Ирина Бахвалова
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Путешествие по России»
▼ Скачать + Заказать документы
И. М. Бахвалова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по России»
Цель: обобщить и систематизировать знание детей о России;
формировать уважительное отношение к государственным символам.
Задачи:
* Образовательные: закрепить знания о флаге, гербе, гимне;
закрепить названия российских городов, названия рек, народных промыслов, праздников;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию „Путешествие по России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц;
обогащать речь детей выразительными средствами;
конструировать объемную геометрическую фигуру - конусом и способом его конструирования из четверти круга и закрученных полосок (витая спираль).
*Развивающие : развивать диалогическую речь, память, мышление;
развивать мелкую моторику рук, воображение при оформлении дерева.
* Воспитательные: воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.
Словарная работа.
Родина, Россия, Отчизна, Отечество, символ, герб, флаг, гимн.
Материально – техническое обеспечение
* Демонстрационный материал: Гимн России, спокойная классическая музыка во время выполнения задания, конверты с заданиями, репродукции картин, иллюстрации флага, герба.
* Раздаточный материал: подносы, клей, подставки, заготовки берез.
Методы и приемы: беседы, наблюдения, целевые прогулки.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукции картин о нашей необъятной стране и её прекрасной природе.
Чтение стихотворений о Родине и пословиц и выборочное заучивание.
Прослушивание записей: «Гимн» М. И. Глинка, песен о Родине.
Работа по проекту «Россия – родина моя»
Содержание образовательной деятельности
Воспитатель читает стихотворение «Как широка моя земля.»
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение?
Ответы детей.
Воспитатель: ребята, закончите предложение в рифму:
Живём мы в радостном краю
И знать его должны мы - Страну свою. (Россию).
Воспитатель предлагает детям прочитать слова на доске
РО ДИ НА РОС СИЯ
Звучит музыка «Зодиак» в исполнении группы Зодиак
В запасный выход вбегает инопланетянин.
Инопланетянин: Ой, ой, ой, ёё, ёй, ай, спасите, помогите, разойдитесь.
Осматривается.
Инопланетянин Наконец-то долетел. Здравствуйте, прилетел к вам с далёкой планеты. А где это я нахожусь? У меня сломался путеводитель, и теперь не знаю, где я.
Воспитатель: Это планета - Земля. А попали в детский сад.
Инопланетянин: Ребята, я давно наблюдал за вашей планетой и давно мечтал побывать на ней.
Воспитатель: А с какой планеты вы к нам прилетели?
Инопланетянин: попробуйте отгадать! (предположения детей)
А как называется страна, в которой вы живете?
Дети: Россия.
Инопланетянин: А что такое - Россия?
Дети: Страна, в которой мы живем. Дом, где родился; березка у родного порога; место, где жили предки и конечно наше село Казаки.
Инопланетянин: А чем Россия отличается от других стран?
Дети: Языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями.
Воспитатель: дорогой инопланетянин, мы как раз сегодня с ребятами хотели совершить путешествие по России. У нас есть схема маршрута с интересными остановками, светомобиль. Ты желаешь попутешествовать с нами?
Инопланетянин: с удовольствием!
Воспитатель: Берем первый конверт. Станция «Историческая». Закрываем глаза. В путь!
Звучит музыка, загорается светомобиль.
Воспитатель: мы на станции «Историческая».
Фото, репродукции картин.
- Какие праздники отмечают на Руси с древних времен? (Рождество, Пасха, Масленица.).
- Какие блюда русской кухни вы знаете? (каши, пироги, блины, щи.).
- Какую обувь носили русские крестьяне? (лапти).
- Какой сувенир считался символом России? (матрешка).
- Какие промыслы и ремесла существуют в России? (хохлома, дымковская игрушка, жостовские подносы, гжель, в нашей области Липецкие узоры, елецкие кружева).
Инопланетянин: Как это все интересно!
Воспитатель: следующий конверт: станция «Лесная»
Звучит музыка, загорается светомобиль.
- Какие деревья растут в лесах России? (береза, дуб, ель, сосна, клен)
- Какие ягоды можно собирать в лесу России? (чернику, бруснику, клюкву, малину, землянику, ежевику).
- Какие птицы живут на территории России? (ворона, воробей, синица, снегири).
- Какие рыбы водятся в реках и озерах? (окунь, карась, щука, лещ).
-Подумайте, уголок какого леса вы видите перед собой? (хомутовский лес).
Воспитатель: да, ребята, наш лес богат всем, что вы назвали.
Воспитатель: продвигаемся дальше по нашему маршруту. Станция «Литературная».
Звучит музыка, загорается светомобиль.
- Назовите русские народные сказки. («Репка», «Колобок», «Маша и Медведь».).
- Продолжите русские народные пословицы: Хлеб. (всему голова). При солнышке тепло,. (при матери добро). Лес - богатство и краса:. (береги свои леса). Дерево дорого плодами, а. (человек делами). Береги землю родную, как мать любимую. Рыбам — море, птицам - воздух, а человеку -родина. Одна у человека родная мама, одна у него и Родина. Человек без Родины - соловей без песни. Тот герой - кто за Родину горой. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Жить - Родине служить.
- Назовите русских писателей и поэтов. (Пушкин, Толстой, Есенин.).
-Назовите писателя, родившегося и писавшего о Казаках (М. И. Глазков)
-Прочитайте отрывок стихотворения о нашем селе. (Полюби ты мое Приворголье)
Инопланетянин: как интересно! А на нашей планете бумажных книг нет совсем, только электоронные.
Воспитатель: мы тебе обязательно подарим книгу. А теперь следующий конверт. Отправляемся на станцию «Знайкина».
Звучит музыка, загорается светомобиль.
- Назовите столицу России. (Москва).
- Назовите место работы президента России? (Москва, Кремль).
- Как зовут президента России? (В. В. Путин)
- Назовите реки России. (Волга, Дон, Енисей, Москва. Воргол – река нашего села).
- Назовите города России. (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Липецк, Елец.).
- Назовите основные символы нашей страны? (Герб, флаг, гимн).
Воспитатель: А что такое гимн? И что вы знаете о нем?
Дети: Гимн - торжественная песня, символ государства. Гимн исполняют и слушают стоя. (Звучит гимн России).
- Расскажите, что вы знаете о гербе.
Дети:
У России величавой,
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
Воспитатель: Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Герб - это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаках.
Воспитатель: что вы знаете о флаге
Дети: Он состоит из полос разного цвета.
Белого, синего, красного. В России эти цвета почитались издавна и имели своё значение.
Белый цвет обозначал благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие. Эти цвета наш народ считал самыми красивыми.
В настоящее время чаще всего используется следующая трактовка значений цветов флага России : белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Инопланетянин: скажите, ребята, а что это за красивые рисунки (показывает на герб Ельца)
Дети: это не рисунки – это изображен герб нашего района, города Ельца.
Воспитатель: Следующая станция «Творческая».
Звучит музыка, загорается светомобиль.
С чего начинается наша Родина?
Дети:
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
Воспитатель: Какой русский человек не любит березку - красавицу! Береза - символ России. Как она хороша в разные времена года! Прямая, стройная, белоствольная.
Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Берёза моя, березонька,
Береза моя белая, береза кудрявая.
(Дети останавливаются, поднимают руки, тянутся вверх).
Стоишь ты, березонька,
Посреди долинушки,
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
(Дети медленно приседают).
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сконструировать из бумаги березку, выполнив на основе конуса - ствол, а веточки - способом витой спирали.
Дети из заготовок собирают березку.
Инопланетянин: Ребята, я узнал много интересного о России, о вашем родном крае. Спасибо Вам! Я слышу сигнал, мне пора возвращаться обратно на космический корабль.
Воспитатель: А мы Вам хотим подарить символ России - Берёзу. Вспоминайте о нас, и рассказывайте всем о нашей красивой и необъятной родине России.
Инопланетянину дарят символ березку и книгу сказок, он уходит.
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось с вами наше путешествие по России. О чем мы говорили во время путешествия?
Ответы детей.
В заключении песня о Родине в грамзаписи.
Воспитатель: Ребята, подарите свой символ России гостям.
Дети дарят подарки гостям.