Наталья Веснина
Конспект занятия в старшей группе «Мир звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук»;
- познакомить с органами артикуляционного аппарата.
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие речевого слуха;
- развитие неречевого слуха;
- развитие слухового внимания, памяти;
- развитие просодики;
- развитие мелкой и общей моторики.
3. Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Мир звуков“» размещена в разделах
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи во время совместной работы на занятии;
- развивать коммуникативную функцию речи.
Материалы: Зеркало на каждого ребенка, ширма, музыкального инструменты, бумага, молоток, ножницы, гномы, символизирующие эмоциональное состояние.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Психогимнастика
Посмотрите на эти лица. Детям показываются гномы. Какие они разные!
Дети называют эмоциональное состояние гномиков: радостный, огорченный, удивленный, печальный, сердитый. Мимические упражнения.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
2. Развитие слухового внимания.
Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.
Игра «Молчанка».
Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать поразному. Послушайте эти звуки.
Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.
А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.
Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.
- Все эти звуки называются – неречевые звуки. Послушайте внимательно запись, запомните, какие звуки природы вы услышите. Так что же такое неречевые звуки? (это звуки природы и окружающего мира)
3. Знакомство с термином «речевой звук».
Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».
Где-то собаки рычали: - Р-р-р!
Змеи в лесу шипели: - Ш-ш-ш!
В стойле коровы мычали: - Мммуу!
А комары все пели: - Ззз!
В комнате мухи жужжали: - Жжж!
Непоседа мячик днем и ночью успокоиться не хочет- Пам! Пам!
Мимо машины бежали: - Тррр!
Куклы кашляют в постели днем мороженное ели:– Кхх! Кхх!
Гудели от ветра все провода: - Зззнь!
Капала в кухне из крана вода: - Динь!
Перекликались в ночи поезда: - Ууу! Ууу!
Листья на ветру шумели: - Тсс!
- Как перекликались поезда? (Ууу).
- Как кашляли куклы?
Животные издают звуки, а мы с вами – говорим, произносим звуки речи. Звуки речи соединяются – получаются слоги, слоги образуют слова.
Физминутка.
Игра на координацию речи с движением «ОСЕНЬ»
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки - золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно и плавно кружатся. Приседают и укладывают ладони на колени)
Ветер бросил на тропинку.
5. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата (зеркала по количеству детей.)
Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы).
Наш рот – домик звуков.
В каждом домике есть дверь и даже не одна.
Первая дверь – губы.
Вторая дверь – зубы.
Произнесите звук [п]-[п]-[п].
Этот звук мы произносим губами.
Произнесите: Д-Д-Д Б-Б-Б. А теперь положите ладошку на шею.
Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно.
Произнесите звук [К]. Вы услышали голос? (нет)
А теперь произнесите звук [Г]. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала.
Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, небо, язык)
Как надо заботится о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)
III. Итог.
Какие звуки мы сегодня слушали?
Какие звуки мы произносили?
Что нам помогает произносить звуки?