уголок, родители определяют, что интересует ребёнка на данный момент.
Затем, чаще при проведении группового сбора, обсуждаю с детьми то разнообразие деятельности, которое можно и необходимо сделать в рамках темы. После ребята определяют центр (уголок, который наиболее подходит к данному виду работ, и выбирают ответственного за реализацию задуманного.
Чтобы не забыть запланированное, дети зарисовывают идеи, которые предстоит воплотить в заранее подготовленную таблицу. Для этого все больше используют символы, значки, советуясь с товарищами, какие из них из них будут поняты другим. На этом этапе воспитатель может предлагать свои идеи наряду с воспитанниками. Свои идеи чаще записываю печатными буквами. (Приложение 2).
Изучение заполненных таблиц дает обильный аналитический материал: настолько инициативен тот или иной ребенок, чья инициатива преобладает – детей или взрослых, какие виды деятельности чаще предлагаются, какие центры пользуются наименьшей популярностью, что вызывает затруднения. Это позволяет осмыслить жизнь группы.
Составленный план вывешивается на доску. В ходе реализации совместного планирования моя задача и родителей – дополнить идеи детей, помочь подобрать разнообразные материалы для их реализации: игрушки, игры, книги, задания, ориентированные на разную степень сложности и интересы воспитанников.
Очень важно не пустить все на самотёк выполнения плана, не ждать, что дети все сделают без помощи. Необходимо заметить нерешительность детей при реализации идей, обратить внимание на сложные задания, с которыми ребёнок может самостоятельно не справится. Вмешательством в деятельность детей может являться простое напоминание о запланированном, дополнительное разъяснение. При наибольших затруднениях в форме «показать» или «научить» меня данной деятельности. Ещё одним основанием вмешательства может быть конфликт, не решаемый самими детьми.
На итоговом групповом сборе рассматриваются результаты деятельности, анализируются достижения, успехи и трудности. На этом этапе предлагаю всем желающим рассказать о своих планах и выполненной работе, о том, что мешало и помогало, что планируют доделать, как можно использовать работу и другое.
Таким образом, инициативное поведение детей проявляется, прежде всего в том, что они планируют свои действия, ставят перед собой задачи и последовательно решают их. Дошкольники учатся инициировать интересные дела в рамках конкретной темы, принимать решения, работать с разными источниками информации, самостоятельно анализировать полученные результаты, находить общие интересы со сверстниками, формируя навыки коммуникативного общения.
Данный вид совместной деятельности с детьми можно применять, начиная со средних групп в любых дошкольных организациях не только в работе по тематическому планированию, но и при организации проектной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Свирская Л. В. «Утро радостных встреч». Методическое пособие. – М. : Линка – Пресс, 2010 – 120с.
2. Свирская Л. В. «Детский совет». Методические рекомендации для педагогов. – М. : Национальное образование, 2015 – 80с.
3. Свирская Л. В. Дорогой малокомплектный // Детский сад со всех сторон – СПБ. : – 2002.