Приложение МААМ

Мастер-класс «Детское экспериментирование в дошкольном возрасте-основа поиска исследовательской деятельности»

Надежда Башкина
Мастер-класс «Детское экспериментирование в дошкольном возрасте-основа поиска исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

«Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к нарушениям, которые сохра-няются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом разви-тии детей, на способности обучаться в дальнейшем»

Н. Н. Подьяков

Думаю, что педагоги использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что – то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекатель-ное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с неко-торыми материалами

Публикация «Мастер-класс „Детское экспериментирование в дошкольном возрасте-основа поиска исследовательской деятельности“» размещена в разделах

Цель мастер – класса : передача профессионального мастерства педагогам в про-цессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы воспитателя по проведению экспериментально – исследовательской работы.

Задачи.

• Познакомить участников со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно - экспериментальной деятельности.

• Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретен-ным опытом с другими людьми.

• Повысить уровень мастерства для педагогов.

• Создать положительный эмоциональный климат.

Оборудование: шарик, сода, бутылка, уксус, готовое тесто из крахмала и кондици-онера для волос, готовое тесто из песка и крахмала, холодный фарфор – клей ПВА и крахмал, объемные краски своими руками состав: клей ПВА и пена для бритья, пожелания написанные молоком, задание для педагогов – кроссворд, дополни-тельные материалы и детали для поделок.

Ожидаемый результат

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотноше-ниях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать опера-ции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Ис-следовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное, и в непо-знанное, а детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследователь-ская поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем во-ды и т. д. Все это объекты исследования. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая дея-тельность, тем больше новой информации получит ребенок. Тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Известно, что ознакомление, с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. На практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причи-ны которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоя-нии справится с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно перево-дится в практическую деятельность или игру.

Внедряя ФГОС, я использую деятельный подход к детям, так как он является ве-дущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает эксперимент, исследование, и поисковую деятельность.

А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер.

Уважаемые педагоги, если вы любите наблюдать и размышлять, доверяете своим глазам и опыту, значит у вас душа экспериментатора и первооткрывателя.

Вы знаете, что такое опыт, или, как говорят ученые, эксперимент? Это возмож-ность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явле-ний, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести практический опыт.

И сейчас мы приступим к практической деятельности. Данные опыты вы можете использовать в своей практике, а также в работе с родителями.

С целью установления партнерских отношений с семьей каждого воспитанника и объединения усилий для развития и воспитания детей, а также для создания атмосферы общности интересов. Активизации и обогащение воспитательских умений родителей.

Для вас первое задание: «Мозговой штурм» разгадывание кроссворда, который состоит из загадок.

Вы должны вписать в кроссворд по горизонтали ответы на загадки, которые я ис-пользую в работе с детьми дошкольниками.

Цель кроссворда: прочесть ключевое слово по вертикале.

Разгадываем кроссворд быстро и дружно.

Кроссворд.

Для вас второе задание. Понадобится шарик, сода, бутылка, уксус.

Опыт: в шарик насыпьте соду, а в бутылке налит уксус. Наденьте шарик на горлышко бу-тылки, а потом переверните так, чтобы содержимое шарика высыпалось в уксус, и наблюдайте.

Вывод: воздушный шар можно надуть не только воздухом, но и с помощью газа.

Для вас третье задание «Готовим безопасный пластилин в домашних условиях»

Предлагаю вашему вниманию пластилин, приготовленный в домашних условиях, кото-рый состоит из крахмала и кондиционера для волос. Он напоминает обычное тесто, не липнет к рукам, мягкий, эластичный. Хранить такой пластилин рекомендую в целлофа-новом пакете. Для изменения цвета использую пищевые красители.

Также предлагаю еще два вида безопасного пластилина из специального песка, крахмала и кондиционера.

Отличие пластилина в том, что он содержит песчинки, которые способствуют раз-витию мелкой моторики. Развивают тактильные ощущения, осязательные чувства.

Следующий вид пластилина «Холодный фарфор» В его состав входит крахмал и клей ПВА.

Отличие его от двух предыдущих в том, что он держит форму и быстрее застывает.

И теперь мы поработаем с пластилином, который изготовлен мною из крахмала и кондиционера для волос. Я предлагаю вам слепить снеговиков, а мелкие детали находят-ся в контейнерах для завершения наших поделок.

Для вас четвертое задание «Раскрась предмет» объемными красками. Для изго-товления красок нужно смешать крем для бритья две части, клей ПВА и пищевой краси-тель и хорошо перемешать.

Цель объемного рисования - это нужно для того, чтобы ребенок почувствовал объ-емность предмета для развития: творчества, мышления, умения видеть предмет по-другому.

Для рисования используем кисточку. Для того, чтобы рисунок получился объем-ным – краски наносим толстым слоем. Я предлагаю вам образцы картинок, которые вы творчески раскрасите.

Практические советы для поддержания интереса к познавательному экспери-ментированию.

Нельзя

• Тормозить самостоятельность ребенка поминутными запретами и ограничениями, а нужно в начале исследовательской деятельности познакомить детей с правилами безопасности при работе тем или иным объектом эксперимента;

• Высмеивать желания ребенка или быть невнимательным к нему, так как исследо-ватель не может не развиваться без непосредственного участия взрослого настав-ника, так как этим заглушается самостоятельность и инициативность;

• Постоянно указывать малышу на ошибки, недочеты и недостатки выполнения того или иного познавательного исследования, это может привести к снижению инте-реса этому виду деятельности, уменьшению познавательной активности и потери авторитета взрослого.

Необходимо.

• Поощрять природное детское любопытство, на основе которого происходит фор-мирование потребности к новым впечатлениям.

• Подкреплять желание ребенка узнать что – то новое положительными эмоциями (радость, удовольствие, ликование, удивление и др.)

• Проявлять заинтересованность к исследовательской деятельности ребенка, беседо-вать с ним о целях, процессе эксперимента, тем самым юный исследователь научиться делать выводы, проводить умозаключения, что позитивным образом скажется на формировании его самооценки.

Для вас пятое задание «Невидимые чернила». Существует много способов скры-того письма. Один из них я использовала для составления пожеланий для вас. Для напи-сания пожеланий использовала молоко, прописывая каждую букву. Чтобы прочесть мои пожелания нужно подержать текст над пламенем или над зажженной лампой.

Желаю творческих успехов в профессиональной деятельности!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого.

Игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных.

Конспект совместной деятельности по рисованию в старшем дошкольном возрасте «Морозные узоры»Конспект совместной деятельности по рисованию в старшем дошкольном возрасте «Морозные узоры» Задачи:• Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения, учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора. • Развивать.

Консультация для педагогов «Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте» В жизни дошкольника игре отведено особое место. Вся образовательная деятельность в дошкольном учреждении построена на игре. В свободное.

Консультация для родителей «Детское экспериментирование как один из ведущих видов деятельности дошкольников» Непосредственный контакт ребёнка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними, позволяют познать их свойства. Качества, возможности.

Консультация «Особенности проведения ОД совместно с родителями в дошкольном возрасте, как часть проектной деятельности» Работа с родителями является одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Дошкольное образовательное учреждение.

Мастер-класс для молодых воспитателей «Детское экспериментирование» Детское экспериментирование Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников. Задачи: .

Мастер-класс по созданию подарка «Букеты мамам ко Дню 8 марта» в младшем дошкольном возрастеМастер-класс по созданию подарка «Букеты мамам ко Дню 8 марта» в младшем дошкольном возрасте Уже чаще выглядывает солнышко на нашем севере, уже слышно весёлое чириканье воробышек. Наступает самый любимый весенний праздник женщин.

Педсовет «Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Педагогический совет «Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Март.

Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте Трудовая деятельность дошкольников отличается от деятельности взрослых. Она не приводит к получению значимого результата,но имеет большое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Детское экспериментирование в дошкольном возрасте-основа поиска исследовательской деятельности»
Опубликовано: 12 апреля 2016 в 12:11
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Детское экспериментирование в дошкольном возрасте-основа поиска исследовательской деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Башкина (УИ 601477) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД