нелли грачева
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи по теме «Осень. Приметы осени с живой и неживой природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия к презентации
по теме: «Осень. Приметы осени
в живой и неживой природе»
с детьми подготовительной группы
компенсирующей направленности с ОНР
Воспитатель: Грачева Нелли Николаевна
МБДОУ д/с № 65
Цели:
- Закрепление и расширение знаний детей о временах года, о приметах осени в живой и неживой природе по средством мнемотаблиц
- Развитие связной речи, расширение словаря.
Темочки:
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Осень
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Природа, планета Земля, экология
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Задачи:
- Расширять представления о том, что в природе всё взаимосвязано (поведения насекомых, птиц, животных и людей с особенностями погоды в осенний период).
- Продолжать знакомить с мнемотаблицами.
- Активизировать словарь: сентябрь, октябрь, ноябрь, начало, середина, конец;
- Упражнять в подборе красивых слов, осень (какая) – ранняя, поздняя, золотая, красивая, золотая, серебряная, грустная, дождливая.
- Формировать умение любоваться красотой осенней природы
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, магнитофон.
Ход занятия:
1 слайд - название презентации: «Осень. Приметы осени»
2 слайд - Ребята, послушайте внимательно загадку и постарайтесь её отгадать. Несу я урожаи, поля я убираю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь ёлочек и сосен. Так что это, ребята? (Осень) А как вы догадались? (ответы детей)
-Сколько месяцев длится осень? (Три)
3 слайд - Послушайте загадку о первом осеннем месяце: Опустел колхозный сад, паутинки вдаль летят. И на южный край земли потянулись журавли.
Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь)
Правильно! Сентябрь – это начало осени. А как, вы, думаете, почему люди так говорят: «Сентябрь без плодов не бывает»?
(ответы детей: в сентябре собирают последние урожаи, на огороде – овощи, в саду – фрукты, в поле – зерно) (воспитатель напоминает, что отвечать нужно полным ответом)
- А ещё говорят: «Холоден сентябрь-батюшка, да сыт». Почему?
(В сентябре люди делают запасы, складывают овощи в погреб, делают заготовки)
4 слайд - Послушайте загадку о втором осеннем месяце: Всё мрачней лицо природы: почернели огороды, оголяются леса, молкнут птичьи голоса. Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
- Правильно. Октябрь – это середина осени! А почему люди так говорят: «В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся»? (В октябре становится холодно, люди утепляют свои дома) А ещё говорят: «Октябрь – Грудень – на дорогах груды грязи» Почему? (В октябре часто идут дожди, появляются большие лужи, земля размокает, появляется грязь)
5 слайд - Послушайте загадку о третьем осеннем месяце: Поле чёрно-белым стало, падает то дождь, то снег. А ещё похолодало – льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле оземь ржи. Что за месяц подскажи? (Ноябрь)
-Правильно. Ноябрь – это конец осени! А почему люди так говорят: «В ноябре зима с осенью борется»? (В ноябре бывает зимняя погода). А ещё говорят: «Не диво в ноябре белые мухи» Почему? (В ноябре можно увидеть первый снег)
6 слайд - Давайте внимательно рассмотрим картинки, подумаем и назовём приметы осени в неживой природе:
• листья желтеют и опадают
• часто идут дожди
• становится холодно
• природа увядает
• частые ночные заморозки
• на лужах появляется лёд
• ночь становится длиннее
• день - короче
7 слайд Физкультминутка (под музыку П. И. Чайковского «Осенняя песня»)
Вдруг закрыли небо тучи….руки над головой с крестно
Начал капать дождь колючий….руки на поясе, прыжки на 2-х ногах
Долго дождик будет плакать… собираем капельки на ладошку
Разведёт повсюду слякоть… «пружинка», руки на поясе
Грязь и лужи на дороге – поднимай повыше ноги. ходьба, высоко поднимаем колени.
8 слайд - А как вы думаете, почему говорят: «Осенняя пора – птицы со двора!» (птицы улетают на юг)
Опустел скворечник, улетели птицы, листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня всё летят, летят, видно тоже в Африку улететь хотят.
9 слайд - А почему птицы улетают на юг? (ответы детей) - Давайте внимательно рассмотрим вот эту таблицу (ответы детей: осенью становится холодно - замерзают водоёмы - прячутся насекомые, лягушки впадают в спячку, рыба уходит глубоко под воду – птицам не чем питаться, они собираются в стаи и улетают в тёплые края).
10 слайд - Внимательно рассмотрите картинки и ответьте полным предложением на мой вопрос: что осенью делают животные?
• Осенью… делают запасы
• Наедаются… впрок
11 слайд
• … копают норы
• … строит берлогу
• … находит дупла
• …утепляют своё жилище
12 слайд - Ребята, а кто впадает в спячку? Почему? (мало пищи, холодно, нет тёплой шубки, у медведицы рождаются медвежата)
13 слайд - Ребята, вы сказали, что животные осенью линяют. А что это значит? Что такое линька? (ответы детей: меняют шубку, на более тёплую, чтобы не замёрзнуть зимой).
- Посмотрите внимательно на таблицу: Это белка летом - это осенью – а это зимой. Что изменилось? (воспитатель показывает тоже с зайцем. Ответы детей)
14 слайд - Ребята, а что делают люди, как они готовятся к зиме? (ответы детей: люди одевают осеннюю одежду, обувают резиновые и кожаные сапоги, утепляют дома, окна; собирают урожаи, делают запасы и заготовки)
15 слайд - А почему люди любят осень? (она красивая)
16 слайд - Какая ещё бывает осень? (ответы детей). Какая осень приходит к нам раньше всех? (ранняя). Золотая осень приносит нам листопады.
Уходит осень золотая, на смену ей идёт другая -
Серебряная осень. С грустным шумом сосен,
С чёрными тропинками, с голыми осинками,
С первыми снежинками, с ночным холодком,
Да с хрустящим ледком. - Какая осень приходит к нам позже всех? (поздняя)
17 слайд Итог занятия.
-Что мы знаем об осени? (ответы детей. Воспитатель поощряет детей)