Надежда Башкина
Мастер-класс «Детское экспериментирование в дошкольном возрасте-основа поиска исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к нарушениям, которые сохра-няются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом разви-тии детей, на способности обучаться в дальнейшем»
Н. Н. Подьяков
Думаю, что педагоги использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что – то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекатель-ное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с неко-торыми материалами
Публикация «Мастер-класс „Детское экспериментирование в дошкольном возрасте-основа поиска исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Цель мастер – класса : передача профессионального мастерства педагогам в про-цессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы воспитателя по проведению экспериментально – исследовательской работы.
Задачи.
• Познакомить участников со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно - экспериментальной деятельности.
• Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретен-ным опытом с другими людьми.
• Повысить уровень мастерства для педагогов.
• Создать положительный эмоциональный климат.
Оборудование: шарик, сода, бутылка, уксус, готовое тесто из крахмала и кондици-онера для волос, готовое тесто из песка и крахмала, холодный фарфор – клей ПВА и крахмал, объемные краски своими руками состав: клей ПВА и пена для бритья, пожелания написанные молоком, задание для педагогов – кроссворд, дополни-тельные материалы и детали для поделок.
Ожидаемый результат
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотноше-ниях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать опера-ции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Ис-следовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное, и в непо-знанное, а детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследователь-ская поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем во-ды и т. д. Все это объекты исследования. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая дея-тельность, тем больше новой информации получит ребенок. Тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Известно, что ознакомление, с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. На практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причи-ны которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоя-нии справится с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно перево-дится в практическую деятельность или игру.
Внедряя ФГОС, я использую деятельный подход к детям, так как он является ве-дущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает эксперимент, исследование, и поисковую деятельность.
А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер.
Уважаемые педагоги, если вы любите наблюдать и размышлять, доверяете своим глазам и опыту, значит у вас душа экспериментатора и первооткрывателя.
Вы знаете, что такое опыт, или, как говорят ученые, эксперимент? Это возмож-ность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явле-ний, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести практический опыт.
И сейчас мы приступим к практической деятельности. Данные опыты вы можете использовать в своей практике, а также в работе с родителями.
С целью установления партнерских отношений с семьей каждого воспитанника и объединения усилий для развития и воспитания детей, а также для создания атмосферы общности интересов. Активизации и обогащение воспитательских умений родителей.
Для вас первое задание: «Мозговой штурм» разгадывание кроссворда, который состоит из загадок.
Вы должны вписать в кроссворд по горизонтали ответы на загадки, которые я ис-пользую в работе с детьми дошкольниками.
Цель кроссворда: прочесть ключевое слово по вертикале.
Разгадываем кроссворд быстро и дружно.
Кроссворд.
Для вас второе задание. Понадобится шарик, сода, бутылка, уксус.
Опыт: в шарик насыпьте соду, а в бутылке налит уксус. Наденьте шарик на горлышко бу-тылки, а потом переверните так, чтобы содержимое шарика высыпалось в уксус, и наблюдайте.
Вывод: воздушный шар можно надуть не только воздухом, но и с помощью газа.
Для вас третье задание «Готовим безопасный пластилин в домашних условиях»
Предлагаю вашему вниманию пластилин, приготовленный в домашних условиях, кото-рый состоит из крахмала и кондиционера для волос. Он напоминает обычное тесто, не липнет к рукам, мягкий, эластичный. Хранить такой пластилин рекомендую в целлофа-новом пакете. Для изменения цвета использую пищевые красители.
Также предлагаю еще два вида безопасного пластилина из специального песка, крахмала и кондиционера.
Отличие пластилина в том, что он содержит песчинки, которые способствуют раз-витию мелкой моторики. Развивают тактильные ощущения, осязательные чувства.
Следующий вид пластилина «Холодный фарфор» В его состав входит крахмал и клей ПВА.
Отличие его от двух предыдущих в том, что он держит форму и быстрее застывает.
И теперь мы поработаем с пластилином, который изготовлен мною из крахмала и кондиционера для волос. Я предлагаю вам слепить снеговиков, а мелкие детали находят-ся в контейнерах для завершения наших поделок.
Для вас четвертое задание «Раскрась предмет» объемными красками. Для изго-товления красок нужно смешать крем для бритья две части, клей ПВА и пищевой краси-тель и хорошо перемешать.
Цель объемного рисования - это нужно для того, чтобы ребенок почувствовал объ-емность предмета для развития: творчества, мышления, умения видеть предмет по-другому.
Для рисования используем кисточку. Для того, чтобы рисунок получился объем-ным – краски наносим толстым слоем. Я предлагаю вам образцы картинок, которые вы творчески раскрасите.
Практические советы для поддержания интереса к познавательному экспери-ментированию.
Нельзя
• Тормозить самостоятельность ребенка поминутными запретами и ограничениями, а нужно в начале исследовательской деятельности познакомить детей с правилами безопасности при работе тем или иным объектом эксперимента;
• Высмеивать желания ребенка или быть невнимательным к нему, так как исследо-ватель не может не развиваться без непосредственного участия взрослого настав-ника, так как этим заглушается самостоятельность и инициативность;
• Постоянно указывать малышу на ошибки, недочеты и недостатки выполнения того или иного познавательного исследования, это может привести к снижению инте-реса этому виду деятельности, уменьшению познавательной активности и потери авторитета взрослого.
Необходимо.
• Поощрять природное детское любопытство, на основе которого происходит фор-мирование потребности к новым впечатлениям.
• Подкреплять желание ребенка узнать что – то новое положительными эмоциями (радость, удовольствие, ликование, удивление и др.)
• Проявлять заинтересованность к исследовательской деятельности ребенка, беседо-вать с ним о целях, процессе эксперимента, тем самым юный исследователь научиться делать выводы, проводить умозаключения, что позитивным образом скажется на формировании его самооценки.
Для вас пятое задание «Невидимые чернила». Существует много способов скры-того письма. Один из них я использовала для составления пожеланий для вас. Для напи-сания пожеланий использовала молоко, прописывая каждую букву. Чтобы прочесть мои пожелания нужно подержать текст над пламенем или над зажженной лампой.
Желаю творческих успехов в профессиональной деятельности!