Папки-передвижки

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Х» (1 фото)

Богачёва Елена
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Х»
▼ Скачать +Заказ

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Х»

Тема занятия. Звук и буква Х.

Цель занятия. Познакомить детей со звуком и буквой Х. Четко произносить твердый и мягкий звук Х в слогах, словах и предложениях. Дифференциация звуков Х и К. Анализ и синтеза закрытого слога типа АХ. Чтении односложных и двусложных слов с буквой Х. упражнения в написании буквы Х, слогов и коротких слов с буквой Х в тетрадях.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук и буква Х“» размещена в разделах

Оборудование. Предметные и сюжетные картинки. Слова, написанные на полосках, буквы, мел, карточки с пропущенными буквами и слогами. Логопедический букварь. Тетради и карандаши.

Ход занятия

Дети заходят в группу, здороваются и садятся на места.

Повторение пройденного.

1. Какие бывают звуки? (Гласные и согласные.) Назовите гласные звуки, найдите буквы в большой кассе и поставьте их на доску на верхнюю полоску. Почему эти звуки мы называем гласными? (Эти звуки можно петь и тянуть.) Какие бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие.) назовите звонкие согласные звуки, найдите буквы и поставьте на доску на нижнюю полоску. Почему мы называем их звонкими согласными? (Звонкие согласные мы произносим с голосом.) Назовите глухие согласные звуки, найдите буквы и поставьте их тоже на нижнюю полоску. Почему мы называем их глухими? (Глухие согласные мы произносим без голоса.)

На доске стоят пройденные буквы: на верхней полоске гласные а, о, у, и, э, ы, и, на нижней полоске согласные м, л, т, к.

2. Работа у доски. Предложить детям: одному – написать мелом на доске слово ток, другому – выложить это слово буквами из большой азбуки. Что можно сделать, чтобы получилось другое слово? (Можно переставить и буква буквы: дети переставляют согласные получается кот). Предлагается другое слово лак – гласную а поменяем на у. Какое слово получится? (Лук.)

3. Логопед предлагает выложить на доске слог ма, затем добавить к нему пройденные буквы, чтобы получилось слово. Вызванный ребенок добавляет одну или две буквы, остальные дети читают. Могут быть следующие варианты: ма + л + о, ма + л + а, ма + к + и, ма + ма и др. аналогично проводится работа с выложенным на доске слогом ко – ко + т + ы, ко + л + ы, ко + м.

4. Логопед раздает детям по одной букве и предлагает составить из них слова. Проводится в виде игры «Найди свое место» выходят дети с буквами и строят слово пол. Как произносится в этом слове звук п? (Твердо.) Предложить детям заменить гласную о на и. Как слово получилось? (Пил.) А как звучит звук п в слове пил? (Мягко.) Почему? (Потому что после нее стоит гласный и, он смягчает все согласные звуки, после которых стоит.) Если к слову пил добавить буква а, то какое слово получится? Дети читают – пила. Сколько слогов в слове пил? (Один.) А в слове пила (Два.)

Закрепить правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Основная часть. Звук и буква х.

А) Логопед предлагает детям самим определить, какой новый звук они будут учить.

Выставляются картинки – хлеб, халат, хорек, хлопок, хлопушка, мука, петух, горох. Какой звук вы слышите в начале всех этих слов? (Звук х.) Может звучать не только в начале, но и в середине и в конце слова: муха, кухня, мох, дух, пух, мех, петух.

Б) Показать детям артикуляцию звука х, рассказать, как он образуется. Логопед обращает внимание детей на то, что этот звук произносится с усилием и без голоса, значит он тоже согласный глухой. Звук х в слове может звучать твердо и мягко (хобот, духи). Отдельные дети произносят звук х.

В) Произнесение прямых слогов со звуком х. дети должны повторить ряды слогов со звуком х, соблюдая ту же последовательность (ха-хо-ху-хи, которую задавал логопед.

Г) Анализ и синтез обратных слогов. Сначала проанализировать слоги – ап, ок, ут. Затем слоги ах, ух, ох, имеющие смысловое значение. Логопед выражает образно то восклицание – ах, то усталость – ух, то досаду – эх, то боль – ох.

Задание. Определить количество последовательность звуков в них.

Д) Упражнение на различение звуков х и к. дети должны внимательно слушать и повторять ряды слогов – ха-ка, ка-ха, ха-ка-ха, ку-ху-ку и т. д.

Е) выделение гласных из середины слова. Примерные слова: мох, пух, бах.

Ж) сравнение слов, отличающих одним звуком. Заменить звук к и х (на слох). Какое слово получится? Слова для сравнения: бак-бах, сук-сух, мука-муха.

Произнесение предложений со словами на звук х повести как игру «Кому что надо».

Выставить на доске картинки, на которых изображены: хлеб, халат, хлопушка, петух. Сейчас вы услышите маленькие рассказы. К каждому рассказу должна подходить одна из этих картинок. Вы угадаете и назовете их. Например: «стали дети украшать елку. Повесили много игрушек. Осталось повесить что? (хлопушку)». «Пришел доктор к больному ребенку и что он надел? (халат)». И т. д.

Физкультминутка. 1. «Вот свернулся еж в клубок». 2. «Ванька-встанька». 3. «Делай то, сто говорю, а не то, что показываю».

Чтение рассказов из книги «Букваренок». Логопед читает рассказ, в котором много слов со звуком х. Перед чтением он внимательно предлагает детям внимательно слушать, запомнит, а потом назвать слова со звуком х. Дети называют. Прочитать рассказ о хвостах – кому и для чего он нужен. О чем мы прочитали? (О хвостах.) Сколько звуков х в слове хвостах? Как звучит звук х в слове горох? (Твердо.) а в начале хижина? (Мягко.)

Вывод. Звук х может звучать мягко и твердо и быть в слове в начале, середине и конце.

Знакомство с буквой х.

А) логопед показывает букву х. На то что эта буква? (На верхушке.)

Б) Предложить детям рассмотреть страницу из «Веселых картинок» и прочитать стихи:

Хороша моя верхушка!

Хватит хвастаться, болтушка!

Хлеб

Радо солнцу небушко

Полюшко – подсолнушку.

Рада скатерть – хлебушку:

Он пахнет, как солнышко.

Загадка

Что за дом

Со шнуром,

Даже летом стружка в нем?

(Холодильник.)

После прочтения каждого стихотворения дети называют слова со звуком х, определяют его место в этих словах.

В) Предложить детям изобразить букву х. Дети встают, расставляют ноги шире плеч, руки поднимают вверх и разводят их в стороны. (показывать картинку из книги «Язык родной, дружи со мной».)

Г) Чтение слогов с буквой х по таблице:

А И

У Е

Х О Х Ё

Э Ю

Ы Я

Получаются варианты: прямой открытый слог ха (хи, обратный закрытый слог ах (их, слог из 3-х букв ахи (мха).

Д0 Работа с карточками – вставить пропущенную букву х и прочитать слово: у. а – уху, у. о – ухо.

Упражнение в написание буквы х

А) логопед объявляет, что сейчас на доске будет написано слово, а дети должны подсказывать, какую букву за какой нужно писать: пух, мох, хата.

Б) Предлагает детям написать эти слова карандашом в тетради. Тетрадь (с образцами новой буквы, слова в начале каждой строчки) лежат перед каждым ребенком.

Итог. Какой звук и буквы вы сегодня узнали? Какие слова со звуком х вы запомнили?

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве М Материал: демонстрационный материал,картинки со звуком М,Елена Астафьева: Играем, читаем,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У» Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные) Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ш Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве З Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Х»
Опубликовано: 25 мая 2022 в 15:44
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Х»» (включая файлы) размещена пользователем Богачёва Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД