Анна Бесланеева
Конспект занятия в старшей группе «Составление рассказа по картине «Осень золотая»
▼ Скачать
Цель: учить детей составлять рассказ по картине, повышение общей осведомлённости о времени года «Осень», Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Учить описывать картину.
Задачи:
Образовательные: обучать составлению рассказа по сюжетной картине.
Развивающие: развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи, уточнять и расширять словаря по теме «Осень», развивать память и смысловую догадливость при отгадывании загадки, развивать логическое мышление, зрительное внимание, активность и самостоятельность.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Составление рассказа по картине „Осень золотая“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать культуру речевого общения, дружелюбия, любовь к прекрасному, бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Активизация словаря: Осень, осенние месяца; приметы осени : становится холоднее, листва меняет свою окраску, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, сырость, урожай, увядание, ранняя, золотая, багряная, поздняя, и др.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за осенними признаками, чтение стихотворений и рассказов о осени, заучивание стихов, загадывание загадок, проговаривание скороговорок, знакомство с жизнью лесных животных осенью, рассматривание иллюстраций по теме.
Оборудование: Сюжетные картины об осени, картина «Золотая осень» И. И. Левитан, мнемотаблица для составления описательного рассказа по пейзажной картине, осенние листочки., произведение П. И. Чайковского «Времена года»
Ход занятия
Воспитатель беседует с детьми.
Воспитатель: Ребята, с каким настроением вы приходите в детский сад?
Дети: С хорошим.
Воспитатель: А у вас всегда бывает хорошее настроение?
Дети: Нет не всегда.
Воспитатель: Как можно догадаться, какое у человека настроение?
Дети: По глазам, по мимике, по разговору.
Воспитатель: Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Воспитатель: Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его стихотворению?
Дети: Да
Воспитатель: Слушайте внимательно.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Воспитатель: О каком времени года рассказал нам поэт А. С. Пушкин?
Дети: Об осени.
Воспитатель: С каким настроением, с какими чувствами писал он это стихотворение?
Дети: Восхищением, нежностью, грустью, печалью.
Воспитатель: Какими словами он определил свое настроение?
Дети: Очей очарованье, краса, пышное увядание, унылая пора, прощальная краса.
Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об этом времени года.
(Когда дети отвечают на вопросы, воспитатель вставит картины подходящие к ответу.)
- Ребята, сколько всего осенних месяцев? (Три)
- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Как можно осень назвать в сентябре? (Ранняя, золотая, разноцветная)
- А почему она золотая? (Потому что листья пожелтели)
- Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая, холодная)
- Почему дождливая? (Потому что часто идут дожди, моросит)
- Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя)
- Почему поздняя? (Потому что ноябрь – последний месяц осени, холодно, снег с дождем)
- Ребята, какое явление природы мы называем листопадом? (Когда падают много листьев)
- В какую погоду листочков падают больше? (Когда дует сильный ветер)
3.- Молодцы, ребята, вот как много знаете вы про осень. А давайте сейчас мы с вами поиграем в игру «Да или нет». Я задам вам вопросы про осень, а вы должны на них отвечать только одним словом «да» или «нет».
(Игра проводится в кругу с мячом)
• Осенью растут грибы? (Да)
• Тучки солнце закрывают? (Да)
• Холодный ветер дует? (Да)
• Туманы осенью плывут? (Да)
• Ну а птицы гнёзда вьют? (Нет)
• А букашки прилетают? (Нет)
• Звери норки закрывают? (Да)
• Урожай все собирают? (Да)
• Птицы улетают? (Да)
• Часто-часто идут дожди? (Да)
• Одеваем ли мы сапоги? (Да)
• Солнце светит очень жарко? (Нет)
• Можно детям загорать? (Нет)
• Ну а что же можно делать?
Куртки, шапки надевать? (Да)
Воспитатель: Ребята, а с помощью рисунка можно выразить свое настроение?
Дети: Да
Воспитатель: Правильно, по рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.
Воспитатель под грамзапись предлагает детям рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень».
Воспитатель: А вы хотели бы оказаться на этом лугу?
Дети: Да
- Ребята, представьте, что вы на лугу:
Раз, два, три, оглянись, на лугу очутись.
(воспитатель повторяет описание картины, а дети выполняют действия по ходу рассказа).
- Дети, посмотрите вокруг. (Дети оглядываются) Наступила Осень.
Потрогайте воду в реке. (Дети трогают воображаемую воду). Вода стала в реке холодной и студеной.
Обратите внимание на березки. (Дети смотрят внимательно на березки на картине). Березки нарядились в золотые платья.
А если посмотрим на небо, что же мы там увидим? (Дети разглядывают небо на картине). По голубому небу плывут облака.
Как красиво в нашем лесу! (дети улыбаются).
Воспитатель: И. Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вся листва желтого цвета похожа на золото.
Воспитатель: Правильно, ребята. Все на этой картине как будто золотое : пышное убранство берез, яркий солнечный свет осеннего дня.
Воспитатель: Какие приметы осени вы видите на этой картине?
Дети: Листва на деревьях поменяла свою окраску.
Воспитатель: Какое небо?
Дети: Яркое, солнечное, голубое, прохладное.
Воспитатель: Какой день изображен на картине : ясный или пасмурный? Дети: Ясный.
Воспитатель: Есть ли на небе облака? Какие они?
Дети: Белое облачко.
Воспитатель: Как вы думаете, какое настроение у берез?
Дети: Веселое, радостное, игривое настроение, они гордятся своими золотыми платьями.
Воспитатель: А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка?
Дети: Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.
Воспитатель: А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину.
Дети: С хорошим, веселым, радостным, светлым, восторженным и немного грустным.
Физ. минутка «Листочки»
Листья осенние тихо кружатся, - (Дети кружатся на кончиках
пальцев ног, руки – в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся – (приседают,
И под ногами шуршат, шелестят, - (движения руками вправо-влево,
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ, а поможет нам составить рассказ мнемотаблица. Придумайте название своему рассказу и расскажите об осеннем дне, об осеннем небе, об облаках, о солнце, о березах, об одиноком цветке и о голубом ручье.
Примерный рассказ
Наступила осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья. Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на березы и удивляешься, как это зеленые листочки превратились в золотые. По лугу протекает темно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелено-коричневые деревья, ярко-зеленое поле и несколько деревенских домиков.
Небо голубое-голубое с легким белым облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.
На берегу реки ярко расцвел осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.
Слушаем рассказы по картине 2-3 детей с опорой на мнемотаблицу; в случае затруднения педагог предлагает детям помочь рассказчику, подсказываю детям слова и фразы, для выразительного описания.
Каждый рассказ анализируется с участием всех детей группы.
Воспитатель: Закончить занятие я хочу словами Сергея Есенина:
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
Сергей Есенин.
Итог.
Вопросы к детям:
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии? О чем говорили, что составляли?
Дети: Мы сегодня составляли рассказы про осень.
Воспитатель: Репродукция какого художника нам помогла это сделать?
Дети: Левитана.
Воспитатель: Вы такие молодцы! Спасибо Вам за интересные рассказы.