Валентина Ляленкова
Родная природа как основа красоты, познания и развития экологической культуры детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Родная природа как основа красоты, познания
и развития экологической культуры
детей дошкольного возраста.
Ляленкова В. В, старший воспитатель
МБДОУ детский сад № 4 «Ласточка»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Публикация «Родная природа как основа красоты, познания и развития экологической культуры детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
Воспитанию и гражданскому становлению личности, освоению общечеловеческих ценностей способствует включение в образовательную среду региональных особенностей. Окружающая среда региона дает богатый материал для познания своего края, общения и активной деятельности детей и взрослых, воспитания базовой культуры личности ребенка.
Нет, и не может быть настоящего человека без любви к родному краю. Система ценностей начинает формироваться в дошкольном возрасте под воздействием ближайшего окружения, с которого начинается Родина маленького человека. Природа, история и культура родного края стали основой, вокруг которой строится педагогическая работа во всех видах деятельности: общение, созидание, сотворчество детей и взрослых.
В летний период мы разработали и реализовали познавательно-экологический проект «Природа родного края».
Главная идея или цель проекта - формирование начал экологической культуры и патриотических чувств детей на основе ознакомления детей с родным краем, его природой.
Задачи проекта:
- пробуждать интерес к природе родного края как части Отечества;
- расширять представления об охране природы;
- формировать действенное отношение к окружению, природе в нашем городе;
- развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности;
- развивать любознательность, активность;
- воспитывать любовь к родному краю, его природе.
Планируемые результаты:
- дети узнают много нового о природе родного края и его обитателях;
- дети будут бережно относиться к природе родного края;
- у детей будет сформировано стремление сохранять живописные места;
- у детей будет сформирована любовь к родному городу, родному дому, детскому саду.
Проект был реализован через такие формы работы:
- совместную деятельность воспитателя с детьми;
- проведение экскурсий;
- игровую деятельность детей,
- музыкальную деятельность,
- продуктивную деятельность детей,
- создание продуктов проекта через взаимодействие с родителями воспитанников.
В совместной деятельности педагоги знакомили детей с художественными произведениями о природе, используя русский фольклор, заучивали стихи, песни, проводили познавательные беседы, сочиняли экологические сказки. Были показаны электронные презентации, фильмы о природе родного края.
Подготовлена и проведена выставка репродукций картин «Природа края глазами художников». Воспитатель Белякова И. И. вместе с родителями оформили фотовыставку «Природа Краснохолмского края».
Педагоги дошкольного учреждения Андриянова Г. И., Шестакова С. Н., Смирнова Н. И. провели интегрированные занятия «Растения нашего края», «Мир животных нашего края», «Синичкин календарь»
В каждой группе была организована работа в уголках природы.
За летний период проведены экскурсии в парк, на речку, в поле, на луг, на железную дорогу, на предприятия города.
Для реализации проекта использовали сетевое взаимодействие. В рамках сетевого взаимодействия с социумом по реализации проекта проведены:
- Посещение Краснохолмского краеведческого музея.
Проведены экскурсии «Чей нос лучше», «Животные нашего края».
- Посещение детской библиотеки, где были подготовлены:
Обзор книг о природе родного края.
Викторина «Знаешь ли ты родную природу?»
Дети познавали окружающий мир, играя. Полученные знания и впечатления закреплялись в дидактических, подвижных, пальчиковых, сюжетно-ролевых играх, играх -драматизациях.
Педагоги использовали образовательные ситуации, включающие обобщение и игры «Что было бы…», ситуации «Удивительное рядом», «Путешествие по живописным местам», «Угадай по описанию»;
Содержание проекта «Природа родного края» реализовалось в музыкальной деятельности. Дети слушали альбом «Времена года» П. И. Чайковского. Музыкальный руководитель Грибова С. Ю., подготовила и провела краеведческий праздник «Березовая Русь».
В реализации проекта педагоги активно использовали деятельностный и игровой метод. При проведении продуктивной деятельности педагоги использовали моделирование - работу с картами, схемами нашего города, составление экологических маршрутов; изготовление поделок и природного и бросового материала, рисование. Как обобщающие мероприятия были проведены выставка детских рисунков «Ромашковое лето» и выставка поделок «Природа и фантазия». В детском саду оформлен стенд с детскими рисунками «Природа родного края».
Родители воспитанников вместе с детьми приняли участие в создании продуктов проекта. Были оформлены: альбом с рисунками детей по проекту,
книжки-самоделки стихов и загадок о природе, альбом «Сохраним родной лес», альбом «Красота Краснохолмского края», альбом «Животные Краснохолмского края», «Птицы нашего края», макет детского сада. Сделана подборка экологических сказок, пословиц и поговорок о природе.
По итогам проекта «Природа родных мест» проведено обобщающее мероприятие, краеведческий праздник «Это русская сторонка, это Родина моя» и оформлен стенд «Изучаем родной край».
Так, учитывая принцип интеграции образовательных областей, на основе партнерской познавательно-исследовательской деятельности взрослых и детей мы реализовали наш проект «Природа родного края».
И мы видим результаты этой работы: дети любят свой родной город Красный Холм, свою малую Родину, стараются беречь родную природу, знают правила поведения в природе, они любознательны, активны в любой деятельности.
Свое выступление я хочу закончить стихами о родном крае. Педагоги нашего детского сада создали сборник стихов о малой Родине.
Сторона моя родная,
Краснохолмский край ты мой!
Знаешь, как люблю тебя я,
Небо, солнце, воздух твой.
Нет здесь цирков и театров,
Не жалею я о том.
Мне милее всех на свете,
Мой любимый Красный Холм.
Я люблю сидеть на речке,
Летней знойною порой.
И в укромненьком местечке
Любоваться красотой.
Вот кудрявая березка
Рада платью своему.
Все здесь русское, родное
Сердцу мило моему.