Борисова Людмила Викторовна
Конспект занятия в старшей группе «Зимушка — зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе «Зимушка-зима»
Провела Борисова Людмила Викторовна
Цель: Развитие речи детей.
Задачи:
Образовательные: Учить подбирать прилагательные к существительным, составлять предложения по сюжетным картинкам, обогащать лексику родственными словами, формировать звуковую культуру речи.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Зимушка — зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Развивающие: Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательным значением, активизировать словарь по теме «Зима», развивать связную речь, мелкую моторику,зрительное внимание, дыхание.
Воспитательные: Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца, давать ответ полным предложением.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Оборудование: Зимние деревья со снежинками, прищепки, картинки с изображением диких животных, разрезанных на части.
Содержание:
Воспитатель: Дети! Какое сейчас время года?
Сколько зимних месяцев? Какой первый? Третий? Какой месяц стоит между первым третьим?
Игра со «Снежком»
«снежок» передают по кругу. У кого «снежок» - тот придумывает предложение со словом «зимой».
Воспитатель: Если собрать Ваши предложения вместе, то получится рассказ.
(на доске мнемотаблица на тему «Зима»)
Воспитатель,обращая внимание детей на таблицу, составляет рассказ про зиму.
Детям предлагается составить свои рассказы с опорой на таблицу.
(Один или два ребёнка составляют целиком. Затем один начинает – другой продолжает).
Закрепляем понятия: метель, вьюга, позёмка.
Воспитатель: Вы любите зиму? А какая она?
( дети подбирают прилагательные к словам: зима, лёд, снег, снежинки, варежки)
Воспитатель: Про зиму есть много стихотворений. Вот одно из них.
Стихотворение «Снежок» (читают три ребёнка).
Воспитатель: Пока мы с вами говорили о зиме-начался снегопад.
Физкультминутка:
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
А под утро поле снегом забелело.
Словно пеленою всё его одело.
Зрительная гимнастика:
Мы снежинки увидали,
Со снежинками играли.
Снежинки вправо полетели.
Глазки вправо посмотрели.
Снежинки влево полетели.
Глазки влево посмотрели.
Снежинки полетели вверх,вниз.
И на землю улеглись.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
(резко открыть -2-3 раза.)
Подпрыгнуть и покружиться.
Воспитатель: Давайте поиграем со словом «снег»
Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают:
Тихо – тихо, как во сне,
Падает на землю (снег).С неба всё скользят пушинки – серебристые (снежинки)
Вот веселье для ребят – всё сильнее (снегопад)
Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)
На снегу – то, посмотри –
С красной грудкой (снегири).
Воспитатель: Что общего в этих словах?
(слово – снег)
Воспитатель: Правильно. Если к слову «снег» добавить другие буквы,то получатся новые слова. Такие слова называются – родственные.
Воспитатель: Что – то стало холодно. Подул холодный ветер, а в воздухе закружили весёлые снежинки. Посмотрите, дети, все деревья у меня в снегу.
(на столе макеты деревьев со снежинками)
А деревьям нужен снег? Зачем? (ответы детей)
Воспитатель: Но когда снега много – у деревьев могут поломаться ветви. Давайте поможем деревьям
Представьте, что вы холодный ветер и можете подуть на снежинки. (демонстрация воспитателем)
(упражнение на дыхание – вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем, выдыхаем ртом,щёки не надуваем)
Пальчиковая гимнастика:
Маленькая снежинка села на ладошку.
Я её поймаю – посиди немножко. (закрыли ладошку)
1,2,3,4,5 (отгибать пальчики)
Отпускаю полетать. (дуем)
(то же с другой рукой)
Воспитатель: Загадки о животных
В бурой шубе меховой
Пчёлок рой над головой
Лапой в улей да в роток
Любит лакомка медок. (медведь)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса
Кто это? (лиса)
Я – весёленький зверёк
Прыг с ёлки на дубок. (белка)
Этот зверь – родня собаке
Его по вою узнает всякий.
В охоте серый знает толк
Угадали? Это (волк).
На столах картинки животных, разрезанные на части.
(детям предлагается собрать картинки в единое целое)
Закрепить знания детей о том, как зимуют животные :
медведь, лиса, волк, белка, ёжик, барсук. Чем отличается зимняя белка от осенней (то же о зайце).
Пословицы о зиме:
Мороз не велик, а стоять не велит.
Зима не лето – в шубу одета.
Спасибо мороз, что снега принёс.
(дети объясняют- как они понимают смысл пословицы)
Пальчиковая гимнастика «Снеговик»
Раз – рука
Два – рука
3-4, 3-4 –нарисуем рот по шире
5 – найдём морковь для носа
Угольки найдём для глаз
6 – наденем шапку косо
Пусть смеётся он для нас
7-8,7-8 мы плясать его попросим.
Воспитатель: Снега выпало много, а будет ещё больше.
Мы сейчас сложим свои снежинки.
Конструирование «Снежинка»
Дети сложили снежинки из бумаги, затем вышли с ними
в центр группы,покружились и сложили из снежинок сугроб.
Воспитатель: Сугроб у нас получился маленьким. Сейчас мы добавим снег, который я принесла с улицы.
На столе ёмкость с остатками снега.
Воспитатель: Ребята! А где же снег? (растаял.)
Почему он растаял? (в группе тепло)
Мы выйдем на улицу, там холодно.
Тогда из воды снова образуется снег. (вода превратится в лёд).
Итог занятия :
Воспитатель: О каком времени года мы с вами говорили?
Я поняла,что вы очень любите зиму. Давайте мы ей это скажем ласковыми словами.
Игра с прищепками «Ласковые слова»
Зима – зимушка,лёд, ветер, снег, санки, метель, холод, мороз….
(за каждое ласковое слово нужно прицепить одну прищепку на снежинку.)
Молодцы! Спасибо за занятие!