МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию: «Мир каргопольской игрушки» в средней группе

Галия Саттарова
Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию: «Мир каргопольской игрушки» в средней группе

Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию : «Мир каргопольской игрушки» в средней группе

Цель: Познакомить с историей возникновения каргопольской игрушки, вызвать интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку, обратить внимание на её красоту и забавный характер, который с любовью передают каргопольские мастера.

Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию: „Мир каргопольской игрушки“ в средней группе» размещена в разделах

Задачи:

Образовательные:

• расширять представления детей о народных игрушках;

познакомить детей с историей возникновения каргопольской игрушки, их узорами, разнообразием;

• пополнять и обогащать словарь детей (ярмарка, каргопольская игрушка, народные игрушки, узоры, роспись).

Развивающие :

развивать социально – коммуникативные навыки;

развивать связную речь детей;

развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление, двигательную активность, творческое воображение.

Воспитательные:

• воспитывать интерес, любознательность к искусству, через ознакомление с различными видами народных игрушек;

• проявлять уважение к людям труда;

• воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование: ноутбук, иллюстрации с народными игрушками (дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки, игрушки, раскраски с народными игрушками, картинки с узорами, лото «чудо - узоры», загадки и стихи о народных игрушках.

Ход НОД

Организационный момент (звучит закличка, записанная на флешке) :

Собирайся народ,

Вас ярмарка зовёт!

А на ярмарке что есть,

Вам всего не перечесть.

Птички, зайчики, вертушки,

Куклы, мишки, погремушки…

Разные игрушки покажем,

Их историю расскажем!

Воспитатель: Ребята, кто знает, куда нас закличка пригашает?

Дети: отвечают.

Воспитатель: Правильно, нас ярмарка ждёт. А вы знаете, что такое ярмарка? Ещё с давних времён у русского народа есть обычай – устраивать ярмарки. На ярмарке люди не только предлагали и покупали товары: расписную посуду, разные сладости, игрушки, но и пели, танцевали, веселились. И мы с вами оказались сегодня на самой настоящей ярмарке. Ну что же, давайте посмотрим, что она для нас приготовила. Дети подходят к столу, на котором, находятся дымковские, филимоновские и каргопольские игрушки. С дымковскими и филимоновскими игрушками дети уже знакомы.

Воспитатель: Ребята, назовите игрушки, которые вам знакомы.

Дети: называют.

Игра «Найди пару. Почини игрушку» под оживлённую музыку

(каждый ребёнок получает либо узор народной росписи, либо какую – то предметную картинку с дымковской или филимоновской игрушкой, на которой не хватает части узора. Задача детей: найти недостающий элемент игрушки, встать парами).

Воспитатель: У каждого из вас или картинки с игрушками, где не хватает узора, или узор к какой – либо игрушке, пока звучит музыка, надо найти себе пару, починить дымковские и филимоновские игрушки.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, все справились. Ребята, тут ещё игрушки на подносе остались. Вы знаете, как они называются?

Дети: нет.

Воспитатель: это каргопольские игрушки (показ глиняных фигурок – игрушек). Это люди, животные (кони, медведи, олени, сказочные герои). Самая популярная каргопольская игрушка – это Полкан – получеловек - полуконь. дети стоят в кругу, рассматривают игрушку, Полкана, аккуратно передавая её по кругу).

Показ презентации и рассказ воспитателя о каргопольских игрушках.

Воспитатель: давайте сядем за столы и внимательно посмотрим презентацию о каргопольских игрушках.

Каргопольские игрушки не спутаешь ни с какими другими. Размером они с ладонь, но если на них долго смотреть, то они кажутся огромными великанами. Раньше каргопольскую игрушку лепили в селе Гриневе, а теперь в городе Каргополе Архангельской области, где сейчас находится предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Давным-давно, из местной красной глины в Каргополе начали делать посуду, а из остатков глины стали делать игрушки. С давних времен жители этого города и ближайших окрестных деревень летом держали скот, занимались земледелием, выращивали хлеб, а осенью, зимой и весной делали глиняную посуду, жили крестьяне очень бедно, поэтому своим детям они мастерили игрушки из остатков глины. Изготавливали их особым – «обварным» способом: 1. Лепили фигурку; 2. обжигали; 3. погружали в густой мучной раствор – болтушку. Мука пригорала и оставляла на светлой игрушке чёрный кружевной узор. Основные цвета росписи: чёрный, красный, жёлтый, бледно-зелёный, синий. Основной узор – это крупные круги и овалы с обводкой другим цветом, так же используются точки, линии, разноцветные чёрточки. Элементы орнамента: круги, кресты и стрелы олицетворяли солнце и тепло, прямые или волнистые линии — воду, колосья, зерна и другие растительные узоры — землю и богатый урожай. Известные мастера - Иван Дружинин из деревни Гринёво и Ульяна Бабкина. В 2003 году в Каргополе открылся дом-музей семьи Шевелёвых — целой династии гончаров-игрушечников, которые занимаются этим ремеслом по сей день. В музее проводят мастер-классы по лепке и раскрашиванию для всех желающих, а в городской школе искусств детей обучают изготовлению традиционных игрушек.

Физкультминутка - игра «Платочек» под музыку

Воспитатель: Давайте немного отдохнём, ведь на ярмарку люди приходили не только свой товар показать и продать, но и повеселиться, поиграть. Вот платочек расписной. Он волшебный - не простой. Будет платочек с детьми играть, всех собою накрывать. Дети под музыку танцуют. По окончанию музыки приседают и закрывают глаза. Ведущий накрывает платком ребенка и говорит: «Раз, два, три. Кто же спрятался внутри?» Дети отгадывают.

Подведение итогов занятия

Воспитатель: садитесь на стулья и послушайте стихотворение о каргопольской игрушке. Внимательно слушайте и запоминайте, какие игрушки встретятся в стихотворении.

Каргополь умел работать

И умел повеселить.

Для детишек – ребятишек

Мог игрушку смастерить.

Выбирал там мастер сказку –

Был его весёлым нрав!

Вот медведь глядит с опаской,

В танце на ногу припав.

Хочешь сам слепить такого?

Вот собачки, вот Полкан,

Бородатые кентавры

И смешной Тяни – толкай!

Удивляется Диана’ :

«Как поскачет он такой? –

И рассматривает рьяно, -

Конь с двойною головой?

Буду я лепить такого!» -

И усердно глину мнёт,

И вытягивает шейку,

Ножкам форму придаёт.

Кира выбрала Полкана

И задумалась слегка,

Как же вылепить такого

Из единого куска,

Лучше сформовать как шляпку

И бородку прилепить, -

Каргопольскую науку

На игрушке применить.

Юля с Натой лепят смело

Их кентавр могуч и крут

С глиной действовать умело

Руки их не устают.

Как занятье пролетело

Не заметили в делах.

А весёлые игрушки

Гордо встали на столах.

Ждёт их печка после сушки

В печке станут кирпичом

Глиняные шейки. ушки

И вода им нипочем!

Их распишут детки ярко

Изучив цветной узор.

Мамы наши от подарка

Оторвать не смогут взор!

Воспитатель: Понравилось вам ребята стихотворение? О чем в нем рассказывается? Как называются эти игрушки? Кто запомнил названия игрушек? Вот и солнышко за тучку скрылось. Наша ярмарка закрылась. Приходите снова к нам. Рады мы всегда гостям.

Рефлексия с волшебным Колпачком

Воспитатель: Кому надену колпачок, тот отвечает на вопрос.

• Где мы сегодня были?

• К каким игрушкам подбирали пары?

• О каких ещё игрушках сегодня узнали?

• Где изготавливают эти игрушки?

• Из какого материала их изготавливают?

• Какие цвета выбирают мастера для своих игрушек?

• Какие узоры вы запомнили?

• Хотите ли вы ещё побывать на ярмарке?

• О чём хотите узнать в следующий раз?

Приложение

Стихотворение Ольга Шарко

Ах, игрушки Каргополья,

Как люблю смотреть на вас!

Развесёлое раздолье,

Ярких красок перепляс!

Вы как будто не из глины,

А из сказки созданы,

И с далёких пор былинных

Нам для радости даны.

Бережёт нас Берегиня,

Охраняет Конь-Полкан –

Самый сильный и поныне

Справедливый великан,

Ну, а если надо очень

Чтобы в жизни повезло –

Конь двуглавый днём и ночью

Различит добро и зло.

Дарят людям тарарушки

Мир и счастье сотни лет!

Каргопольские игрушки,

Лучше вас на свете нет!

Тарарушка – диалектное название игрушки в северных областях России. Возникло от слова тарарай – шутник, забавник, сказочник.

Дидактическая игра «Заплатки»

Цель: Умение детей подбирать по цвету и форме недостающие элементы изображения филимоновских, дымковских и каргопольских игрушек. Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия.

Методическое сопровождение: картинки филимоновских, дымковских и каргопольских игрушек с недостающими элементами (вырезаны кружки, недостающие элементы картинок.

Ход игры. В игре участвуют один и более игроков (по количеству картинок). Дети выбирают одну или несколько картинок. «Заплатки» выкладывают в середину стола лицевой стороной вверх. Игроки подбирают к «дырке» подходящую «заплатку». Накладывают недостающий кружок на картинку. Тот ребёнок, кто «зашьёт» больше «дырок», побеждает в игре.

Дидактическая игра «Волшебный сундучок»

Цель: Умение детей группировать изображения русских народных игрушек по видам росписей. Способствовать развитию художественного вкуса.

Задачи:

• Формировать представления детей о русских народных промыслах (каргопольском, филимоновском, дымковском.)

• Умение детей определять характерные черты каждого из видов народного искусства, группировать картинки по сходству.

Методическое сопровождение:

коробка, оформленная в стилистике народных узоров; широкие полосы различного цвета, картинки с изображением изделий народных умельцев (5-10 шт. каждого вида промысла).

Ход игры. В игре участвуют от одного до 6-8 игроков (по количеству заготовленных полос и картинок). Чок-чок-чок, открывайся сундучок! Сундучок открывается, игра начинается. Дети выбирают одну широкую полосу любого цвета – «полочку» волшебного сундучка. Картинки выкладываются в середине стола тыльной стороной вверх. В соответствии с заданием воспитателя или водящего, дети «ставят на полочку изделия народных умельцев» - раскладывают на полосу картинки. Кто правильно и быстро выполнит задание, тот победил.

Варианты заданий:

Поставь на полочку филимоновские игрушки. Поставь на полочку фигурки животных и назови вид народного промысла. Подобрать картинки с изображением изделий одного промысла. Подобрать картинки с изображением животных в различных народных промыслах. Подобрать картинки с изображением людей в различных народных промыслах.

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Цели:

• Умение детей собирать целостное изображение игрушек из частей.

• Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия, мелкой моторики кисти ребёнка.

Методическое сопровождение: картинки большого размера с целостным изображением композиций игрушек; детали небольшого размера с фрагментами картинок.

Ход игры.

В игре участвуют один и более игроков (по количеству картинок).

Везли игрушки на базар,

Да рассыпали товар.

Все игрушки сломались,

Лишь осколки нам остались.

Вы, ребятки, не зевайте,

А осколки собирайте.

Дети выбирают понравившуюся картинку и составляют изображение из более мелких деталей. Тот ребёнок, который выполнит работу правильно и быстро, побеждает.

Игра может проходить в несколько этапов (от простого к сложному) :

• составление изображения путём накладывания деталей на картинку;

• составление изображения путём складывания деталей на столе, картинка служит образцом;

• составление изображения из деталей по памяти.

Дидактическая игра «Трафареты»

Цель: Умение детей повторять форму филимоновских игрушек, узнавать элементы филимоновской, дымковской, каргопольской росписи. Ознакомление с техникой исполнения узоров народных игрушек.

Методическое сопровождение: плоскостные силуэты народных игрушек, украшенные росписью; листы белой бумаги, цветные карандаши, гуашь, кисти разного размера, подставки для кисточек, баночки с водой, бумажные и матерчатые салфетки.

Ход игры.

В игре участвуют один и более игроков (по количеству подготовленных силуэтов). Ребёнок выбирает понравившийся трафарет, прокладывает его к листу бумаги и обводит. Затем раскрашивает свою работу, используя трафарет как образец.

• Первоначально ребёнок повторяет элементы росписи. Воспитатель хвалит работу, обращает внимание ребёнка на точность повторения элементов узора.

• Затем ребёнок добавляет свои элементы в украшение игрушки. Воспитатель отмечает удачное решение в рисунке.

• Наконец, ребёнок самостоятельно украшает игрушку по мотивам народной росписи. Воспитатель поддерживает творческое применение полученных умений.

Литература, в помощь воспитателям и родителям.

Каргопольская игрушка. Народное искусство детям. Издательство: «Мозаика – Синтез», 2017г.

• Клиентов А. «Народные промыслы»

• Каменева Е. «Волшебная глина»

• Серия альбомов-раскрасок И. Лыковой:

Небесная гжель. Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. Каргопольская игрушка и др.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «В. П. Катаев «Цветик — семицветик»Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «В. П. Катаев «Цветик — семицветик» Интегрированное занятие по речевому развитию (ознакомление детей с художественной литературой) в старшей группе на тему: В. П. Катаев «Цветик.

Конспект интегрированного коллективного занятия по речевому развитию «Для чего нам нужен дом» с детьми 2–3 летКонспект интегрированного коллективного занятия по речевому развитию «Для чего нам нужен дом» с детьми 2–3 лет Направление: речевое развитие. Тема: Для чего нам нужны дома. Педагогические цели: закреплять знания детей о частях дом (подъезд, лестница,.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе «Пчёлки спешат на помощь» Конспект интегрированного занятия на тему: «Пчёлки спешат на помощь» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование математических.

Интегрированное занятие по речевому развитию в старшей группе «Все профессии важны, все профессии нужны. Инструменты» Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны. Инструменты». Цели: Познавательные: формировать познавательную сферу, расширять и укреплять.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Описание игрушки»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Описание игрушки» Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Описание игрушки» Цель: учить составлять описательный рассказ об игрушках, используя.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в лес» в средней группе Цель: -Закрепить знания детей о лесе, о диких животных. - Активизировать и расширить словарь по данной теме. - Углубить и систематизировать.

Конспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗКонспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей составлять описательный рассказ.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Зимние забавы» Конспект занятия познавательного развития в средней группе: «Зимние забавы» Цель: - Повторить с детьми признаки и особенности зимы; закреплять.

Конспект занятия в первой младшей группе по речевому развитию «Игрушки» Конспект занятия в первой младшей группе по речевому развитию «Игрушки» Елена Долгих Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное.

Видео и конспект индивидуального занятия по речевому развитию в средней группе «Домашние животные»Видео и конспект индивидуального занятия по речевому развитию в средней группе «Домашние животные» Цель: создать условия для уточнения и знаний о домашних животных. Задачи: -Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных и их детенышах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию: «Мир каргопольской игрушки» в средней группе
Опубликовано: 20 декабря 2020 в 17:07
+105Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД