Галия Саттарова
Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию: «Мир каргопольской игрушки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию : «Мир каргопольской игрушки» в средней группе
Цель: Познакомить с историей возникновения каргопольской игрушки, вызвать интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку, обратить внимание на её красоту и забавный характер, который с любовью передают каргопольские мастера.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию: „Мир каргопольской игрушки“ в средней группе» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Каргопольская игрушка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Задачи:
Образовательные:
• расширять представления детей о народных игрушках;
• познакомить детей с историей возникновения каргопольской игрушки, их узорами, разнообразием;
• пополнять и обогащать словарь детей (ярмарка, каргопольская игрушка, народные игрушки, узоры, роспись).
Развивающие :
• развивать социально – коммуникативные навыки;
• развивать связную речь детей;
• развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление, двигательную активность, творческое воображение.
Воспитательные:
• воспитывать интерес, любознательность к искусству, через ознакомление с различными видами народных игрушек;
• проявлять уважение к людям труда;
• воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Оборудование: ноутбук, иллюстрации с народными игрушками (дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки, игрушки, раскраски с народными игрушками, картинки с узорами, лото «чудо - узоры», загадки и стихи о народных игрушках.
Ход НОД
Организационный момент (звучит закличка, записанная на флешке) :
Собирайся народ,
Вас ярмарка зовёт!
А на ярмарке что есть,
Вам всего не перечесть.
Птички, зайчики, вертушки,
Куклы, мишки, погремушки…
Разные игрушки покажем,
Их историю расскажем!
Воспитатель: Ребята, кто знает, куда нас закличка пригашает?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Правильно, нас ярмарка ждёт. А вы знаете, что такое ярмарка? Ещё с давних времён у русского народа есть обычай – устраивать ярмарки. На ярмарке люди не только предлагали и покупали товары: расписную посуду, разные сладости, игрушки, но и пели, танцевали, веселились. И мы с вами оказались сегодня на самой настоящей ярмарке. Ну что же, давайте посмотрим, что она для нас приготовила. Дети подходят к столу, на котором, находятся дымковские, филимоновские и каргопольские игрушки. С дымковскими и филимоновскими игрушками дети уже знакомы.
Воспитатель: Ребята, назовите игрушки, которые вам знакомы.
Дети: называют.
Игра «Найди пару. Почини игрушку» под оживлённую музыку
(каждый ребёнок получает либо узор народной росписи, либо какую – то предметную картинку с дымковской или филимоновской игрушкой, на которой не хватает части узора. Задача детей: найти недостающий элемент игрушки, встать парами).
Воспитатель: У каждого из вас или картинки с игрушками, где не хватает узора, или узор к какой – либо игрушке, пока звучит музыка, надо найти себе пару, починить дымковские и филимоновские игрушки.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, все справились. Ребята, тут ещё игрушки на подносе остались. Вы знаете, как они называются?
Дети: нет.
Воспитатель: это каргопольские игрушки (показ глиняных фигурок – игрушек). Это люди, животные (кони, медведи, олени, сказочные герои). Самая популярная каргопольская игрушка – это Полкан – получеловек - полуконь. дети стоят в кругу, рассматривают игрушку, Полкана, аккуратно передавая её по кругу).
Показ презентации и рассказ воспитателя о каргопольских игрушках.
Воспитатель: давайте сядем за столы и внимательно посмотрим презентацию о каргопольских игрушках.
Каргопольские игрушки не спутаешь ни с какими другими. Размером они с ладонь, но если на них долго смотреть, то они кажутся огромными великанами. Раньше каргопольскую игрушку лепили в селе Гриневе, а теперь в городе Каргополе Архангельской области, где сейчас находится предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Давным-давно, из местной красной глины в Каргополе начали делать посуду, а из остатков глины стали делать игрушки. С давних времен жители этого города и ближайших окрестных деревень летом держали скот, занимались земледелием, выращивали хлеб, а осенью, зимой и весной делали глиняную посуду, жили крестьяне очень бедно, поэтому своим детям они мастерили игрушки из остатков глины. Изготавливали их особым – «обварным» способом: 1. Лепили фигурку; 2. обжигали; 3. погружали в густой мучной раствор – болтушку. Мука пригорала и оставляла на светлой игрушке чёрный кружевной узор. Основные цвета росписи: чёрный, красный, жёлтый, бледно-зелёный, синий. Основной узор – это крупные круги и овалы с обводкой другим цветом, так же используются точки, линии, разноцветные чёрточки. Элементы орнамента: круги, кресты и стрелы олицетворяли солнце и тепло, прямые или волнистые линии — воду, колосья, зерна и другие растительные узоры — землю и богатый урожай. Известные мастера - Иван Дружинин из деревни Гринёво и Ульяна Бабкина. В 2003 году в Каргополе открылся дом-музей семьи Шевелёвых — целой династии гончаров-игрушечников, которые занимаются этим ремеслом по сей день. В музее проводят мастер-классы по лепке и раскрашиванию для всех желающих, а в городской школе искусств детей обучают изготовлению традиционных игрушек.
Физкультминутка - игра «Платочек» под музыку
Воспитатель: Давайте немного отдохнём, ведь на ярмарку люди приходили не только свой товар показать и продать, но и повеселиться, поиграть. Вот платочек расписной. Он волшебный - не простой. Будет платочек с детьми играть, всех собою накрывать. Дети под музыку танцуют. По окончанию музыки приседают и закрывают глаза. Ведущий накрывает платком ребенка и говорит: «Раз, два, три. Кто же спрятался внутри?» Дети отгадывают.
Подведение итогов занятия
Воспитатель: садитесь на стулья и послушайте стихотворение о каргопольской игрушке. Внимательно слушайте и запоминайте, какие игрушки встретятся в стихотворении.
Каргополь умел работать
И умел повеселить.
Для детишек – ребятишек
Мог игрушку смастерить.
Выбирал там мастер сказку –
Был его весёлым нрав!
Вот медведь глядит с опаской,
В танце на ногу припав.
Хочешь сам слепить такого?
Вот собачки, вот Полкан,
Бородатые кентавры
И смешной Тяни – толкай!
Удивляется Диана’ :
«Как поскачет он такой? –
И рассматривает рьяно, -
Конь с двойною головой?
Буду я лепить такого!» -
И усердно глину мнёт,
И вытягивает шейку,
Ножкам форму придаёт.
Кира выбрала Полкана
И задумалась слегка,
Как же вылепить такого
Из единого куска,
Лучше сформовать как шляпку
И бородку прилепить, -
Каргопольскую науку
На игрушке применить.
Юля с Натой лепят смело
Их кентавр могуч и крут
С глиной действовать умело
Руки их не устают.
Как занятье пролетело
Не заметили в делах.
А весёлые игрушки
Гордо встали на столах.
Ждёт их печка после сушки
В печке станут кирпичом
Глиняные шейки. ушки
И вода им нипочем!
Их распишут детки ярко
Изучив цветной узор.
Мамы наши от подарка
Оторвать не смогут взор!
Воспитатель: Понравилось вам ребята стихотворение? О чем в нем рассказывается? Как называются эти игрушки? Кто запомнил названия игрушек? Вот и солнышко за тучку скрылось. Наша ярмарка закрылась. Приходите снова к нам. Рады мы всегда гостям.
Рефлексия с волшебным Колпачком
Воспитатель: Кому надену колпачок, тот отвечает на вопрос.
• Где мы сегодня были?
• К каким игрушкам подбирали пары?
• О каких ещё игрушках сегодня узнали?
• Где изготавливают эти игрушки?
• Из какого материала их изготавливают?
• Какие цвета выбирают мастера для своих игрушек?
• Какие узоры вы запомнили?
• Хотите ли вы ещё побывать на ярмарке?
• О чём хотите узнать в следующий раз?
Приложение
Стихотворение Ольга Шарко
Ах, игрушки Каргополья,
Как люблю смотреть на вас!
Развесёлое раздолье,
Ярких красок перепляс!
Вы как будто не из глины,
А из сказки созданы,
И с далёких пор былинных
Нам для радости даны.
Бережёт нас Берегиня,
Охраняет Конь-Полкан –
Самый сильный и поныне
Справедливый великан,
Ну, а если надо очень
Чтобы в жизни повезло –
Конь двуглавый днём и ночью
Различит добро и зло.
Дарят людям тарарушки
Мир и счастье сотни лет!
Каргопольские игрушки,
Лучше вас на свете нет!
Тарарушка – диалектное название игрушки в северных областях России. Возникло от слова тарарай – шутник, забавник, сказочник.
Дидактическая игра «Заплатки»
Цель: Умение детей подбирать по цвету и форме недостающие элементы изображения филимоновских, дымковских и каргопольских игрушек. Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия.
Методическое сопровождение: картинки филимоновских, дымковских и каргопольских игрушек с недостающими элементами (вырезаны кружки, недостающие элементы картинок.
Ход игры. В игре участвуют один и более игроков (по количеству картинок). Дети выбирают одну или несколько картинок. «Заплатки» выкладывают в середину стола лицевой стороной вверх. Игроки подбирают к «дырке» подходящую «заплатку». Накладывают недостающий кружок на картинку. Тот ребёнок, кто «зашьёт» больше «дырок», побеждает в игре.
Дидактическая игра «Волшебный сундучок»
Цель: Умение детей группировать изображения русских народных игрушек по видам росписей. Способствовать развитию художественного вкуса.
Задачи:
• Формировать представления детей о русских народных промыслах (каргопольском, филимоновском, дымковском.)
• Умение детей определять характерные черты каждого из видов народного искусства, группировать картинки по сходству.
Методическое сопровождение:
коробка, оформленная в стилистике народных узоров; широкие полосы различного цвета, картинки с изображением изделий народных умельцев (5-10 шт. каждого вида промысла).
Ход игры. В игре участвуют от одного до 6-8 игроков (по количеству заготовленных полос и картинок). Чок-чок-чок, открывайся сундучок! Сундучок открывается, игра начинается. Дети выбирают одну широкую полосу любого цвета – «полочку» волшебного сундучка. Картинки выкладываются в середине стола тыльной стороной вверх. В соответствии с заданием воспитателя или водящего, дети «ставят на полочку изделия народных умельцев» - раскладывают на полосу картинки. Кто правильно и быстро выполнит задание, тот победил.
Варианты заданий:
Поставь на полочку филимоновские игрушки. Поставь на полочку фигурки животных и назови вид народного промысла. Подобрать картинки с изображением изделий одного промысла. Подобрать картинки с изображением животных в различных народных промыслах. Подобрать картинки с изображением людей в различных народных промыслах.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Цели:
• Умение детей собирать целостное изображение игрушек из частей.
• Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия, мелкой моторики кисти ребёнка.
Методическое сопровождение: картинки большого размера с целостным изображением композиций игрушек; детали небольшого размера с фрагментами картинок.
Ход игры.
В игре участвуют один и более игроков (по количеству картинок).
Везли игрушки на базар,
Да рассыпали товар.
Все игрушки сломались,
Лишь осколки нам остались.
Вы, ребятки, не зевайте,
А осколки собирайте.
Дети выбирают понравившуюся картинку и составляют изображение из более мелких деталей. Тот ребёнок, который выполнит работу правильно и быстро, побеждает.
Игра может проходить в несколько этапов (от простого к сложному) :
• составление изображения путём накладывания деталей на картинку;
• составление изображения путём складывания деталей на столе, картинка служит образцом;
• составление изображения из деталей по памяти.
Дидактическая игра «Трафареты»
Цель: Умение детей повторять форму филимоновских игрушек, узнавать элементы филимоновской, дымковской, каргопольской росписи. Ознакомление с техникой исполнения узоров народных игрушек.
Методическое сопровождение: плоскостные силуэты народных игрушек, украшенные росписью; листы белой бумаги, цветные карандаши, гуашь, кисти разного размера, подставки для кисточек, баночки с водой, бумажные и матерчатые салфетки.
Ход игры.
В игре участвуют один и более игроков (по количеству подготовленных силуэтов). Ребёнок выбирает понравившийся трафарет, прокладывает его к листу бумаги и обводит. Затем раскрашивает свою работу, используя трафарет как образец.
• Первоначально ребёнок повторяет элементы росписи. Воспитатель хвалит работу, обращает внимание ребёнка на точность повторения элементов узора.
• Затем ребёнок добавляет свои элементы в украшение игрушки. Воспитатель отмечает удачное решение в рисунке.
• Наконец, ребёнок самостоятельно украшает игрушку по мотивам народной росписи. Воспитатель поддерживает творческое применение полученных умений.
Литература, в помощь воспитателям и родителям.
• Каргопольская игрушка. Народное искусство детям. Издательство: «Мозаика – Синтез», 2017г.
• Клиентов А. «Народные промыслы»
• Каменева Е. «Волшебная глина»
• Серия альбомов-раскрасок И. Лыковой:
Небесная гжель. Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. Каргопольская игрушка и др.