Светлана Олеговна Прокудина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи интегрируемых образовательных областей
1. Познавательное развитие :
- познакомить детей с понятиями : «лететь клином, косяком, стайкой»;
- закрепить знания детей о приметах осени;
- расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах : ласточке, аисте, кукушке, соловье, граче, скворце; о частях тела птиц.
- воспитывать у детей доброжелательное отношение ко всему живому в природе.
2. Речевое развитие:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
- упражнять детей в образовании единственного и множественного числа существительных.
- пассивный словарь: «лететь клином», «стайкой», «косяком».
Материал:
Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.
Ход занятия:
I часть
Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева:
Скучная картина! Чахлая рябина
Тучи без конца, Мокнет под окном;
Дождик так и льется, Смотрит деревушка
Лужи у крыльца, Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?
- Назовите, пожалуйста, осенние месяцы, характерные признаки осени, что происходит в жизни птиц осенью?
ПИСЬМО
- Ребята, сегодня утром, когда я шла в детски сад, увидела, что какай-то птица, бросила нам письмо в почтовый ящик, но я не рассмотрела, что это была за птица. А на письме написано, что для детей из группы «Мальвина». Прочтем что здесь написано?
«Карр-карр! Беда-беда! Птицы улетели неизвестно куда. Я решила обратиться за помощью к вам ребята, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста! Помоги мне найти их, куда они все делись? Каррр»
- От кого пришло письмо?
- поможем найти вороне птиц?
II часть
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются?
- Назовите перелетных птиц?
- Дети, а еще ворона прислала на загадки и просит вас их отгадать, поможем?
Отгадайте, пожалуйста, загадки:
1. Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”?
/Кукушка/
Кукушка – небольшая птица, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. (прослушивается аудиозапись)
А теперь найдите на столе картинку, где нарисована эта птица.
2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
/Ласточка/
Ласточка – маленькая изящная птичка. Всю жизнь ласточка проводит в полете, очень редко опускается на землю. Ласточки являются насекомоядными – свой корм они ловят прямо на лету. если они летают низко над землей, то следует ждать дождя.
3. Это старый наш знакомый :
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеиный, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
/Аист/
Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
4. Эта маленькая птица
Петь большая мастерица
На берёзке средь ветвей
Трель заводит.
/соловей/
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост
и лапки.
5. всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскач
А зовется птица….
/грач/
Грач- перелетная птица, большого размера, имеет оперение черного цвета с блеском, с большим клювом.
6. стоит ствол
На стволе кол
На колу дворец
Во дворе певец….
/скворец/
Скворец- певчая птица черного оперения с фиолетовым отливом, способная подражать пению других птиц.
Физминутка
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то хлопните в ладоши.
Перелетные :аист, соловей,ласточка,кукушка,скворец.
Зимующие:ворона, дятел, сорока, снегирь,воробей.
- Назовите, пожалуйста, части тела птиц.
-Чем отличаются птицы друг от друга?
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?
-Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками» все вместе (соловь,скворцы); некоторые выстраиваются «клином» в виде треугольника (гуси) ; другие выстраиваются «косяком»(журавли) впереди летит вожак, который показывает дорогу, в конце наиболее сильные птицы и в середине наиболее слабые)
Пальчиковая гимнастика
Пой–ка, подпевай-ка, Эта птичка – коростель,
Десять птичек – стайка, Эта птичка – скворушка
Эта птичка – воробей, Серенькое перышко.
Эта птичка – совушка, Эта – зяблик,
Сонная головушка. Эта – стриж,
Эта птичка – свиристель, Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам. /руки за спину/
-А теперь я буду называть вам названия птиц в ед. ч, а вы мне во мн. ч, например:
Грач — грачи
птица — птицы
стриж — стрижи
аист — аисты
скворец — скворцы
утка — утки
ласточка — ласточки
соловей — соловьи
кукушка — кукушки
птенец — птенцы.
III часть
- Ребята, так что мы в ответ напишем вороне, куда делись птицы? почему улетели?
- Скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? Что нового вы узнали?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии (отметить тех, кто работал хорошо или плохо)