Богачёва Елена
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Х»
▼ Скачать +Заказ
Тема занятия. Звук и буква Х.
Цель занятия. Познакомить детей со звуком и буквой Х. Четко произносить твердый и мягкий звук Х в слогах, словах и предложениях. Дифференциация звуков Х и К. Анализ и синтеза закрытого слога типа АХ. Чтении односложных и двусложных слов с буквой Х. упражнения в написании буквы Х, слогов и коротких слов с буквой Х в тетрадях.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук и буква Х“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Оборудование. Предметные и сюжетные картинки. Слова, написанные на полосках, буквы, мел, карточки с пропущенными буквами и слогами. Логопедический букварь. Тетради и карандаши.
Ход занятия
Дети заходят в группу, здороваются и садятся на места.
Повторение пройденного.
1. Какие бывают звуки? (Гласные и согласные.) Назовите гласные звуки, найдите буквы в большой кассе и поставьте их на доску на верхнюю полоску. Почему эти звуки мы называем гласными? (Эти звуки можно петь и тянуть.) Какие бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие.) назовите звонкие согласные звуки, найдите буквы и поставьте на доску на нижнюю полоску. Почему мы называем их звонкими согласными? (Звонкие согласные мы произносим с голосом.) Назовите глухие согласные звуки, найдите буквы и поставьте их тоже на нижнюю полоску. Почему мы называем их глухими? (Глухие согласные мы произносим без голоса.)
На доске стоят пройденные буквы: на верхней полоске гласные а, о, у, и, э, ы, и, на нижней полоске согласные м, л, т, к.
2. Работа у доски. Предложить детям: одному – написать мелом на доске слово ток, другому – выложить это слово буквами из большой азбуки. Что можно сделать, чтобы получилось другое слово? (Можно переставить и буква буквы: дети переставляют согласные получается кот). Предлагается другое слово лак – гласную а поменяем на у. Какое слово получится? (Лук.)
3. Логопед предлагает выложить на доске слог ма, затем добавить к нему пройденные буквы, чтобы получилось слово. Вызванный ребенок добавляет одну или две буквы, остальные дети читают. Могут быть следующие варианты: ма + л + о, ма + л + а, ма + к + и, ма + ма и др. аналогично проводится работа с выложенным на доске слогом ко – ко + т + ы, ко + л + ы, ко + м.
4. Логопед раздает детям по одной букве и предлагает составить из них слова. Проводится в виде игры «Найди свое место» выходят дети с буквами и строят слово пол. Как произносится в этом слове звук п? (Твердо.) Предложить детям заменить гласную о на и. Как слово получилось? (Пил.) А как звучит звук п в слове пил? (Мягко.) Почему? (Потому что после нее стоит гласный и, он смягчает все согласные звуки, после которых стоит.) Если к слову пил добавить буква а, то какое слово получится? Дети читают – пила. Сколько слогов в слове пил? (Один.) А в слове пила (Два.)
Закрепить правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Основная часть. Звук и буква х.
А) Логопед предлагает детям самим определить, какой новый звук они будут учить.
Выставляются картинки – хлеб, халат, хорек, хлопок, хлопушка, мука, петух, горох. Какой звук вы слышите в начале всех этих слов? (Звук х.) Может звучать не только в начале, но и в середине и в конце слова: муха, кухня, мох, дух, пух, мех, петух.
Б) Показать детям артикуляцию звука х, рассказать, как он образуется. Логопед обращает внимание детей на то, что этот звук произносится с усилием и без голоса, значит он тоже согласный глухой. Звук х в слове может звучать твердо и мягко (хобот, духи). Отдельные дети произносят звук х.
В) Произнесение прямых слогов со звуком х. дети должны повторить ряды слогов со звуком х, соблюдая ту же последовательность (ха-хо-ху-хи, которую задавал логопед.
Г) Анализ и синтез обратных слогов. Сначала проанализировать слоги – ап, ок, ут. Затем слоги ах, ух, ох, имеющие смысловое значение. Логопед выражает образно то восклицание – ах, то усталость – ух, то досаду – эх, то боль – ох.
Задание. Определить количество последовательность звуков в них.
Д) Упражнение на различение звуков х и к. дети должны внимательно слушать и повторять ряды слогов – ха-ка, ка-ха, ха-ка-ха, ку-ху-ку и т. д.
Е) выделение гласных из середины слова. Примерные слова: мох, пух, бах.
Ж) сравнение слов, отличающих одним звуком. Заменить звук к и х (на слох). Какое слово получится? Слова для сравнения: бак-бах, сук-сух, мука-муха.
Произнесение предложений со словами на звук х повести как игру «Кому что надо».
Выставить на доске картинки, на которых изображены: хлеб, халат, хлопушка, петух. Сейчас вы услышите маленькие рассказы. К каждому рассказу должна подходить одна из этих картинок. Вы угадаете и назовете их. Например: «стали дети украшать елку. Повесили много игрушек. Осталось повесить что? (хлопушку)». «Пришел доктор к больному ребенку и что он надел? (халат)». И т. д.
Физкультминутка. 1. «Вот свернулся еж в клубок». 2. «Ванька-встанька». 3. «Делай то, сто говорю, а не то, что показываю».
Чтение рассказов из книги «Букваренок». Логопед читает рассказ, в котором много слов со звуком х. Перед чтением он внимательно предлагает детям внимательно слушать, запомнит, а потом назвать слова со звуком х. Дети называют. Прочитать рассказ о хвостах – кому и для чего он нужен. О чем мы прочитали? (О хвостах.) Сколько звуков х в слове хвостах? Как звучит звук х в слове горох? (Твердо.) а в начале хижина? (Мягко.)
Вывод. Звук х может звучать мягко и твердо и быть в слове в начале, середине и конце.
Знакомство с буквой х.
А) логопед показывает букву х. На то что эта буква? (На верхушке.)
Б) Предложить детям рассмотреть страницу из «Веселых картинок» и прочитать стихи:
Хороша моя верхушка!
Хватит хвастаться, болтушка!
Хлеб
Радо солнцу небушко
Полюшко – подсолнушку.
Рада скатерть – хлебушку:
Он пахнет, как солнышко.
Загадка
Что за дом
Со шнуром,
Даже летом стружка в нем?
(Холодильник.)
После прочтения каждого стихотворения дети называют слова со звуком х, определяют его место в этих словах.
В) Предложить детям изобразить букву х. Дети встают, расставляют ноги шире плеч, руки поднимают вверх и разводят их в стороны. (показывать картинку из книги «Язык родной, дружи со мной».)
Г) Чтение слогов с буквой х по таблице:
А И
У Е
Х О Х Ё
Э Ю
Ы Я
Получаются варианты: прямой открытый слог ха (хи, обратный закрытый слог ах (их, слог из 3-х букв ахи (мха).
Д0 Работа с карточками – вставить пропущенную букву х и прочитать слово: у. а – уху, у. о – ухо.
Упражнение в написание буквы х
А) логопед объявляет, что сейчас на доске будет написано слово, а дети должны подсказывать, какую букву за какой нужно писать: пух, мох, хата.
Б) Предлагает детям написать эти слова карандашом в тетради. Тетрадь (с образцами новой буквы, слова в начале каждой строчки) лежат перед каждым ребенком.
Итог. Какой звук и буквы вы сегодня узнали? Какие слова со звуком х вы запомнили?