Татьяна Куртикова
Конспект занятия в старшей группе «Разные дожди»
▼ Скачать + Заказать документы
Неотъемлемым элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании. Ведь, эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы. Дети лучше познают мир через собственные действия. Представляю вашему вниманию увлекательное, интересное и результативное занятие «Разные дожди» для детей старших групп.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Разные дожди“» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Программные задачи: конкретизировать представления детей о связях между условиями жизни и состоянием растений; уточнить и активизировать в речи детей названия свойств и качеств дождя; с помощью метода «МЧ» формировать представление о структурном состоянии воды: жидкое, твердое и газообразное; продолжать учить обозначать одно и тоже действие различными словами; развивать познавательные способности, творческое воображение и нестандартное мышление; воспитывать привычку работать сообща, не мешая друг другу.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, восприятие художественная литература.
Планируемые работа: имеет представление об окружающем мире; понимает связь между условиями жизни и состоянием растений; объясняет структурное состояние воды; поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Предварительная работа: работа по микрогруппам; эксперименты с водой, со снегом; составление схем из «маленьких человечков»; наблюдения на прогулках за дождем, определение свойств и качеств дождя; отгадывание загадок и заучивание закличек о дожде; изучение художественной и энциклопедической литературы, связанной с темой «дождь»; рассматривание иллюстраций, д\и «Хорошо-плохо» (дождь).
Словарная работа: слепой, проливной, нарастающий, грибной, обложной, висячий, скорый, сонный, медленный, горячий, грозовой, радужный, полосовой, как камыш стоймя стоячий, параллелями, в сетку, в клетку.
Материал и оборудование: 2 тазика, лейки с водой- 2 большие и 2 маленькие; проволочные человечки; картинки с изображением речки, тучи, снежинки; игрушка-колобок; кукла – дождик; грамзапись грозы и дождя; текст стихотворения О. Григорьева «Про дожди»; загадки о дожде.
НОД:
1. Орг. Момент
Воспитатель держит в руках игрушку «Колобок».
«Колобочек-колобок,
Колобок – румяный бок,
Он спасался и скитался,
К нам бежал, не чуя ног».
- И опять у нас в гостях Колобочек. (Колобок подходит к детям и здоровается немного грустным голосом).
- Что ты загрустил, Колобочек?
Колобок: Пыльно, сухо, скучновато, пока бегал друзей растерял.
- А мы тебе сегодня найдем нового друга. С ним тебе будет не сухо не пыльно, не скучно.
Колобок: Кого?
- Отгадай вместе с ребятами загадку, тогда узнаешь, кого ты сегодня встретишь.
«Кто там топает по крыше,
Топ-топ-топ.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Топ-топ-топ.
Я теперь усну едва ли,
Топ-топ-топ.
Может кошек подковали?
Топ-топ-топ»
«Кто всю ночь по крышам бродит,
Да постукивает, и бормочет, и поет, и убаюкивает» (Дождь)
- Молодцы, ребятки, отгадали. А какими словами можно сказать про дождик в этой загадке? (Тихий, спокойный, неторопливый, медленный, редкий, не сильный, шлепающий, топающий, вкрадчивый, весенний, затяжной).
- Молодцы, много определений подобрали.
2.
- Ребята, послушайте, что произошло однажды с дождиком :
«1,2,3,4,5,
Вышел дождик погулять.
Шел неспешно по привычке –
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
«По газонам не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько : «Ох!»
И ушел, газон засох».
- Ребята, хорошо или плохо поступил дождик? ( Плохо: ушел дождик и газон засох; хорошо: он был послушный дождик и выполнил все, что было написано на табличке).
- И мне кажется, что он не виноват. Он просто не понял, для кого была написана табличка. Как вы думаете для кого табличка? (Для людей)
- Верно. Ребята, дождик не понял, а трава и цветы завяли. Сначала опустили головы, потом листики, а потом и весь стебелек согнулся до самой земли (Показ воспитателем цветка).
- Ребята, а как можно было спасти газон от засухи? (Полить из лейки, вызвать пожарную машину, вертолет МЧС, самолет, который тушит пожары, пригласить дворника, чтобы полил из шланга).
- Давайте попросим дождь вернуться, покличим его.
ЗАКЛИЧКИ:
Уж дождь-дождем,
Мы давно тебя ждем:
С чистой водицей,
С шелковой травицей!
Гром гремучей,
Тресни туча,
Дай дождя,
С небесной кручи!
Звучит грамзапись грозы и дождя.
3. Физкультминутка «Дождик и цветы»
4.
– Колобочек, а вот и, наконец, пришел твой друг – весенний дождик. (Появляется кукла - дождик)
Дождик : Здравствуй, Колобочек! Здравствуйте, ребята! Я пришел, чтобы рассказать, как много на свете разных дождей. (Чтение стихотворения Олега Григорьева «Про дожди» с помощью схем)
«Дождик крапал, моросил, припускал,
Стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял.
Дождь слепой и проливной,
Нарастающий грибной,
Обложной, висячий, спорый,
Сонный, медленный и скорый.
Как камыш стоймя стоячий,
И холодный, и горячий,
А еще и грозовой,
Радужный, полосовой.
Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку.
Вот как много есть дождей
Для растений и людей.»
Колобок: Ой, как много дождей! Я запомнил только два: горячий и холодный.
- Ребята, а какие дожди запомнили вы? Это какой? А это какой? (Ответы детей)
- Колобочек, а вообще-то все эти дожди можно разделить на моросящие и ливневые.
5. Детское экспериментирование
- Дети, а давайте превратимся в волшебников и сделаем эти дожди сами. Встаньте, разделитесь на две микрогруппы и подойдите к столам.
- Что стоит на столах? (Лейки с водой большие и маленькие, тазики)
- Уважаемые волшебники, а как вы собираетесь делать дождь? (Будем выливать воду из леек)
- А скажите-ка, пожалуйста, из какой лейки получится ливневый дождь, а из какой – моросящий? (Из больших леек-ливневый дождь, а из маленьких - моросящий).
- Берите большие лейки. Сделайте ливневый дождь. (Дети выливают в тазик воду)
- Получился ливневый дождь? (Ответы детей)
- Тогда давайте попробуем сделать моросящий. (Дети выливают воду в тазик)
- Ребята, это моросящий дождь? А какой получился дождь?
Колобок: Ничего не понимаю. Лейки большие, а дождь моросящий, лейки маленькие, а дождь проливной.
- Ребята, поможете объяснить Колобку, почему из больших леек лил мелкий дождь, а из маленьких – ливневый? Попробуйте найти причину.
- Осмотрите-ка свои леечки внимательно-внимательно, может быть тогда вы поймете, в чем причина.
Колобок: Ура! Я догадался, все дело в носиках.
- В ребячьих что ли?
Колобок: Да нет же, в носиках леек.
- Осмотрите еще раз носики леек. Что вы видите? (В больших лейках – мелкие отверстия – мелкие капли – дождь моросящий; в маленьких – большие отверстия – крупные капли – дождь ливневый.)
6.
Дождик : Молодцы, догадались. А теперь попробуйте разгадать мои загадки. Угадайте, где я спрятался: в речке, в тучах или в снежинках. (В речке – потому что дождь это вода и в речке вода; в туче – потому что из тучи идет дождь; в снежинках – когда растают, тоже превращаются в воду).
Дождик : А теперь, ребята, составьте из маленьких человечков схемы речки, тучи, снежинки. Разделитесь на 3 микрогруппы.
Из каких человечков вы составили речку? Снежинках? Туче? (Жидких)
Дождик : Молодцы! А сейчас я помогу вашим спинкам сделать массаж, становитесь друг за другом.
7. Массаж «Спинки и дождик»
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам.
Хлопки ладонями по спине.
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
Поколачивание кулачками
Град! Град! сыплет град!
Все под крышами сидят.
Постукивание пальчиками.
Только мой братишка в луже
Поглаживание спины ладошками
Ловит рыбу нам на ужин.
Дождик : Молодцы! Колобок, пора прощаться с ребятами. Тебя заждались бабушка с дедушкой, а мне деревья, поля и луга поливать. До свидания, ребята! До скорой встречи!
8. Рефлексия
-Что вам больше всего понравилось делать на занятии?
- Как ты думаешь, Саша, ты был настоящим волшебником? А ты, Настя?
- С кем тебе, Соня, понравилось больше всего работать на занятии? А тебе, Валера?
- Какое чувство, Алена, ты сейчас испытываешь? А ты, Паша?
- Ребята, мне сегодня тоже понравилось с вами работать. Вы были просто замечательные, сообразительные, находчивые.