Гнездина Наталья
Конспект занятия «Экспериментирование с воздухом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение и знание детей о свойствах воздуха.
Задачи:
1. Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах.
2. Учить детей делать выводы в процессе экспериментирования.
3. Расширять словарный запас детей.
4. Воспитывать желание познавать окружающий мир.
Оборудование: мультимедийная презентация, веер, полиэтиленовые пакеты, пластиковые стаканчики, одноразовые трубочки на каждого ребенка.
Ход занятия:
1. Орг. момент
Воспитатель:
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
Публикация «Конспект занятия „Экспериментирование с воздухом“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!
А удача нам сегодня очень нужна, потому что мы будем заниматься очень важным делом, а вот каким…узнаете из загадки.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе. Сегодня нам предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает. Чтоб это увидеть давайте представим, что мы с вами настоящие ученые-исследователи, которые работают в лаборатории. Кто знает, что делают в лаборатории?
Дети: проводят опыты, ставят эксперименты
Воспитатель: молодцы, тогда ответьте мне на вопрос для чего нам нужен воздух?
Дети: Воздух нам нужен, чтобы дышать
Воспитатель: Какие свойства воздуха вы знаете?
Дети: прозрачный, невидимый, теплый, холодный и т. д.
Воспитатель: Правильно ребята. На земле существуют 4 стихии может вы знаете какие? Ответы (вода, огонь, земля и воздух) Вот воздух – это самая таинственная из всех стихий. Землю, огонь, воду, мы можем увидеть и почувствовать, а вот воздух нет. Наша планета Земля окружена со всех сторон толстой удивительной воздушной оболочкой, которая называется атмосфера. Атмосфера спасает нашу планету от переохлаждения ночью и от перегрева днем.
Воспитатель: Ребята, а вы можете доказать, что в нашей лаборатории есть воздух?
Дети: Можем, мы им дышим, значит здесь есть воздух.
Воспитатель: А кто из вас, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами мы в этом убедимся.
Опыт № 1 Невидимый воздух
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: А свой пакет я проколю булавкой, подставляйте ладошки, что вы чувствуете?
Дети: как из пакета выходит воздух
Воспитатель: Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Сейчас я помашу на вас веером. Что вы ощущаете? На что похоже?
Дети: На ветер
Воспитатель: Да, ребята, воздух невидим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок или поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Вот и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
Опыт № 2 Все живое дышит
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас?
Дети: Есть
Воспитатель: Вы уверены? Попробуйте мне доказать.
Дети: мы дуем, дышим.
Воспитатель: правильно давайте докажем, что внутри нас действительно есть воздух. Мы с вами сейчас убедимся. Перед вами стакан с водой и трубочка. Делаем вдох ртом и выдыхаем в трубочку. Что наблюдаем?
Дети: Воздух выходит из воды в виде воздушных пузырьков.
Воспитатель: А давайте попробуем сделать глубокий вдох и на несколько секунд задержать дыхание. Что вы почувствовали? Сложно?
Дети: нам было некомфортно
Воспитатель: И мне тоже. А вы знаете, что человек может прожить без еды 30 дней, без воды 7 дней?
Дети: не знаем
Воспитатель: Да, это правда. А без воздуха человек может прожить всего несколько минут. Воздух необходим для жизни всему живому. Вот поэтому водолазы, когда собираются нырять, глубоко под воду, и космонавты, когда отправляются в полет, берут запасы воздуха в специальных баллонах. (слайд 2 с космонавтом и водолазом)
Физкультминутка
Воспитатель: А теперь я предлагаю сыграть в игру с воздухом. Давайте все встанем со своих рабочих мест и разделимся на 2 команды. Первая команда будет запускать мыльные пузыри, а вторая команда, когда услышит слово «взлетит» будет дуть на них, чтобы они взлетели как можно выше. А когда услышит слово «поймать» будет стараться лопнуть пузырь.
Мы надуем все пузырь
Мыльный и воздушный
В небо быстро он взлетит
И разгонит тучки
Побежим мы по дорожке,
Захотим его поймать
Но пузырь летит так быстро
И его нам не догнать.
Воспитатель: когда мы запускали мыльные пузыри, чем мы их наполняли?
Дети: воздухом
Воспитатель: В каждом пузыре есть воздух. Мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от палочки, так получаются легкие мыльные пузыри. А когда мы их лопали, воздух выходил из мыльной пленки.
Воспитатель: А теперь я предлагаю пройти к столу с оборудованием.
Опыт № 3 Воздух занимает все свободное пространство
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а в стакане есть что-нибудь или он пустой?
Дети: стакан пустой, стакан наполнен воздухом (2 варианта)
Воспитатель: У меня отважный водолаз. Посмотрите, из чего я его сделала?
(из бумаги). Он стоит на плоту. Опустим водолаза, вместе с плотом на воду. А теперь накроем водолаза пустым стаканом, и медленно будем погружать стакан в воду. Водолаз будет опускаться все глубже и глубже. Посмотрите он уже на дне.
Воспитатель: Как вы думаете, водолаз будет мокрый или сухой, когда мы вытащим его из воды?
Дети: сухой, мокрый
Воспитатель: Медленно поднимем стакан из воды, всплывает и наш водолаз. Проверьте, намок он или нет?
Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?
Дети: Водолаз не намок. Потому, что стакан вовсе не пустой. Его занимает воздух, который не впускает во внутрь воду. (перевернуть стакан в воде)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: воздух заполняет все свободное пространство
Воспитатель: правильно, воздух – это газ, а точнее смесь газов. Воздух живет везде – на улице, в комнате, в воде и под водой, в земле, в твердых предметах и в живых существах. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.
Опыт № 4. Воздух легче воды
Воспитатель: А теперь посмотрите, я буду опускать в воду предметы, что с ними происходит?
Дети: они тонут
Воспитатель: А что происходит с этими предметами?
Дети: они плавают
Воспитатель: почему?
Дети: Потому что внутри этих предметов есть воздух
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: предметы, в которых есть воздух, не тонут
Воспитатель: правильно, а значит воздух легче или тяжелее воды?
Дети: воздух легче воды
Воспитатель: а теперь давайте вернемся на свои рабочие места
(Слайд 3 картинки с надувными предметами)
Воспитатель: Это свойство воздуха человек широко использует как? (когда купаемся и если не умеем плавать чем мы пользуемся? Благодаря тому, что воздух легче воды мы можем плавать на надувном матрасе, купаться в резиновом круге и спасательном жилете, играть в надувной мяч в воде. И сами можем хорошо держаться на плаву, потому что в нас тоже есть воздух.
Слайд 4 (Опыт Галилео Галилея)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воздух имеет вес?
Дети: имеет, не имеет
Воспитатель: Знаменитый ученый Галилео Галилей более 300 лет назад решил взвесить воздух. Он взял медный шар с отверстием и положил его на весы. Затем откачал воздух из этого шара, заткнул отверстие и снова положил на весы. Шар стал легче! Так ученый пришел к выводу, что воздух действительно имеет вес, а позже он высчитал сколько весит воздух. 1 литр воздуха весит 1 грамм 293 миллиграмма. Поверим ученому?
Дети: да
Слайд 5 картинка леса и города
Опыт 5. Воздух не имеет запаха
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что такой чистый свежий воздух?
Дети: воздух, который ничем не пахнет
Воспитатель: Да, свежий воздух – это воздух в котором отсутствуют вредные горючие газы, в котором высокое содержание кислорода и небольшое содержание углекислого газа. А где воздух чище в городе или в лесу?
Дети: в лесу.
Воспитатель: почему?
Дети: потому что в лесу нет машин и заводов, деревья вырабатывают кислород
Воспитатель: правильно. А воздух чем-то пахнет?
Дети: нет
Воспитатель: Давайте мы сейчас с вами поиграем в интересную игру. Сейчас вы будете нюхать воздух в пробирке, а потом скажите, что вы почувствовали. Закрывайте глаза. (стаканчики темные. Ответы детей сразу)
Дети: мы почувствовали запах апельсина и чеснока
Воспитатель: Ребята, вы почувствовали разные запахи, вы правы, посмотрите, что у меня в стаканах значит, запахи могут передаваться по воздуху, а сам воздух ничем не пахнет.
Вывод
Слайд 6 картинки, где работает воздух (фен, вентилятор, паруса, парашют и т. д.).
Воспитатель: Сегодня мы поговорили о воздухе и доказали, что у него есть разные свойства. Какие?
Дети: воздух прозрачный, воздух легче воды, мы дышим воздухом, воздух имеет вес и воздух есть везде.
Воспитатель: Правильно. Человек со временем научился использовать эти свойства воздуха и изобрел предметы, которые помогают ему в быту. Давайте подумаем что это.
Воспитатель: Чем сушим волосы? Что используем для сбора пыли? А на чем передвигаемся по воздуху? (ответы детей названия воздушного транспорта)
Дети: вентилятор, фен, пылесос, самолет, парашют.
Воспитатель: Молодцы, ребята, я вижу, что вы запомнили свойства воздуха и нам пора прощаться с нашей лабораторией и возвращаться в детский сад. Всем ученым спасибо за активную работу!