Ольга Афанасьева
Конспект занятия «Знакомство с народными игрушками» по речевому развитию детей в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять представление детей о народных игрушках.
Образовательные задачи:
- продолжать знакомить с устным народным творчеством;
- учить, рассматривая предметы, рассказывать о них называя цвет, форму, материал;
- учить отвечать на вопросы полным ответом;
- закрепить умение отгадывать загадки;
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с народными игрушками“ по речевому развитию детей в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- продолжать знакомить с чистоговорками, учить чётко их проговаривать.
- развивать познавательный интерес, любознательность;
- развивать логическое мышление;
- развивать память, внимание, координацию движения;
- развивать навыки словообразования; речевое дыхание;
- активизировать словарь детей.
Воспитательные задачи:
- воспитывать патриотическое чувство через знакомство с народной игрушкой, а также бережного к ней отношения.
Материал: народные игрушки (матрешка, свистулька, козлик, куклы тряпичная и соломенная, гриб, сундук.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Вводная часть:
Воспитатель: «Слушай, садичный народ, собирайся в хоровод».
- Ребята, вы любите ходить в гости? (ответы детей)
- Я тоже очень люблю. Как раз сегодня утром по телефону я получила такое приглашение.
- Хотите узнать от кого пришло приглашение? Отгадайте-ка, ребятки, интересную загадку:
«Раскрывается игрушка.
Глянь, а в ней ещё подружка.
В сарафанчике с горошком,
Называется?» (Матрёшка).
- Конечно, это всем знакомая русская матрёшка. Вот она. (Показ).
- Пойдёмте со мной в гости к матрёшке.
- Проходите, гости дорогие, присаживайтесь! (Сели на стулья).
Основная часть:
- На Руси всегда было много мастеров, которые своим умением и талантом прославили русскую землю:
«Россия наша славится
Расписными ложками,
А ещё гордится -
Русскими матрёшками». (Выставить).
- Расскажите, какая она - русская матрёшка? (Яркая, красивая, расписная, деревянная, складная, в красивом сарафане, в платочке).
- А вы знаете, какой секрет спрятан в матрёшке? (Она раскладывается и внутри первой куклы есть много других - поменьше). (Показ 6 штук).
- Из большой маленькая сестрица появляется.
- Из какого материала сделаны матрёшки? (Из дерева).
- Чем похожи они друг на друга?
- Чем отличаются? (Размер, цвет.).
- Ребята, Матрёшки, очень любят играть на русских народных инструментах : ложках, балалайке, гармошке. Но когда их рядом нет, то играют они на пальчиках. Приготовьте и вы свои руки.
Пальчиковая гимнастика
У Матрёшкиной сестрицы (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного по левой ладони)
По деревне небылицы: (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного по правой ладони)
Ходит утка в юбке, (загибать пальцы на правой ладони на название каждого животного)
В тёплом полушубке.
Курочка - в берете,
Петушок - в жилете,
Кошка - в сарафане,
Заинька - в кафтане.
Ну, а всех пригоже - (ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками).
Корова в рогоже!
- А вы знаете, ребята, у Матрёшки есть волшебный сундук. Вот он. В нём она хранит свои самые любимые игрушки. Давайте их посмотрим.
- Что это за игрушки? (Ответы детей)
- Ребята, давайте поиграем с этими игрушками. Но игра это будут непростая, а словесная.
1-2-3-4-5 начинаем мы играть.
- Игра называется: «Из чего сделаны игрушки».
- Птица-свистулька (Из глины). Она какая? (Глиняная).
- Козлик (Из глины). Он какой? (Глиняный).
- Кукла (Из лоскутов ткани, тряпочек). Она какая? (Тряпичная).
- Кукла (Из соломы). Она какая? (Соломенная).
- Матрёшка (Из дерева). Она какая? (Деревянная).
- Гриб (Из дерева). Он какой? (Деревянный).
- А как называются такие игрушки? (Народные игрушки)
- Правильно ребята, это народные игрушки. В старину дети играли вот в такие игрушки.
- Матрёшка ласково называет свои игрушки. Давайте и мы их назовем ласково.
Игра «Назови ласково»
Свистулька – свистулечка, козел – козлик, кукла – куколка, матрешка – матрешечка, гриб – грибочек.
- Посмотрите на Матрёшку. Какая она бодрая, весёлая, румяная. Я знаю один секрет: она всегда делает зарядку.
- Хотите научиться? Тогда делайте вместе со мной:
Физминутка
«Вы Матрёшкину зарядку
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте. Улыбнитесь.
Влево - вправо повернитесь.
Ну-ка, плечи распрямите.
Поднимите - опустите.
На ножки сели - встали
Сели - встали
И на месте зашагали
1-2-3-4-5
Зашагаем мы опять».
- Усядемся на пригорке, да расскажем Матрёшке чистоговорку.
- А для того, чтобы чётко проговаривать слова, надо размять язычок. Давайте все дружно его заведём, р-р-р-р-р-р.
- Молодцы. А вот и чистоговорка:
«Шли Матрёшки по дорожке
Было их немножечко:
Две Матрёны, Три Матрёшки
И одна Матрёшечка».
- Все вместе повторим.
- Кто хочет сам чётко проговорить? (2-3 ребенка).
- Молодцы!
- Матрёшка - кукла весёлая. Любит петь, танцевать, и с ребятами в русские народные игры играть.
- Итак, русская народная игра «У медведя во бору».
Воспитатель выбирает «медведя». Игра проводится 2 раза.
- Матрёшке очень понравилось с вами играть. И как радушная, хорошая хозяйка она угощает вас баранками. (угостить после занятия)
- Пришло время расставаться,
Но не будем унывать.
В гости мы придем опять.
До свидания, Матрёшка!
Заключительная часть
- Дети, где вы побывали?
- Что вы узнали?
- Понравилось вам в гостя? Что понравилось больше всего?
- Обязательно пригласим в следующий раз Матрёшку к себе в гости.
- А сейчас мойте руки, будем пить чай с баранками.