Света Бабенко
Конспект НОД по окружающему миру «Ознакомление с воздухом» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление с воздухом.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со способами обнаружения воздуха, и его свойствами;
- показать, что воздух есть не только в окружающем нас пространстве, но и
воде.
Развивающие:
- расширять представление детей об окружающем мире.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к природным явлениям.
Предварительная работа
- Наблюдение в природе.
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру „Ознакомление с воздухом“ в старшей группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
- Беседы о воздухе.
- Исследовательская деятельность.
Оборудование
На каждого ребенка:
- пластиковый стакан с водой,
- трубочка,
-полиэтиленовый пакет,
- кусок губки,
- камушки.
Для воспитателя:
Емкость с водой, пустой стакан, салфетка, кусочек пластилина.
Ход:
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадку:
Такой большой, что занимает весь мир,
Такой маленький, что в любую щель пролезет (воздух).
Воспитатель: Правильно, вот о воздухе и пойдёт речь.
Рассказ воспитателя.
Есть на свете самый большой из всех океанов и мы с вами каждый час, минуту, сами того не замечая, купаемся в нём и прохожие на улице, кошки, собаки, голуби, даже трамваи, троллейбусы весь день и ночь купаются в этом океане, так что это за океан – океан этот не солёный, не пряный, без берегов, без воды, словно огромные рыбы проплывают по его просторам самолёты – речь идёт о голубом воздушном океане опутавшим нашу землю (показываю глобус).
Воздушный океан важный для жизни.
– Почему? – ответы детей.
А теперь глубоко вдохните и закройте ладошкой рот, нос и считайте про себя – 1,2,3.
- Почему убрали ладошку? – не смогли дышать.
Потому, что воздухом дышим мы с вами, дышат звери, птицы, растения всё живое не может обойтись без него, если он исчезнет, земля станет безжизненной планетой.
А ещё воздушный океан является для земли как бы её голубой рубашкой, которая не даёт перегреваться от солнечного шара, не остывает от космического холода и защищает нашу землю от метеоритов (предлагаю нарисовать нашу землю, а вокруг её воздушный океан и закрасить).
Защищает от космических лучей – невидимок, следит за климатом земли, перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север. С морей, океанов, рек и озёр собирает влагу и отдаёт её земле - летом в виде дождя, а зимой – снегом. Воздушный океан называют по-разному – воздушная оболочка, воздушный океан, а учёные называют атмосферой Земли.
Основная часть:
Предлагаю детям сесть за столы.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый мешочек, внимательно его рассмотрите, есть ли что-либо в нем?
Дети: Нет.
Воспитатель: Скрутите мешочек со стороны отверстия. Что происходит с мешочком?
Дети: Вздуваются, становятся выпуклыми.
Воспитатель: Но ведь мешочек выпуклым может быть тогда, когда в нем что-то есть, следовательно, что-то раздуло мешочек? Что же?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Да, это воздух. Был ли воздух в мешочке до скручивания?
Дети: Да, воздух есть в закрученном мешочке, в стакане.
Воспитатель: Возьмите трубочку и стакан с водой. Опустите один конец трубочки в стакан, другой возьмите в рот и осторожно подуйте. Что вы видите в воде?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: Откуда они там?
Дети выдыхают воздух, и он в воде виден в виде пузырьков. Следовательно, если в воде образуются пузырьки, то это значит, что в ней появился воздух.
Воспитатель: А сейчас возьмите и рассмотрите кусочки губки. Что есть в губке?
Дети: Отверстия, дырочки.
Воспитатель: Что в этих дырочках?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Что случится, если губку погрузить в воду?
Дети: Воздух из дырочек начнет выходить, в воде появятся пузырьки.
Предлагаю проверить.
Воспитатель: Что видим?
Дети: Выделяются пузырьки воздуха.
Воспитатель: А сейчас бросьте камушек в воду. Есть ли в нем воздух? Как узнали?
Дети: По пузырькам в воде.
-Да, ребята, это воздух. Воздух находиться везде : в пакетах, в банке, в стакане, в комнате. Хотя воздух и невидим, но он находиться везде и иногда его можно увидеть.
Воспитатель: Беру стакан с прикреплённым на дно кусочком пластилина, прикрепляю к нему салфетку ко дну. Повернуть стакан отверстием вниз и резко опустить в таз с водой, так чтобы он полностью был погружён.
-Есть ли вода в стакане? (нет)
-А что находиться в стакане? (воздух)
-Почему вы так думаете? (дети обосновывают свои ответы)
-Ребята, посмотрите, намочилась ли салфетка?
Прошу одного из детей подойти и вынуть салфетку, попробовать на ощупь сухая она или нет.
-Так, что не дало воде войти в стакан? (воздух).
Ребята, когда я опускала, стакан в таз с водой воздух его поднимал вверх и не давал воде попасть внутрь.
- Кто из вас хочет попробовать? (2-3 ребенка проводят эксперимент).
Заключительная часть:
Воспитатель: Дорогие ребята! Скажите мне, а для чего мы проводили опыты?
Дети: Чтобы доказать что воздух есть везде.
- Так о чём мы сегодня узнали? (О воздухе).
- Какой бывает воздух? (Влажный, холодный, тёплый, жаркий).