Светлана Овчинникова
Конспект занятия по кубановедению «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познавательное развитие.
Вид деятельности: Исследование объектов живой и неживой природы.
Возрастная группа : Старшая группа.
Тема: Путешествие по тропинкам родного края
Цель: расширить представление детей о природе родного края.
Программное содержание
Образовательные задачи: Продолжать знакомить с природой родного края.
Уточнить знания о птицах, рыбах, животных края.
Закрепить нормы поведения в природе, являющиеся элементами экологической культуры человека.
Публикация «Конспект занятия по кубановедению „Путешествие по тропинкам родного края“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Формировать связную речь, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок.
Развивающие: Развивать слуховой анализатор; интерес к изучению родного края.
Развивать речь с движением, творческое воображение, обогащение глагольного словаря.
Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающего мира, чувство любви и бережного отношения к родной природе нашего края. Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Материалы и оборудование: Игрушка Каркуша, письмо- чистый лист, йодовая вода, цветы с загадками, кораблики, презентация «По тропинкам родного края», ракушки, магнитафон, фонограммы «Звуки природы», шишки, желуди, коряги, перья.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы; рассматривание картин и иллюстраций о природе родного края, животном мире; заучивание стихов, песен, загадок; наблюдение в природе; разучивание детских игр. Проведение экспериментальной деятельности.
Воспитатель:
Собрались все дети вкруг-
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди)
Ребята, посмотрите к нам прилетела Каркуша. (В клюве письмо- чистый лист бумаги)
Воспитатель: Ух ты, что это? (Обращаю внимание на послание.
Дети предлагают варианты действия. Давайте посмотрим)
Воспитатель: Это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.
Ну и что это может быть? (Ответ детей, а может это не просто чистый лист, а
тайное письмо)
Воспитатель: Разве бывают такие письма?
Ответ детей :
Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами (лимоном или крахмалом)
Воспитатель: А как же узнать, что в нем написано?
Ответ детей. Дети предлагают варианты.
Развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо, нагреть лампой листок.
Воспитатель: Есть у нас такая водичка и лампа.
Ответ детей:
Давайте проверим? (Проводится эксперимент).
Воспитатель : Читает письмо. Каркуша приглашает нас в путешествие по тропинкам родного края.
Воспитатель :Как называется край где мы живем?
Воспитатель :Краснодарский край. Кубань!
Воспитатель : Правильно! Краснодарский край. Вряд ли на земле есть место, где можно было бы встретить такое разнообразие природных условий как в нашем крае.
Могучие горы, степные просторы,
Приморского берега грань,
Леса и поляны, сады и лиманы,
Всё это – родная Кубань. Слайд №2.
Воспитатель : Вы хотите отправляемся в путешествие за чудесами, которыми богата наша Кубань, да -да-да за чудесами. Представим, что мы туристы. Мы возьмем с собой глазки, чтобы все увидеть и полюбоваться красотой природы, наши ушки, чтобы послушать голоса природы и нашу улыбку, чтобы было весело в пути. Итак, в путь! На чем поедем?
Ответы детей. Голосуем.
Звучит музыка «Мы едем, едем, едем»… Игра танец.
Воспитатель : Ой, ребята. Вот и первые чудеса!
Слайд № 3
Цветочная полянка с заданием. Если мы отгадаем загадки на лепестках, то сможем дальше продолжить путь. Слайд № 4,5.
Он растет красивый, нежный,
Голубой иль белоснежный.
Даже раньше расцветает,
Чем на речке лед растает.
Распустился точно в срок
Первый мартовский цветок. (Подснежник)
Синяя сосулька плачет,
Но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель
Кап-кап-кап — звенит. (капель)
На вербе с треском рвутся почки.
На речке лёд трещит в ночи.
И гнезда вьют без проволочки
На ветках первые.
(Грачи)
Веселится весь народ —
Льдины двинулись в поход!
Мы на речке каждый год
Наблюдаем. (ледоход)
Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня.
(Весна)
Воспитатель : Какое сейчас время года?
Дети : Весна.
Воспитатель : Молодцы! Наше путешествие продолжается. Впереди путь через реку. Как называется главная река края?
Дети : Главная река нашего края Кубань.
Воспитатель :
Слайд №6 Правильно, с Кавказских гор течет река Кубань, главная река нашего края. Река разделяется на два рукава на Кубань и Протоку. Вы все знаете реку Протоку?
Мы с вами к ней подошли. Слайд № 7
Посмотрите, что это?
Дети :Кораблики.
Воспитатель :Как вы думаете, мы сможем переплыть на них через реку?
Дети : Ответы детей. (Не сможем, они бумажные….)
Воспитатель : Я вижу на них что-то написано- давайте прочитаем.
Оказывается кораблики волшебные они помогут нам переплыть реку, чтобы попасть в весенний лес, если мы назовем названия рыб, которые живут в реках Краснодарского края, а теперь вспомните рыб со звуком «С».
Слайд № 8
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Вы хотите отправиться дальше? Хотим!Слайд №9
Чтобы оказаться в лесу нам надо вспомнить как надо себя вести в лесу. Дети называют правила поведения в лесу.
Не шуметь, чтобы услышать лесные голоса, ходить осторожно, чтобы никого не раздавить и ничего не сломать. Не оставлять мусор. Замечать красоту природы и т. д. Закройте глазки Раз,два. три. Вот мы и в лесу.
Воспитатель: (Включаю фонограмму «Пение птиц»)
Звучит фонограмма «Пение птиц»
Воспитатель: Ребята! Что за звуки? Вы слышите?.
Ответы детей: Поют птицы.
Воспитатель: Какие это птицы? Дети называют (соловьи, скворцы, ласточки….)
Какие птицы прилетели? (Перелетные)
Воспитатель: Как живется птицам весной?
Дети: Весной появляется достаточно корма: появились насекомые, снег сошел и на освободившейся от снега почвы много прошлогодних семян.
Воспитатель: Что же происходит в жизни птиц весной?
Дети: Птицы строят гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов. Свои гнезда птицы устраивают на земле, на ветках или дуплах деревьев, под крышами домов.
Воспитатель: Кроме птиц, кто еще живет в лесу?
Воспитатель: Как меняется жизнь животных весной? (Просыпаются, выводят потомство, меняют шерсть- происходит линька) Появляется игрушка -белка.
Белочка с вами хочет поиграть. Речь с движением «Белка»
Вспомнить медведицу, какая она проснулась весной? Голодная, исхудавшая, появились зимой медвежата.
Воспитатель: Ребята посмотрите вокруг как красиво!Лес это многоэтажный дом. На каждом его этаже свои жильцы. На высоких деревьях гнездятся дятлы, иволги, совы. Слайд №10
В кустарниках устраивают свои гнезда соловьи и дрозды. Слайд №10
На земле живет много лесного «народа» - зайцы, лисы, ежи, лягушки, лоси, олени, мыши. Слайд №10
Воспитатель: Особый этаж- под землей занимают кроты, черви, почвенные насекомые. Слайд №10
Все это- лесные животные. Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, место для нор. Гнезд.
Как вы думаете, лес -дом для всех животных и людей?
Ответы детей:
Люди- гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Как надо вести себя в гостях? Слайд № 11
Где приятно гулять в чистом лесу или грязном?
Чистый лес –приятное место для отдыха и прогулок людей.
Если вдруг увидим мусор?
Будем собирать руками?
Ответы детей:
Мусор надо собирать палочкой или руками в перчатках.
Воспитатель: Посмотрите, чем еще богат лес. Что еще можно найти в лесу?
Шишки, желуди, коряги, перья.
Материал природы как назовем?
Ответы детей: Природный материал
Что ты хочешь сделать? (Изготовление поделок из природного материала)
С кем тебе удобнее работать?
Воспитатель: Звучит фонограмма шум моря.
Ребята! Мы так увлеклись изготовлением поделок, даже не заметили, где мы оказались.
Воспитатель: Ребятки, что это? (Ракушки)
Воспитатель:
Музыкальные шкатулки
Находить случалось мне
Их прибой выносит гулкий,
Отыскав на глубине.
Думала раньше побрякушки,
Но теперь я поняла:
Говорящие ракушки-
Тайн хранители морских.
Море любит сильных духом-
Мир его лишь им открыт.
Приложись к ракушке ухом-
Слышишь? Море говорит. (Дети прикладывают ракушки к уху, слушают)
Воспитатель: Какими водами омывается территория нашего края?
Ответы детей:
Территория края омывается водами Азовского на северо-западе и Чёрного на юго-западе морей.
Слайд №12
На побережье Черного моря находится много здравниц, санаториев, куда люди приезжают поправлять свое здоровье. Главный детский курорт Черноморского побережья -Анапа. На нем мы с вами и оказались. Давайте представим, что уже лето и мы лежим на песчаном пляже. Солнечные лучи греют наши ножки, животики, ручки, личико и мы слушаем шум моря. Фонограмма шум моря. (Релаксация)
Воспитатель: Вот мы и снова в нашем детском саду. Вам понравилось наше путешествие с Каркушей? Что нового вы узнали? Кого вы повстречали? Хотите ли еще когда-нибудь пройтись по тропинкам родного края?