Анна Ковган
Конспект занятия в старшей группе по экологии «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели :
1. Расширять и обобщать знания детей о прилете птиц.
2. Познакомить детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
3. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
4. Развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь.
Материал:
Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по экологии „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
1. Разучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах.
2. Чтение рассказов о птицах.
3. Наблюдение на прогулке за птицами.
Ход занятия.
1. Лексическое упражнение «Сядет тот, кто повторит ряд слов».
Воспитатель:
- Дети, сейчас вы должны быть очень внимательными. Присядет на
стул тот, кто повторит ряд слов, а повторит тот, на кого я посмотрю.
Аист, гусь, пеночка;
Журавль, гусь, трясогузка;
Цапля, соловей, лебедь;
Грач, скворец, кукушка;
Ласточка, удод, иволга;
Пеночка, утка, лебедь;
Соловей, цапля, кукушка;
Трясогузка, аист, чиж.
-Как назвать их одним словом?
Дети:
– Птицы.
Воспитатель:
-По каким признакам мы отличаем птиц от других живых существ?
Дети:
- Голова и тело покрыто перьями.
- У них есть крылья.
- Они умеют летать.
Воспитатель:
-А каких птиц называют перелетными?
Дети:
- Тех, которые осенью улетают, а весной возвращаются из тёплых стран.
Воспитатель:
-Назовите перелетных птиц?
Дети:
-Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок.
Воспитатель:.
- Отгадайте, пожалуйста, загадки:
Что за птица –
На яйцо не садится,
По чужим гнёздам шныряет,
Своих деток не знает.
Дети:
-Кукушка.
Воспитатель:
-Молодцы. Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.
Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.
Дети:
-Жаворонок.
Воспитатель:
-Молодцы.
Воспитатель включает аудиозапись песни соловья.
Воспитатель:
Еще одна загадка:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Дети:
-Аист.
Воспитатель:
-Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими песнями. Окружающий человека мир полон звуков, и среди них особое место занимают звуковые сигналы птиц.
-А сейчас проведё м физкультминутку:
Физкултминутка: «Перелетные птицы»
Насекомые пропали,
Взмахи руками (крыльями).
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать?
Пальцы рук к вискам головы,
покачивание головы вправо – влево.
Вместе собрались,
Стаей назвались.
Дети встают в круг, взявшись за руки.
Дружно взлетели,
На юг полетели.
Поворачиваются направо, машут руками, бегут по кругу.
Долго летели, устали,
Сели, отдыхали,
Останавливаются, приседают.
Снова взлетели,
Дальше полетели.
Встают, бегут по кругу, машут крыльями.
Вот и южные края,
Долетели мы, друзья!
Вы устали, отдохните.
Насекомых поищите.
Дети останавливаются, расходятся в разные стороны.
Воспитатель:
-А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь: вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины).
Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.
Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите – водоплавающие.
Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»
• Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются
насекомыми, потому что. /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
• Да можно назвать лесным доктором, потому что. /он достает
жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что. /она не вьет
себе гнезда/.
• Все люди любят слушать соловья, потому что. /он красиво поет,
заливается/. и др.
• Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что. /им нужно
выводить птенцов/.
Воспитатель: Дидактическая игра.
«Какая птица лишняя?"
- Сорока, синица, курица, аист;
- Сова, орел, сокол, цапля;
- Ворона, клест, соловей, воробей;
- Трясогузка, голубь, скворец, утка.
Воспитатель:
-В заключении нашего занятия мне бы хотелось прочитать стихотворение Александра Яшина
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов.
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.